С 17 октября вступили в силу совместные приказы Министерства юстиции и Министерства финансов Украины об электронном онлайн-обмене информацией между ведомствами. 19 октября правительственный портал опубликовал сообщение: «Отныне, чтобы зарегистрировать бизнес в Украине, не надо ждать завтра – все можно сделать сегодня». Действительно ли стало возможно зарегистрировать бизнес за 24 часа?
Законодательное закрепление
Совсем недавно вступили в силу совместные приказы Министерства юстиции и Министерства финансов, которые, по сути, позволяют зарегистрировать бизнес за один день. Так, приказом Минфина №747 установлено, что контролирующие органы в день получения сведений из Единого государственного реестра юрлиц и ФЛП ставят на учет налогоплательщиков и передают в ЕГР данные об этом. Совместным приказом Минфина и Минюста №1918/5/869 вводится обмен информацией между ЕГР и информационными системами Государственной фискальной службы в онлайн-режиме – эти органы предоставляют обновленную информацию из своих реестров в течение 2 часов. На каждое сообщение в электронном виде формируется ответ, и данные о постановке на учет налогоплательщика и плательщика единого взноса включаются в Единый государственный реестр. Для обеспечения постановки на учет плательщика единого взноса ГФС полностью автоматизирован обмен информацией с Фондом социального страхования.
«Пенсионный фонд, Минсоцполитики, Минэкономики еще две недели назад поддержали нашу инициативу. И мы приняли совместное решение, согласно которому эти органы согласились в онлайн-режиме обмениваться информацией с реестрами бизнеса Минюста. Скажем, если вы зарегистрировались в Минюсте как предприниматель, то уже через 24 часа стоите на учете в Пенсионном фонде и органах статистики. Ведь каждые 2 часа Минюст в электронном виде обменивается этой информацией с органами ПФУ и статистики, и в течение следующих 2 часов эти органы должны поставить предприятие на учет, зарегистрировать и обменяться информацией с Минюстом», – отметил министр юстиции Павел Петренко.
Таким образом, по утверждению Минюста, теперь, если человек утром зарегистрировался как предприниматель, к концу дня он уже будет стоять на учете во всех других органах без необходимости ходить по их приемным и стоять в очередях. Работники, которые предоставляют соответствующие услуги, получают все документы в режиме онлайн. Цель новой процедуры заключается в максимальном упрощении процесса регистрации бизнеса.
«Несколько лет назад, чтобы зарегистрировать бизнес, приходилось тратить почти месяц на сбор разных бумажек и раздавать взятки. Чтобы исключить это, наше министерство в этом году ввело пилотный проект, благодаря которому можно бесплатно зарегистрировать бизнес за 24 часа. Также введена система электронной регистрации компании через сайт Минюста. Новация стартовала в апреле с. г. Нашими онлайн-сервисами уже воспользовались почти 90 тыс. украинцев, которые получили соответствующие платные услуги в сфере регистрации бизнеса и получения информации из реестров. Более миллиона украинских граждан уже имеют доступ к этому реестру и к информации, которая в нем содержится», – отметил П. Петренко.
Государственная фискальная служба солидарна с Минюстом в этом вопросе. Председатель ГФС Роман Насиров на брифинге, который состоялся 21 октября, отметил: «Мы переводим наши сервисы в электронную форму и упрощаем отчетность для плательщиков налогов. На данный момент уже существует процедура регистрации бизнеса за 24 часа».
Так что процесс упрощения процедуры регистрации бизнеса уже запустился, и будем надеяться, что пришел конец бумажной волоките, и наше государство сделало шаг к современным процедурам и технологиям.
Схема регистрации
Схема регистрации одинаковая для физических и юридических лиц. Этапы работы с регистрационным порталом описаны на официальном сайте Минюста. Надо войти в раздел «Электронные сервисы», нажать кнопку «Регистрация юридического лица или физического лица-предпринимателя».
Схема шагов регистрации:
- Получить ЭЦП (электронная цифровая подпись).
- Регистрация в системе.
- Войти в личный кабинет.
- Создать заявление.
