Есть люди, которые вкладывают деньги в войну. Они покупают прицелы, оружие, приборы ночного видения. Есть люди, которые вкладываются в жизнь на войне. Они находят Целокс, спальники, бронежилеты, теплую одежду. А есть люди, которые воплощают непопулярные проекты. Которые, казалось бы, «напрочь не ко времени». Эти люди ездят с концертами по военным частям, возят кинопоказы или фестивали на восток. Они сталкиваются со шквалом критики и обвинениями в том, что «танцуют на костях».

Казалось бы, зачем «на гоцки» тратить материальный и человеческий ресурс, если есть вещи значительно важнее в условиях войны? Неужели нельзя заняться просвещением после окончания войны?

«Это очень большая ошибка, которую, к сожалению, допускают многие люди, в том числе и государственные чиновники, - утверждает Денис Блошинский, главный организатор, идеолог и вдохновитель всеукраинского фестиваля «Со страны в Украину». - Есть вещи, которые нельзя расставлять по приоритетам. Как бы тяжело и непросто нам ни было, как бы ни казались вопросы культуры и духовности второстепенными, никогда нельзя оставлять их на потом».

«Война, бронежилеты, аптечки, теплые сапоги - да, это нужно, важно и актуально. Но культура, информационная поддержка, антипропаганда и духовная опора — это не менее важно. Как бы ни было тяжело - эти вещи нужно решать также здесь и сейчас. Потому что патрон от АК стреляет в сегодня, а патрон слова - в завтра.

Мы можем врага убить физически за одну секунду, а на то, чтобы сделать из забитого ватника человека уходят годы. Именно поэтому не то что нельзя откладывать, а наоборот - нужно все силы сейчас бросать на просветительскую работу и всеми возможностями поддерживать тех, кто делает это самостоятельно на местах. Песни, танцы, ремесла, книги, культура нашего народа - это броники для души и теплые сапоги для нашей моральной стойкости», - прибавляет Блошинский.

Украина инкогнита

Около 70 волонтеров из 22 городов Украины - именно силами стольких людей делаются регулярные трехдневные заезды в маленькие городки на востоке Украины в рамках фестиваля «Из страны в Украину».

Это городки Донетчины и Луганщины, недалеко от которых проходит линия фронта и которые еще совсем недавно были под обстрелами.

Городки, в которых нет украинских книжных магазинов, где не проходят украинские концерты и не бывает фестивалей украинской традиционной культуры.

Городки, которые не никак не могут поддерживать нашу страну, потому что Украина для них - всего лишь абстракция, вместо того Россия намного более выпуклая, осязаемая и более понятная. Ведь жители этих городков смотрят российское телевидение, ходят на российское кино и читают российские книги.

С чего бы им поддерживать Украину, которая для них как белое пятно?

Именно поэтому появился такой проект, как фестиваль «Из страны в Украину», который поставил целью разрекламировать на востоке бренд «Украина». Показать донетчанам и луганчанам, что же это за страна у нас такая?

Поэтому на провинциальные городки сваливается полномасштабный фестиваль украинской культуры. Именно лишь это поражает людей, потому что к ним фестивали едва ли когда доезжали.

Фестиваль составляется из дневной и вечерней программы. Днем дети и взрослые принимают участие в мастер-классах. Они ткут, лепят птичек из теста (и сразу их выпекают в маленькой печи!), делают елочные украшения из соломы («пауков»), плетут игрушки из сена, вырезают по дереву, учатся петриковской росписи, творят кувшины на гончарном круге, играют в игры.

Все люди, которые создают фестиваль - волонтеры. И здесь они становятся будто родителями, которые открывают детям прекрасный окружающий мир. Так же, как восторженно трогает ручкой морские волны ребенок, который впервые приехал на море, так же восторженно и боязливо проводят писачком первый узор по будущей писанке удивленные донетчане.

Для них еще писанки молчат. Они не знают символики узоров, не знают, как называется писачок, не представляют, как выдуть яйцо. Но после первой попытки и первого восторга от открытия нового может прийти первое понимание, а за ним и умение «читать» украинскую культуру.

Мастера поражают. Они не только передают свое умение людям, они проговаривают к ним. Спокойно, взвешено отвечают на вопрос, общаются. Возможно, это общение важнее самого мастер-класса. Ведь страшные «бандеровцы» окажутся человечными, внимательными и чуткими.

Вечером начинается концерт, с огненным шоу, показательными выступлениями казаков, сваренным в котлах кулешом. Девушки начинают мастер-класс из народных танцев, и вот вся площадь уже закрутилась в зажигательных «гречаниках».

Играют группы, под которые невозможно уставать: «Телери», «Нумер 482», «От винта»… А со сцены ведущий рассказывает, что мы говорим на одном языке - языке любви. И не важно, звучит он как российский или как украинский.

