В последнее время в казанских газетах появилось много объявлений, сулящих баснословный доход в тысячу долларов и больше на должности офис-менеджера. Если учесть, что средняя зарплата по этой специальности в Казани составляет 4-8 тыс. рублей, данная реклама выглядит по меньшей мере странной. Я попытался узнать: что скрывается за этими денежными посулами.

Открываю свежий номер газеты и нахожу там порядка десятка подобный вакансий. Сразу настораживает то, что везде даны только сотовые телефоны. Спрашивается: если работа в престижном офисе, то почему там нет даже стационарного телефона?

Звоню. Половина номеров недоступна. Где-то не берут трубку. В итоге меня зовут на собеседование по следующему объявлению: «Работа в офисе с людьми и документами, обучение, высокий доход, загран. поездки»

На предприятиях работают простачки

Прихожу на следующий день в офис на улицу Татарстан. Окучивать меня принимается девушка по имени Регина.

- Хочешь получать 50 тысяч рублей, - увещевает она.

- Конечно, - прикидываюсь наивным лохом.

- То-то! А у нас можно гораздо больше!

Спрашиваю, о том, в чем будет заключаться моя работа, и слышу в ответ лабуду про работу с бумагами, договорами и клиентами.

- А что конкретно надо будет делать? – Не унимаюсь я.

- Приходи завтра, на обучении и все узнаешь.

За трехдневный курс мне предстояло выложить 380 рублей: 280 – залог за литературу, а на сто рублей, улыбаясь, Регина обещала сделать мне презент. Получить принудительный подарок за свои же деньги, причем, когда ты этого совсем не хочешь! Что может быть лучше!?

Первый день обучения в компании, назовем ее «Лохиши», был откровенно скучным. В течение часа мне пытались вдолбить, что работать на кого-то – плохо. Что все те, кто трудится на фирме или предприятии – неудачники. Под замес также попали и частные предприниматели, которые, как выяснилось со слов лектора – несчастнейшие из людей. Вся сила в крупном бизнесе, представителем которого и является «Лохиши», а все остальное – западло! Урок окончен. Меня приглашают на следующий день.

- А в чем будет заключаться моя работа, - робко пытаюсь проявить настойчивость.

- Завтра все узнаешь!

Где-то это я уже слышал, ну да ладно.

Настоящий лох – не рассуждает

На втором уроке я ощутил более основательную промывку мозгов. Впервые за все это время я услышал словосочетание «сетевой маркетинг». Меня путались убедить, что это – единственная легальная сфера бизнеса, где каждый человек, может получить мультиплексный доход! Так что господа, нефтяники, быстренько сворачивайте свои буровые и бегом марш в сетевой маркетинг!

Мне рассказали о самой компании. Родом она из Китая. «Лохиши» занимается торговым, промышленным, транспортным, рекламным, туристическим, гостиничным и прочим легальным бизнесом. Ее годовой товарооборот 10 миллиардов баксов! Она занимается коммерческой деятельностью в 190 странах мира!

- В каких именно странах? – Пытаюсь уточнить я.

- В самых разных, - следует более чем конкретный ответ

- Хотя бы парочку назовите?

- Я не помню, но в очень многих странах…

Далее мне сообщается о том, что компании уже 11 лет и 7 из них ода действует в России. «Лошихи» планирует построить 100 тысяч супермаркетов по всему миру, и 50 тысяч из них уже возведено.

- В России их пока нет, но к 2008 году они появятся в Питере, Москве, Екатеринбурге, а в будущем и в Казани.

Спрашивается: если компания настолько могущественна, что за 11 лет построила 50 тысяч супермаркетов по всему миру, то почему за 7 лет она не смогла возвести ни одного в России? Впрочем, лектор видимо исходил из принципа: настоящий лох рассуждать не должен.

Деньговещание, яхта и самолет

Также «с аппетитом съедаю» утверждение о том, что все доходы «Лохиши» облагаются налогами, то есть все легально.

- Наша компания награждена правительственными наградами и входит в элиту российского бизнеса!

- А какими именно наградами, - проявляю неестественную для простачка активность.

- Правительственными! – Слышу я все тот же конкретный ответ.

Мне стало удивительно, почему такая крутая бизнес-компания ютится в небольшой разделенной перегородкой комнатушке, которая называется офисом.

