«На днях пробиралась через центр Киева по пробкам. Вижу, что уже опаздываю на работу, а движение почти остановилось. Припарковала машину и побежала к ближайшей станции метро — так однозначно быстрее. В обед вернулась за автомобилем, и уже хотела ехать, как дорогу мне преградил парковщик. Говорит, стоянка здесь платная, с вас 40 гривен. Но когда я оставляла машину, ко мне никто не подходил, кроме того, слышала, что теперь парковку оплачивают через паркоматы! Парень показал на свой кассовый аппарат, который выдает чеки, мол, чем вам не „паркомат"? Потом, правда, предложил, чтобы я дала ему 40 гривен, а он сходит к настоящему паркомату на другой стороне улицы, заплатит деньги и принесет чек. Я сказала, что не собираюсь давать ему деньги, а он встал перед машиной — и все. Уже хотела заплатить, но, оказалось, что в спешке забыла на работе кошелек! Пришлось звонить подруге — она приехала только минут через двадцать, когда я уже чуть не плакала. Такая вот история. А теперь мне все говорят, что парковщик не имел права преграждать мне дорогу. Правда ли это? И что же мне, слабой женщине, в таких случаях делать? Не драться же с парковщиками?»
Алла, Киев
— В «Правилах парковки», утвержденных Кабинетом министров три года назад, действительно есть пункт, который дает оператору парковки право с помощью технических средств (шлагбаум, блокиратор) препятствовать выезду транспортного средства в случае неоплаты водителем услуг по ее содержанию, — говорит адвокат Алексей Святогор. — Однако эта норма была позднее отменена в судебном порядке как неконституционная. И решение суда вступило в законную силу. Насколько мне известно, после этого Киевская горгосадминистрация направила правительству предложения, касающиеся внедрения новой системы взысканий за нарушение правил стоянки и несвоевременную оплату парковки. В частности, предлагалось вновь разрешить эвакуацию и блокировку колес машины, заниматься которыми должна специально созданная инспекция. Впрочем, решение по этому вопросу пока не принято. Следовательно, никакого законного права вас задерживать парковщик не имел. Если у организатора парковки (коммунального предприятия «Киевпарксервис») есть к вам претензии, он может удовлетворить их в судебном порядке (правда, мне о таких случаях не известно). Поэтому при возникновении ситуации с блокированием выезда я бы советовал без лишних эмоций пояснить парковщику незаконность его действий, а также пригрозить вызовом милиции с дальнейшей перспективой квалификации его действий как вымогательства. Уверен, что после этого никто дорогу вам преграждать не будет.
Зачастую работники «парксервиса» требуют у водителей оплаты без должных на то оснований. К примеру, в «Правилах парковки» указано, что парковка может считаться платной, если она выделена разметкой (синей линией), знаком «Место для стоянки» с табличкой «Платные услуги», на который изображены монеты номиналом 10, 25, 50 (если на табличке монеты с другим номиналом — она не отвечает ГОСТу). Кроме того, на парковке должен быть установлен паркомат из расчета не менее одного на 20 мест. Если на паркомат приходится больше мест, такая парковка не отвечает правилам, плата за пребывание на ней взиматься не может. Тем более не может оплачиваться парковка, на которой вообще нет паркомата, о чем еще весной этого года однозначно заявил премьер-министр Николай Азаров. Причем вы должны понимать, что паркомат и кассовый аппарат, который висит на шее у парковщика, — это абсолютно разные вещи.
Из личного опыта
Свои рекомендации нашей читательнице решили дать и мы, авторы рубрики «Автосалон». Ведь тема парковки, чего греха таить, давно вышла за рамки правового поля. Начнем с того, что согласно кабминовским «Правилам парковки» водитель обязан оплачивать исключительно услуги по содержанию площадок, причем стоимость этих услуг должна быть экономически обоснованной. Но на практике тарифы нередко устанавливают «с потолка». Создается впечатление, что за счет поборов (а как еще назвать тариф в 10 гривен за час?) водителей просто пытаются заставить отказаться от поездки на автомобиле в центральные районы города. Причем «выбиванием» денег по-прежнему занимаются парковщики, которых, казалось бы, давно «отменили»! Впрочем, наши автолюбители в долгу не остаются: большинство водителей стараются вообще не платить за парковку, благо наказания за неуплату пока не ввели. Нередко это становится причиной конфликтов: парковщики в последнее время начали действовать более настойчиво, а иногда и агрессивно. Как в этой ситуации поступить «слабой женщине»? Мы постарались свести наш жизненный опыт к нескольким советам, позволяющим уйти от конфликта и вместе с тем избежать необоснованных платежей за парковку.
- Как правило, парковщики стараются сразу же получить у водителя деньги, так как сделать это потом намного труднее. А значит, ваша задача — отодвинуть время оплаты «на потом». Дескать, бегу, спешу, через десять минут вернусь и улажу все вопросы. Не нервничайте, ведите себя уверенно и дружелюбно. В половине случаев, парковщик уже все понял и к вам даже не подойдет.
- По возвращении сделайте вид, что никакого разговора между вами не было. Игнорируйте парковщика, садитесь в автомобиль, заводите мотор, начинайте выезжать. Если к вам попытаются приставать с традиционным «оплачиваем парковочку», не стоит вступать в дискуссию и что-либо доказывать. Через приоткрытое окошко уверенно (с начальственными нотками в голосе) заявите нечто вроде: «У меня парковка оплачена по карточке на целый месяц», «За нас заплатила организация, в „Киевпарксервисе" есть наши данные», «Все что положено, уже оплачено» и так далее. Парковщик попытается возразить, мол, он ничего не знает. Вы недовольно бросаете: «Так пойди и узнай», после чего закрываете окно и уезжаете. Ни в коем случае не ждите от парковщика разрешения выехать — он не инспектор ГАИ и не имеет никаких прав. Конечно, вдогонку вас могут обматерить. Но начинать конфликт не станут.