Люди смотрят на это, удивляются. Они не могут противиться поэтому, что делается так искренне и с такой любовью. Украина прорастает в их сердце. И вот вечером по одном в толпе появляются украинские флаги, тщательно составленные и запрятанные в наплечники, и извлеченные наконец - теперь можно.

Деньги на фестиваль «Из страны в Украину» дают благотворители. Иногда кажется, что очередной фестиваль не выедет за неимением средств, но в последний момент все составляется и деньги где-то находятся. Дают и по 20 грн, и по много тысяч. Кроме культуры, организаторы фестиваля возят на восток теплые вещи для воинов.

«Алкаши, бомжи и наркоши не является отображением Донбасса!»

- Так вы агитируете за Украину? - спросила я у Дениса Блошинского о фестивале при первой нашей встрече.

- Нет, мы не агитируем за Украину. Мы агитируем за Новороссию.

- Как это?!

- Очень просто. Мы говорим: вот вы принимали участие в фестивале, забавлялись и занимались на мастер-классах, слушали концерт. Если вам это все не понравилось - идите в Новороссию! Там точно этого нет и не будет.

Денис Блошинский - директор креативного агентства «42», лидер рок-компании «Неспроста», рассказывает о том, как вообще возникшая идея такого культурного проекта:

«Идея фестиваля «Из страны в Украину» на самом деле появилась еще с того времени, когда с друзьями и единомышленниками организовывали концерты по воинским частям Украины. Мы проехали по многим городам, и последний концерт состоялся в Харьковской области.

Меня поразила более всего история, что местные трижды брали в заложники семью командира части. Концерт наш тогда состоялся для 30-40 солдат, и еще пришли 10-15 местных жителей. И я, когда на все это смотрю, понимаю, что это словно стрельба из пушки по воробьям.

Мы тратим время и силы, выкладываемся на полную, едем за 600 километров, у нас 4 концерта за поездку, но что это и кому дает? Да, солдатам приятно, что мы выражаем им поддержку, но мы же можем больше!

Я начал думать: а что делать с жителями, чтобы они не захватывали этих командиров частей и их семьи. И потихоньку родилась идея такого фестиваля, который приезжает и показывает, что мы - очень классная Украина, очень классная страна, которая борется с ватой и ватниками. Я видел это как философский диспут с представителями «русского мира».

Когда же мы впервые приехали в Славянск, потом доехали до Дружковки, и увидели всех этих алкашей, бомжей и наркош, которые с факами бросаются на сцену, я понял, что никаких представителей интеллигентного «русского мира» я не вижу и не увижу вообще.

Что дискуссии быть не может. И что эти люди не являются отображением Донбасса! И тогда я понял, что проект надо делать в любом случае, но для тех людей, которые являются воплощением Донбасса! Эти люди приходили с желанием провести хорошо время, получить информацию, развлечь деток.

Фестиваль начал видоизменяться. Мы поняли, что надо делать уклон в просветительские вещи, больше работать с антипропагандой, давать больше информационных месседжей, опорных точек для местных патриотов. Мы сверстали 4 информационных брошюры.

Со всем этим пониманием мы поехали в следующую поездку. Были те самые интерактивы и ремесла, были информационные брошюры, но все равно чего-то не хватало. И мы пришли к заключению, которое не хватает более жесткой промоции украинского. Потому что в первой поездке казалось, что многие будет противиться этому, будет воспринимать это как «насильническую украинизацию». А оказалось, что там украинского нет в принципе. Например, нет откуда брать украинские книжки. Открытая библиотека, которую мы привозим, пользуется просто неистовой популярностью. Я увидел, что патриотические браслетики разлетаются с незаурядной скоростью.

В первую поездку у нас разошлось 1,5 км желто-голубой ленты, а во вторую - 2 с хвостиком.

Люди постоянно просят флажки, ткань, желто-голубые фломастеры и краски, значки… Им этого очень не хватает.

Так вышло, что поначалу мы воспринимали проект как направленный на ватников. А он оказался очень важным и нужным для патриотов, для нейтрально настроенных людей; для всех тех, кто хочет мирного неба над головой. В них другие запросы. Им интересно смотреть на украинское.

И когда мы это осознали, то полностью переиначили акценты своего фестиваля. Мы привезли кулеш, боевой гопак, привезли груду народных ремесел. И получили абсолютно другой по качеству фестиваль.

Я очень хочу привнести еще в проект какие-то образовательные вещи: лекции, семинары. Выставки народного костюма, лекции по истории, бухгалтерии, стартапам, IT-технологиям.

Надо начать подключать к этому событию профессиональные элиты. Ведь главная цель фестиваля - это местные активисты, с которыми хочется выстроить отношения. Речь идет о горизонтальных взаимосвязях между регионами в одном культурологическом контексте. Украинским или русским языком это называется «дружба».