Нотариус – работа ответственная. Это подтверждают и законодательство, и практика. Однако от технических ошибок нотариус, как и любой другой человек, не застрахован. Между тем, его банальная техническая ошибка может дорого обойтись клиенту. Как быть, если она все же была допущена? Какие есть способы исправления таких ошибок?
Сразу отметим, что в своей деятельности нотариус пользуется многими нормативными актами, но прежде всего его действия регулируют «Правила ведения нотариального делопроизводства» (далее – Правила), утвержденные приказом Министерства юстиции Украины №3253/5 от 22.12.2010. Этот документ можно отнести к разряду «настольных» для нотариусов Украины, но проблеме ошибок в нем уделено не так много внимания.
Исправленному верить
Тексты нотариально удостоверенных сделок, удостоверяемых копий (фотокопий) документов и выписок из них, переводов и заявлений должны быть написаны ясно и четко. Это не просто требование – это законодательное требование, прописанное в означенных выше Правилах. Там же сказано, что даты, касающиеся содержания удостоверяемых сделок, хотя бы один раз должны быть обозначены словами, а наименования юридических лиц – без сокращений и с указанием их местонахождения и кода налогоплательщика по ЕГРПОУ или налогового номера. В необходимых случаях указываются также номера счетов юридических лиц в банках.
Однако практика показывает, что есть случаи, входящие в так называемую группу риска. Прежде всего, это люди с редкими именами и фамилиями. Опасность подстерегает также граждан, чьи имена пишутся непривычно, например, в переводе на украинский язык. В данном случае советы юриста однозначны: перед тем, как подписывать документ, а лучше перед заверением нотариуса прочитайте его внимательно. Помните, что разночтения между паспортом и нотариальным документом недопустимы.
Законодательство отмечает, что в случае допущения ошибки в тексте нотариально оформляемого документа, который не нуждается в подписи лица, обратившегося за совершением нотариального действия (свидетельства, выданного нотариусом, копии или дубликата документа и т. п.), внесение дописок или исправлений к тексту документа осуществляется по заявлению этого лица, которое, кстати, зарегистрировано в журнале регистрации входящих документов. Исправление такой ошибки оговаривается нотариусом, который совершал нотариальное действие, после удостоверительной надписи с указанием даты и проставлением своей подписи и печати на такой оговорке. При этом все исправления должны быть сделаны таким образом, чтобы можно было прочитать как исправленное, так и ошибочно написанное, а затем зачеркнутое.
«Удостоверительная надпись должна быть написана ясно, четко, грамотно, без подчисток. Дописки или исправления, сделанные в тексте удостоверительной надписи, оговариваются нотариусом, который совершал нотариальное действие, после удостоверительной надписи и скрепляются его подписью и печатью с указанием даты», – говорится в п. 6.16 гл.VI «Составление и оформление нотариальных документов» Правил.
Хочется отметить, что во всех случаях, когда ошибка произошла по вине нотариуса, исправления вносятся бесплатно для клиента.
Суд как последняя инстанция
Беда в том, что многие ошибки нотариуса в документе имеют правовые последствия, а испорченную правовую бумагу можно оспаривать только в суде.
Основной составляющей института нотариата является то, что деятельность нотариусов носит публично-правовой характер, в связи с чем действия по совершению нотариальных услуг могут быть обжалованы в суде, в т. ч. и действия, в результате которых была совершена техническая и, тем более, сознательная, преднамеренная ошибка.
В таких случаях действия клиента, пострадавшего от такого «специалиста», понятны – обращение в суд. Суд же, в свою очередь, рассматривает каждый случай в индивидуальном порядке, выясняет неправомерность действий нотариуса, разбирает иные нюансы совершения того или иного нотариального действия и выносит решение об исправлении технической или преднамеренной ошибки.
Кроме того, судебной тяжбы не избежать тем, кто не заметил вовремя допущенную нотариусом ошибку и, как результат, не имел возможности исправить ее по, например, одной их банальных причин: нотариус, который ее совершил, прекратил свою деятельность.
Кроме суда
Напомним, что в Украине введен новый порядок регистрации прав на недвижимость – ее, как и регистрацию бизнеса, передали, кроме прочих, и нотариусам. Двигателем этого процесса стала новая редакция Закона №1952-IV от 1.07.2004 «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений», которая вступила в законную силу с 1.01.2016. Как и любой новый процесс, это несет риск технических и намеренных ошибок.
Приказом №37/5 от 12.01.2016 Минюст утвердил «Положение о Комиссии по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации». Согласно ему, комиссия является постоянно действующим коллегиальным консультативно-совещательным органом при Министерстве юстиции и обеспечивает рассмотрение жалоб в сфере госрегистрации. Данный орган является некой альтернативой суду в случае, если нотариус допустил техническую или, тем более, намеренную ошибку, совершая то или иное регистрационное действие.
Правда, тут надо отметить, что решение комиссии никак нельзя поставить вровень с судебным решением, так как оно не отменяет незаконное или ошибочное действие нотариуса. Однако заключение комиссии по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации может стать основанием для обращения в суд, а также доказательством факта неправомерного действия.
Тут нужно отметить, что заключение комиссии не влияет на право собственности, как многие думают, а лишь признает факт регистрации как таковой, который не соответствует закону.
Повторим, комиссия рассматривает как случаи, когда имела место банальная техническая ошибка регистратора, так и случаи преднамеренных неправомерных действий, результатом которых стал захват чужого имущества. Но в любых ситуациях решение, касающееся восстановления права собственности, принимает суд.