Финучреждения расширяют сети своих клиентов, применяя различные рекламные уловки и навязывая дополнительные услуги Сегодня найдутся немногие, кто бы не сталкивался с навязчивой рекламой финансовых услуг в самых разнообразных формах.
Чего только стоят смс-рассылки, которые с завидной регулярностью продолжают выдавать поставщики финуслуг. Для каждого из них вы – потенциальный клиент. И даже если вы, вместо того, чтобы проигнорировать очередное «письмо счастья», возмутитесь праведным гневом и начнете обрывать телефоны с требованием не забрасывать вас спамом, те самые сообщения если и перестанут приходить, то не исключено, что лишь на какое-то время.
Однако и в случаях, когда вы уже становитесь постоянным клиентом финучреждения, ваша обработка идет не менее активно, в том числе по навязыванию дополнительных услуг. Скажем, взять политику отдельных банков по обязательному открытию кредитного карточного счета вдобавок к открытию основного счета. Или же, предложение «добровольно-принудительно» открыть также и депозитный счет. Многие, не желая ввязываться в споры с банками, от дополнительных услуг не отказываются, хотя такая возможность есть. «Человек, если не хочет пользовать платежной карточкой, должен подать заявление в банк с просьбой закрыть карточный счет. В этом случае карточный счет закрывается и не начисляется комиссия. А если есть счет, банк имеет право начислять комиссию согласно договора на открытие карточного счета. Вообще нельзя просто выбросить карточку и думать, что ее нет. Карточка — это просто кусочек пластика. Тут главное карточный счет. Поэтому его нужно закрывать, если не нужен», — говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Отдельная история, активно рекламируемые некоторыми банками возможность взять кредит у них по ставке в 0%. Такие обещания «нулевых» кредитов на практике оказываются, мягко говоря, неправдивыми. Процентами за такой кредит по сути станет, в частности, та же ежемесячная комиссия за использование кредитной карточки, прописанная в договоре. Поэтому главный совет для всех, кто хочет избежать различных финансовых ловушек, остается неизменным — внимательно читать все, что подписываете. А в случае, если вам в банке не хотят объяснить суть договора, не подписывайте — идите в другой банк.
При этом специалисты признают, что на практике по-прежнему не все потребители читают полностью договора, которые подписывают, что и приводит потом к разбирательствам и скандалам, хотя теперь банк не имеет право печатать микротекст, а должен использовать в договорах только 12 шрифт.
В случае же, если финучреждение пытается вам навязать какую-либо услугу, к которой не нуждаетесь, это должно вас сразу насторожить. «Во-первых, я бы рекомендовал отказаться от услуг такого финансового учреждения. Если это затруднено, то требовать от банка письменного ответа на свои возражения относительно навязываемых услуг.
Во-вторых, направить соответствующие жалобы в НБУ, Госпотребинспекцию и Антимонопольный комитет Украины. При этом необходимо обязательно приложить нотариально заверенное заявление о разрешении на раскрытие банковской тайны», — советует старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.Однако регуляторы зачастую закрывают глаза на подобные нарушения. «Очень редко Антимонопольный комитет Украины пресекает действия финучреждений в части недобросовестной предпринимательской практики (реклама, вводящая в заблуждение). Действующим законодательством за нарушение конкурентного законодательства, а также Закона Украины «О защите прав потребителей» предусмотрены значительные штрафы. Однако в большинстве случаев финучреждения отделываются легким испугом», — констатирует он.
В целом, как отмечают специалисты, потребители финансовых услуг в Украине на сегодня имеют законодательную защиту, но на практике отстоять свои законные права им сложно. Основным документом, призванным стоять на страже интересов потребителя финуслуг, как и любого другого, является упомянутый Закон Украины «О защите прав потребителей». Однако финансовые учреждения его не выполняют, либо грубо нарушают, в том числе в части отдельных норм подписываемых с потребителем договоров. Так как регуляторы закрывают на это глаза, свою правоту потребителям приходится постоянно доказывать в суде.
При этом многие из тех, кто начинает бороться за свои права, ввязываясь в тяжбу с финучреждениями, зачастую бросают это дело на полпути «Это затратно как по времени, так и по деньгам, значительно проще поменять банк, чем заставлять его соблюдать закон», — резюмирует Ростислав Кравец.