Многим кажется, что с выходом на российский рынок крупных западноевропейских розничных сетей, торгующих электроникой и бытовой техникой, мошенничества в этом сегменте рынка стало значительно меньше. Выясняется, что это не так. Старые добрые схемы действуют по-прежнему, и к ним прибавляются новые – навеянные временем. «Наша Версия» выяснила, чего стоит опасаться при походе в магазин за новыми телевизорами, видеокамерами и электрическими плитами.

«Этот холодильник – хит наших продаж. Модель, которую вы видите на витрине, к сожалению, последняя, потому что их сметают как горячие пирожки», – доверительно сообщает продавец, продолжая вам рассказывать о преимуществах именно этой модели. И когда в ваших глазах появляется сожаление, оттого что вы не успели купить лучший холодильник сезона, вам почти шёпотом говорят: «Если честно, на складе один ещё есть. Его неделю назад заказали и до сих пор не выкупили. По идее, мы должны были ждать всего три дня, но пошли клиенту навстречу, а теперь поезд ушёл. Хотите – договорюсь с менеджером, сейчас вам отпустим». И вы, конечно, хотите.

 «В подавляющем большинстве подобных случаев речь идёт не о реальном хите продаж, а о товаре, с которого магазин имеет наибольшую маржу», – заявил «Нашей Версии» глава Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль» Михаил Аншаков. То есть налицо недостоверная реклама. И в лучшем случае холодильник будет работать так же, как работала бы более конкурентная, качественная и менее дорогая модель.

 Ещё один яркий пример недостоверной рекламы, которая приносит колоссальные плоды ретейлерам, – псевдозападные бренды. Это настоящая напасть для нашего покупателя, стремящегося, с одной стороны, купить подешевле, с другой – чтобы было, как у них, на Западе. Специально «под такого клиента» были созданы и успешно реализуются такие бренды, как Vitek, Rolsen, Kaiser и многие другие. Вроде пустяк, тем более что соотношение цена – качество у большинства таких изделий достаточно высокое. Но всё же сознательные попытки ввести в заблуждение налицо.

 «Товары позиционируются как имеющие успех на прилавках в странах ЕС, где их никто не знает», – поясняют в Обществе защиты прав потребителей. А потому не стоит верить словам консультантов. Это, к сожалению, на сегодня правило номер один для тех, кто не хочет быть обманутым в магазине.

 Правило номер два – не верить вывескам. Один из наиболее вопиющих и распространённых способов, к которым магазины прибегают для ухода от обязательств перед клиентами, – смена юридического лица. Особенно часто этот приём используется в регионах, причём не гнушаются им даже крупные сетевые компании.

 Традиционный сценарий таков. Человек решает купить дорогую технику и, дабы не ошибиться, выбирает магазин под известным всей стране брендом. В действительности продажи в данной конкретной точке осуществляет фирма-посредник. Покупатель тратит немалые средства на покупку, после чего в ней обнаруживается дефект. Он идёт в магазин, уверенный в том, что ему помогут, а там ему говорят, что владелец сменился, так что претензию предъявлять некому. Самое любопытное, что вывеска магазина при этом не меняется.

 В недоумении покупатель указывает менеджерам на название магазина, на что ему говорят: вывеска вывеской, а по документам владелец другой. И самое интересное – это правда.

 «При смене юрлица вывеска магазина может не меняться», – подтвердил в разговоре с корреспондентом «Нашей Версии» юрист отдела due diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Алексей Манчестер. По его словам, наиболее «продвинутые» компании могут прибегать к смене юрлица раз в два-четыре месяца, и покупатели этого даже не заметят, потому что интерьер и витрины магазина останутся прежними.

 «Регулярная смена юридического лица помогает компаниям избежать ответственности за допущенные нарушения в деятельности. И к тому же это реальный способ снизить риск налоговых проверок и таким образом уйти от доначисления налогов», – пояснил Алексей Манчестер.

 «Если вы купили некачественный товар и хотите его вернуть, а юрлицо поменялось, то вам следует выяснить, является ли существующая компания правопреемницей предыдущей. Если является, то вы можете предъявить претензию компании, продавшей товар, – добавляет юрист. – Компания является правопреемницей со всеми вытекающими последствиями, если была проведена реорганизация. Если же предыдущая компания была ликвидирована, то новая компания не является её правопреемницей».

 Не стоит, наверное, и говорить о том, что в большинстве случаев предыдущая компания ликвидируется. А значит, «предъявлять к ней претензии – это всё равно что пытаться взыскать долги с умершего», – говорит глава Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль», Михаил Аншаков:

 – Найти управу на предпринимателей, жонглирующих правом владения магазином, по российскому законодательству невозможно. Если же учесть, что в случае приобретения некачественного товара потребитель должен иметь три возможности – отказаться от покупки (то есть потребовать возврата денег), попросить о замене товара или потребовать бесплатного ремонта, – то в нашем случае он лишается двух из трёх своих прав.

 Одно из наиболее частых нарушений магазинов – отказ от приёма неисправных товаров. Пользуясь неосведомлённостью покупателя, менеджеры торговой точки говорят…

Кстати, о ремонте. Одно из наиболее частых нарушений магазинов – отказ от приёма неисправных товаров. Пользуясь неосведомлённостью покупателя, менеджеры торговой точки говорят ему, когда он приносит дефектную вещь, что ему следует обратиться в сервис. По закону подлости, сервис всегда находится на другом конце города, и там стоит нескончаемая очередь.

 В действительности магазин просто не хочет выполнять свои обязательства. По закону он должен принимать товар, купленный у него, не только по истечении 15 суток, на которые так часто ссылаются продавцы, но и по истечении гарантии. «Магазин обязан принимать у покупателя товар до тех пор, пока действует его срок службы: 6 лет – значит 6, 10 – значит 10», – говорят в «Общественном контроле». Другое дело, что по истечении срока гарантии ремонт будет сделан за деньги, но это вовсе не значит, что клиент должен сам искать сервисную точку.

 Нередко покупателей обманывают, говоря о том, что тот или иной товар, который они хотят вернуть или обменять, входит в список сложных технических товаров, которые не подлежат возврату в случае отсутствия серьёзных нареканий.

 В Обществе защиты прав потребителей советуют: прежде чем покупать дорогую вещь, которая будет служить вам не один год, получите как можно больше информации о продавце, чтобы вовсе не тратить в дальнейшем время на защиту своих прав. В этом смысле сарафанное радио остаётся самым действенным средством получения информации, говорит глава ОЗПП Михаил Аншаков. «Если ваши знакомые дают позитивные рекомендации, это уже что-то. Неплохо также изучить соответствующие сайты, посмотреть, что пишут люди на форумах», – добавляет он.

 Для особенно въедливых покупателей в каждом магазине существует «Стенд потребителя». Это не такая уж бесполезная вещь, как кажется. Именно там вывешены документы с указанием названия реальной фирмы-владельца. Здесь можно узнать его ИНН, который даёт ключ к разгадке многих тайн, в частности может дать информацию о гендиректоре и о дате создания компании. Нужно только переписать номер и затем «пробить» его по базе, которая представлена, например, на сайте агентства «Валаам», которое занимается информационным консалтингом и экономическими исследованиями. Если вы увидите, что ООО появилось на свет две недели назад, покупать у него холодильник за 100 тыс. рублей явно не стоит.