Покупка бытовой техники или электроники – не просто шоппинг, а зачастую – вложение средств. Мы рассчитываем, что техника будет служить долго, а в случае чего – будет отремонтирована по гарантийному талону. Специалисты по защите прав потребителей утверждают, что во многих случаях эти надежды напрасны. Многим недобросовестным продавцам куда выгоднее продавать не качественную технику проверенных брендов, а плохие подделки. Да и правильно оформленной гарантией чаще всего такие предприниматели себя не озадачивают.
Железная гарантия
По словам начальника Главного управления по защите прав потребителей Киевской городской государственной администрации Константина Соляника, одной из труднейших задач для потребителя оказывается попытка отремонтировать или заменить технику по гарантийному талону. Причем довольно часто проблемы возникают при покупке техники в гипермаркетах электроники. Как утверждает Константин Соляник, покупателя, который пытается воспользоваться гарантией, гипермаркеты пытаются запутать, тянут время и не решают никаких вопросов.
Чтобы быть уверенным в том, что неисправную технику будут чинить, прежде всего, необходимо четко проследить правильность оформления гарантийного талона.
"В гарантийном талоне должны стоять печати, подпись продавца и дата продажи товара. Также должен быть указан адрес и контакты магазина, а также координаты сервисных центров, где обслуживают такую технику. Необходимо всегда сохранять чек либо другой платежный документ, который подтверждает факт покупки", - советует Константин Соляник.
Мобилку проверять нужно
Нередко проблемой оборачивается возврат продавцу недавно купленного мобильного телефона. Среди широкого ассортимента "трубок", подделок, которые быстро ломаются, очень много. Также часто бывают ситуации, когда телефон работает, но вернуть его все равно надо. Однако возвращаясь в магазин, люди слышат отказ. Продавцы аргументируют это тем, что телефон уже использовался, хотя вы использовали его только в самом магазине – чтобы проверить, как работает связь.
"По закону в течение какого-то времени товар действительно можно вернуть, только если он не был использован. Однако в случае с телефонами это нонсенс. Проверяя телефон в магазине, требуйте, чтобы на отдельном листке или на гарантийном талоне продавец зафиксировал факт проверки телефона и количество минут, которые вы наговорили во время этого. Также продавец должен поставить дату и подпись на таком свидетельстве.
Рекламные приманки
Вагоны метро, билборды, интернет-баннеры и эфир телеканалов – отовсюды ежедневно мы слышим сотни рекламных объявлений, которые касаются тех или иных акций от магазинов, торгующих бытовой техникой и электроникой. Нам обещают сумасшедшие скидки, выгодные кредиты и еще очень много такого, что по идее должно сделать нашу жизнь если не идеальной, то уж точно лучше прежней. Специалисты советуют не забывать, что целью всех этих заманчивых объявлений является выкачать из вас как можно больше денег.
При этом существуют несколько наиболее распространенных способов завлечь покупателей, которые по сути являются наглым обманом.
По словам Константина Соляника очень часто клиентов заманивают нереальными скидками на технику. На практике оказывается, что вы платите намного больше, чем обычная цена.
"Не раз сталкивался с ситуацией, когда в рекламе указываются большие скидки. Приходишь в магазин, и оказывается, что на стиральную машинку, которая в других магазинах стоит, например, три тысячи, устанавливают цену в пять тысяч. Учитывая скидку, покупатель платит 4 с половиной тысячи и думает, что ему несказанно повезло", говорит руководитель управления по защите прав потребителей.
"Еще один рекламный трюк – дать рекламное объявление с указанием низкой цены на какое-то конкретное наименование товара. Человек видит это и думает, что цены в магазине – относительно невысокие. Когда же приходит в магазин, то оказывается, что дешево стоит только тот товар, который указан в рекламе, а все остальные товары стоят дороже, чем в других магазинах", - добавляет Константин.
Чтобы не попасться на рекламный крючок, необходимо совершать покупки осознано. Интересоваться сколько стоит тот или иной товар в разных магазинах.
Лучше убедиться лично
С каждым годом в Украине набирает обороты интернет-торговля. Покупать товары через интернет чаще всего выгоднее – нет наценки за аренду помещения, товар доставляют прямо на дом. Однако пользуясь услугами интернет-магазинов об осторожности тоже не стоит забывать.
В случае с покупкой техники через интернет опасностей может быть несколько. Но все они, утверждает Константин Соляник, связаны с тем, что подобные магазины часто не имеют конкретного адреса и за качество товара ответственности никто не несет.
"На интернет сайтах - покупать, только если четко указан адрес, телефон, контактное лицо, к которому можно обратиться. Я рекомендую вообще приехать по адресу этому посмотреть – есть такой вообще офис или нет – и только тогда совершать покупку. Если на сайте только номер телефона, тем более мобильный – то можно вообще на этот сайт и не заходить", - утверждает специалист.
Решив совершить покупку через сайт, требуйте правильного оформления всех документов – гарантийного талона и платежного документа, подтверждающего покупку.
Способов обмануть потребителей существует множество. Большинство из них основаны на том, что человек совершает покупки неосознанно и не владеет информацией о том, как защитить свои права. Напротив, придирчивого и осведомленного покупателя обманывать бессмысленно.