Вам приходилось когда-нибудь зайти в супермаркет за молоком или хлебом, а покинуть его с несколькими пакетами в руках? Наверняка да. А вы задумывались когда-нибудь, почему это происходит?
Наверняка перед тем, как заставить нас купить ту или иную вещь, мерчендайзерам (людям, которые занимаются дизайном прилавков и выкладкой товаров) пришлось провести множество исследований и учитывать такие вещи, как высоту прилавков, расположение товара и т.д. для того, чтобы мы потратили больше денег, чем хотели изначально.
1. Расположение прилавков и выкладка товара
Чтобы проиллюстрировать более наглядно, давайте подумаем, почему молоко – продукт, пользующийся наибольшим спросом, всегда находится в самом дальнем конце супермаркета? И дело не в том, что именно там находятся холодильники, а в том, что от вас хотят, чтобы в поисках молока вы сначала прошли мимо остальных продуктов. Интересно? Полагаю, что да, поэтому давайте посмотрим, какие еще имеются способы заставить нас потратить больше денег.
Чтобы не быть голословной, я посетила два супермаркета, решив купить молоко. В первом я прошла мимо отдела с шоколадками, батончиками и чупа-чупсами, с яркими кричащими значками, призывающими потратить деньги на супер-пупер вкусняшку. Однако я поборола искушение и успешно достигла поставленной цели. Во втором супермаркете молоко также оказалось на задворках цивилизации и находилось справа от прилавков с чипсами, орешками и т.д.
2. Куй железо не отходя от кассы
Когда я подошла к кассе, угадайте, что я увидела? Еще больше товара, который относится к так называемой категории «спонтанных покупок». Батончики, дешевые журналы, жвачка, мятные конфеты и газировка… Последний шанс супермаркета заставить вас потратить деньги. Расчет прост: на фоне «больших» покупок, покупка жвачки или батончика «на дорожку» за полкопейки денег просто не воспринимается нами как таковая. У меня, разумеется, нет точных цифр, но полагаю, что вряд ли ошибусь, если скажу, что «спонтанные покупки» составляют львиную долю годового дохода супермаркетов.
3. Запах булки — лучшее начало дня?
Также стоит запомнить, что аромат оказывает огромное влияние на поведение покупателя. Вспомнается фраза из какого-то фильма, где разводившаяся пара пыталась продать свой дом. Риэлтор дала им ценный совет: дом с большей вероятностью будет продан, если в нем пахнет выпечкой или кофе, чтобы создавалось впечатление уюта.
Знаменитая сеть кофеен также испытала справедливость этого замечания на своей шкуре. Одно время они стали продавать булочки с корицей. Позднее им пришлось убрать их из своего меню, так как запах корицы перебивал запах кофе, продажи которого в результате значительно снизились. Поэтому в следующий раз, когда вы зайдете в супермаркет и услышите аромат выпечки, будьте настороже!
4. При звуке флейты слон теряет волю…
Музыка также играет не последнюю роль в попытке «раскрутить» вас на покупки. В следующий раз, когда окажетесь в торговом центре, закройте глаза и прислушайтесь. Вы наверняка услышите мелодичную музыку, которая также является частью стратегии. Под такую музыку мы подсознательно замедляем шаг, останавливаемся подолгу перед прилавками и разглядываем товар. Супермаркеты крутят легкие хиты, улучшающие настроение, для того, чтобы побудить вас совершить «импульсную покупку», которой не было в вашем списке.
Мы уже так привыкли к промышленной еде, в которой мало полезного и много вредного, что к её критике всё чаще относимся некритически
В бутиках играет музыка, которая предназначена для определенного сегмента покупателей, которая заставляет их чувствовать себя частью определенного круга. Если брать примеры из мировой практики, то примером является песня Led Zeppelin «Eye of the tiger» (Глаз тигра), которую крутили в спортивном магазине.
5. Вы покупаете не продукт — вы покупаете решение проблемы
Мерчендайзеры целенаправленно располагают товары таким образом, чтобы вы видели, как их можно применить. Зайдите в Ikea и вы неожиданно обнаружите, что купили стул. Вы купили его после того, как увидели его в интерьере, на 100% имитирующем домашнюю обстановку. Это делается для того, чтобы создать у вас мотивацию купить, неважно, будете ли вы использовать этот стул потом или нет.
6. Цветное безумие
Для того, чтобы заставить купить что-то ненужное, сначала нужно заставить вас остановиться. Именно поэтому повсюду можно видеть цветные дисплеи, значки со скидкой, специальные карточки и т.д. Все это делается в надежде на то, что вас привлечет какой-то товар и в итоге он окажется в вашей тележке. Послушайтесь совета: если вам нравится вид товара, почему бы не прийти за ним потом? Ведь он никуда не убежит.
7. Высота имеет значение
Вы когда-нибудь обращали внимание, что весь дорогой товар находится на средней полке прилавка, как раз на высоте ваших глаз? (это, правда, не относится к азиатским рынкам: в силу определенного строения глаз, азиаты большее внимание оказывают нижним полкам). Это сделано для того, чтобы вы сначала увидели самый дорогой товар. Далее идет расчет на психологию, чтобы вы решили, что товар на полках, которые находятся выше или ниже, менее качественный (хотя, обычно, это не так). Сегодня, однако, это место «под солнцем» завоевывают «раскрученные» бренды, так как их товары приносят большую прибыль.
8. Два по цене одного
Кажется, что поток промоутерских акций просто неисчерпаем. Купи один шампунь и второй получи в подарок. Супер сделка! Однако перед тем как покупать шампунь, подумайте, действительно ли он вам необходим или будет пылиться в течение 3 месяцев?
9. Размер, таки, тоже имеет значение
Вы когда-нибудь задумывались, почему в супермаркетах меньше корзин, чем тележек? Это еще один тактический ход – в тележку больше влезает! Если мы везем полупустую тележку, то чисто на уровне подсознания у нас возникает желание ее заполнить. Поэтому если вы не надолго хотите забежать в магазин, постарайтесь урвать корзинку. Таким образом, вы убьете двух зайцев: сэкономите пару тысяч, а сумка с покупками будет легче.
10. Семь раз поешь, один раз купи
Большинство супермаркетов устанавливают небольшие прилавки, предлагая покупателям продегустировать тот или иной продукт. Меня всегда удивляет то количество людей, которое покупает товар только потому, что чувствуют себя обязанными или голодными. Помните, вы ничем никому не обязаны, а чтобы избежать «голодной» покупки, лучше перекусите перед походом в магазин.
Теперь, когда вы все знаете об уловках супермаркетов, проверьте себя, сможете ли вы сэкономить свои деньги.