- Подписать заявление ЭЦП.
- Отправить заявление.
- Проверить состояние рассмотрения заявления.
- Получить электронный или бумажный документ.
Но надо обратить внимание на то, что для регистрации требуется установка программы Silverlight от Microsoft, которую бесплатно предложит регистрационный портал. Далее нужно следовать подсказкам.
При обращении за разрешительным документом в центры предоставления админуслуг последние не должны требовать у гражданина, например, справку о том, что он предприниматель. С 1 октября с. г. госучреждения потеряли право требовать от граждан бумажные справки с информацией об имуществе или бизнесе, поскольку у соответствующего работника центра имеется доступ к реестру, и он сам может проверить эту информацию.
Другими словами, подключение всех органов государственной власти к реестрам бизнеса и недвижимости позволяет украинскому гражданину, который обращается к тому или иному органу для получения разрешения или других документов, не нести туда массу разных справок, которые подтверждают, что он, скажем, предприниматель или имеет определенное имущество.
Несомненно, это позитивный момент, который нивелирует бумажную волокиту. Но при всем этом важно не забывать и об обратной стороне медали, а именно о процедуре закрытия бизнеса. Каждый знает, что раньше закрыть бизнес было очень проблематично. Нужно было предоставить кучу документов, и весь этот процесс затягивался на долгое время. Как обстоят дела в этом вопросе сейчас, первый заместитель министра юстиции Гия Гецадзе, к сожалению, не дал четкого ответа. «Если человек передумает вести бизнес, он будет его ликвидировать. Потому что, когда создается компания, она может закрыться только путем ликвидации. Или можно просто оставить пассивную компанию на какое-то время», – отметил он.
Так что пока с процессом закрытия бизнеса ничего не понятно. Но будем надеяться, что и этот вопрос решится, и процедура закрытия бизнеса также будет упрощена.
Информационная инфраструктура открыта
В нашей стране начинается внедрение системы открытых государственных данных для практически всех органов власти и государственных предприятий. Всего открывается более 300 реестров и наборов данных. 21 октября Кабинетом министров Украины было принято соответствующее постановление об открытии данных. Теперь, по сути, начинается развитие открытой информационной инфраструктуры страны.
«Для граждан система открытых данных будет гарантировать высокий уровень прозрачности деятельности государственных органов и сокращение запросов на информацию, ведь вся эта информация всегда будет под рукой. В частности, согласно постановлению правительства, на Национальном портале открытых данных data.gov.ua (см. Рис. 1) в ближайшее время будут размещены вся нормативно-правовая база Украины, реестр юрлиц и ФЛП, реестр административно-территориального устройства, реестр патентов Украины, реестр медицинских средств и цен на медицинские средства, финансовые планы госпредприятий, единый реестр спортивных сооружений, кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Украины и многое другое», – сообщает КМУ.
Как видим, правительство активно поддерживает открытие IT-проектов. Будем надеяться, что такая инициатива принесет Украине и ее гражданам только позитивные моменты.
Комментарий
Роман Насиров, председатель Государственной фискальной службы
– В рамках упрощения процедуры регистрации бизнеса уже сейчас существует процедура, которая позволяет зарегистрировать бизнес за 24 часа. Внедрен новый электронный сервис, с помощью которого граждане могут получить сведения о себе из государственного реестра физических лиц-налогоплательщиков полностью в электронном виде, не обращаясь в ГФС. По результатам обработки запроса в течение 3 часов на электронный адрес плательщика приходит ответ, который содержит сведения о сумме доходов. В вопросе упрощения отчетности это очень важно.
Гия Гецадзе, первый заместитель министра юстиции Украины
– Министерство финансов и Министерство юстиции подписали совместные приказы об обмене информацией, чем ускорили обмен информации в одной точке. Поэтому стало возможным зарегистрировать бизнес за 24 часа. Раньше наши граждане неделями и месяцами ждали и ходили в разные отделения Минюста и Минфина, собирая разные справки. Теперь же этот процесс будет происходить в одном месте, что также будет улучшать наш рейтинг в Doing Business.