Потом лектор «дает установку на бабло». Передо мной рисуется чудо-лестница доходов, согласно которой я смогу получать 10 тысяч долларов в месяц. Правда, не сразу. Также мне сулят автомобиль «БМВ», яхту, самолет и коттедж по достижении определенных ступеней в карьерной лестнице. Венчает все это деньговещание удивительная формула: 3 дня учишься, семь лет работаешь, потом выходишь на пенсию и получаешь от 5 до 40 тысяч долларов в квартал.

- А что конкретно мне надо будет делать, чтобы получить все это?

В ответ меня снова кормят завтраком и дают почитать книжку про сетевой маркетинг.

Дома открываю рейтинг журнала «Эксперт» 400 ведущих российских компаний по объему реализации продукции, но не нахожу там «Лохиши». В рейтинге явно что-то напутали: там должна была значиться наша чудо-компания, представитель элиты российского бизнеса!

- Ну как тебе книжка, - на следующий день Регина пытаться выяснить подавило ли во мне желание денег остатки разума.

- Прочитал! Все очень здорово! - наивно хлопаю в ответ ресницами

Грудных детей – в дистрибьютеры!

Вкратце суть сетевого маркетинга в следующем: ищи чуваков – шинкуй «капусту». То есть ты выстраиваешь сеть из людей, и каждый приведенный тобой человек становится «под тебя» и платит тебе определенный процент. Деньги берутся с продаж, причем неважно, чем при этом ты будешь торговать.

«Лохиши» реализует биологически активные добавки. Чтобы иметь начальную зарплату – 20 процентов от того, что ты сбыл, надо продать товара на 300 долларов.

- Лучше конечно самому купить этот товар. Твой первоначальный взнос составит 8400 рублей, но после этого ты сможешь получать зарплату, - заверят Регина.

- Получать чистыми или как? Ведь вы же налоги платите?

- Никакие налоги мы не платим, всю выручку оставляем себе, - открывает мне настоящую правду Регина.

Чтобы продвигаться по карьерной лестнице, достаточно пригласить в бизнес пятерых человек. Каждый из них пригласит еще по пять, те 25-ть еще по пять и так далее. Вот она формула бесконечного финансового спасения для всех желающих, которую рисуют хитроумные деньгивещатели из «Лохиши». Однако эта формула опровергается простой математикой. В Казани примерно 1 млн 100 тыс жителей. Если я если начну строить сеть вышеуказанным способом, то уже те, кто окажется на девятой ступени подо мной (5 в девятой степени равняется 1 млн 953 тысячи с небольшим) не смогут никого привести, так как к тому времени весь город, включая грудных детей станет дистрибьютором, то есть продавцом компании «Лохиши»! И придется всем казанцам до конца жизни продавать добавки друг другу, прокли…, простите, благословляя за такое финансовое спасение китайских дяденек... Поэтому данный сыр хорош только для тех, кто влез в мышеловку на ранней стадии.

- Тебе надо будет подать объявление, о приеме новичков на работу. Принеси к следующему разу пять вариантов, – объясняет мне Регина!

- А что писать?

- Не важно, лишь бы клюнули!

Я уже ничему не удивлялся.

Что должно насторожить

Советы тем, кто желает найти стабильную работу и не хочет попасться на удочку сетевого маркетинга и ненадежных фирм-однодневок. Насторожитесь, если:

- вам сулят баснословную заработанную плату, которая явно выше, чем у других работодателей в этой области

- вам предлагают максимально выгодные условия работы: свободный график, быстрый карьерный рост, бесплатное обучение

- вам говорят, что за вакансию, то есть устройство на работу нужно заплатить некую сумму

- ваш потенциальный работодатель позиционирует себя как представителя крупной международной компании, открывшей филиал в вашем городе. В большинстве случаев – это сетевой маркетинг

- если вы узнали о работе из объявления на столбе. По крайней мере тщательно проверьте такую информацию. А лучше обратитесь в городской Центр занятости, где имеют дело с проверенными работадателями

- если вам первоначально, по телефону с неохотой и крайне скудно выдают информацию о работе и настойчиво приглашают на собеседование. В большинстве случаев – это сетевой маркетинг

- если работодатель не предлагает вам подписать договор. Может получиться так, что вы были нужны ему лишь на определенный срок, и платить оговоренную сумму он вам не собирался.