«На неподконтрольной территории зоны АТО налогообложение проще, чем в остальной части Украины. Недавно ввели 5% налог с оборота. Еще мы платим ЕСВ. Пошлины на ввоз товара составляют 1% для сырья, и 3% для товаров, которые ввозятся для продажи с целью получения дохода», – рассказывает предприниматель из Луганщины корреспонденту ЭП по дороге в Северодонецк.

Свое имя он просит не называть, ссылаясь на то, что ему «еще с cепаратистами общаться и работать».

Раннее утро. Дорога вся в выбоинах. Если не считать колонны с военной техникой, то за окном автомобиля вполне будничный пейзаж – убранные поля.

Эта будничность дорогого стоит. Еще в феврале военные СIMIC (управление военно-гражданского сотрудничества) в разговорах с журналистами рассказывали, что поля и лесопосадки, заминированы и как именно, никто не знает.

– Сбор урожая – это опасное занятие. Когда минировали территории – карты минных полей не составлялись. Но весной планируем засевать, - говорит собеседник ЭП.

После военных действий Cеверодонецк выглядит лучше, чем та же Красногоровка, или Курахово. Тем не менее, следы обстрелов на каждом шагу – на тротуарах ямы от снарядов, на автостанции выбиты стекла.

В наихудшем состоянии больница. На первом-втором этажах палаты относительно чистые, тогда как на четвертом – стены покрыты плесенью, гарью и дырами от обстрелов.

Военные действия в Северодонецке велись летом прошлого года. С тех пор из разрушений восстановить мало что удалось. Добиться финансирования от местных властей практически нереально – все что удается получить, выделяется неохотно, медленно и в объеме меньше нужного.

По дороге проезжаем Лисичанск. В здании бывшего центра занятости зияет две дыры.

– Смотрите на крыши домов. Там, где новые, это все перекрыли после обстрелов, – говорит собеседник издания.

Новых крыш действительно много.

– За чей счет перекрыли?

– Люди все делают сами. Точно также как и бизнес. От ваших помощи не добьешься.

Эта фраза «от ваших не добьешься» звучит от многих предпринимателей из Донбасса. У киевских чиновников и бизнеса из зоны АТО взгляды на происходящее разные.

Взгляд из Донбасса

Жалобы бизнеса преимущественно касаются местных властей.

«Мы перевозим кирпич железной дорогой и можем ждать по две-три недели, пока нам поставят подвижной состав. После загрузки продукции в вагон можем еще неделю ждать, когда ее доставят потребителю. Кто с нами будет работать? Никто. По это причине мы потеряли много контрактов, в частности в Казахстане», – рассказывает член наблюдательного совета Северодонецкого завода строительной керамики Сергей Помазанов.

По его словам местные власти отвечают отписками о том, что после стабилизации ситуации в области вопрос будет рассмотрен повторно.

«Спасибо. Когда ситуация стабилизируется, мы сами разберемся, что нам делать» – добавляет Помазанов.

Еще один пример касается использования заводом карьера в районе Попасной.

«Мы полтора года не можем попасть в карьер, закупаем сырье на стороне. Перевозчики напрочь отказываются ехать к нему, поскольку там все заминировано», - говорит собеседник.

При этом, по его словам, предприятие продолжает ежемесячно платить государству арендную плату за использование карьера. Вопрос о том, чтоб ее не платить, не удается решить, поскольку уже полтора года местный сельсовет не может собраться и провести сессию.

Львиная доля проблем бизнеса связана с ГФС.

Согласно действующему законодательству, компании Донбасса могут не платить налоги на основании форс-мажорных обстоятельств. Соответствующие сертификаты выдает Торгово-промышленная палата (ТПП).

Процедура их выдачи сложна и бюрократична, жалуются представители бизнеса. По каждому налогу выдается отдельный документ. В разговорах предприниматели задается вопросом: как по налогу на прибыль могут быть форс-мажорные обстоятельства, а, например, по ЕСВ нет?

К тому же в случае с тем же ЕСВ подобный подход кривобок.

Если предприятие получает документ о форс-мажоре, оно с одной стороны не платит ЕСВ. С другой стороны, работники не могут претендовать на социальные выплаты из-за отсутствия отчислений в Пенсионный и государственные целевые фонды.

Таким образом, с одной стороны форс-мажор спасает предприятие, с другой – уничтожает трудовую систему.

Еще одна проблема в том, что сертификаты действуют до момента перерегистрации предприятия на подконтрольной Киеву территории Украины.

«В итоге предприятие получает «бонус» от работы в Украине – фискальная служба выставляет ему все задолженности, которые у него были до этого. Это долги, скопленные за год, полтора – у кого как. Суммы могут достигать сотен миллионов гривен», – говорит первый вице-президент Луганской Торгово-промышленной палаты Альберт Зинченко.

Правда, отмечает в разговоре с ЭП заместитель главы Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник, ГФС почти идет на «уступки» и разрешает реструктуризировать эту задолженность под 36% годовых.

«Это поразительно. Они так мило предлагают это сделать. Даже штрафные санкции позволяют выплатить в рассрочку», – говорит Олейник.

Помимо прочего, по его словам, налоговая оказывает на ТПП давление с тем, чтоб палата выдавала как можно меньше справок о форс-мажорных обстоятельствах.

По словам Зинченко, принятые в сентябре законодательные преференции для бизнеса из зоны АТО практически разрушены фискальной системой, которая сложилась сегодня. На практике ни о каких долговых списаниях и налоговых льготах речь не идет.

Примечательно то, что в общей картине по уплате налогов Луганская и Донецкая области смотрятся не хуже других регионов.

В распоряжении ЭП оказалась статистика о выполнении индикативных показателей по поступлениям в общий фонд госбюджета.

Область Січень-серпень 2015 року Серпень 2015 року  

Індикативний

показник

Фактично Виконання, %

Індикативний

показник

Фактично Виконання, %  
 
АР Крим 0,0 0,0 - 0,0 0,0 -  
Вінницька 1 790 315,7 1 846 269,4 103,1 248 358,0 257 975,3 103,9  
Волинська 866 439,2 939 164,1 108,4 111 533,2 116 641,8 104,6  
Дніпропетровська 6 052 964,1 6 966 730,7 115,1 1 088 898,4 1 251 319,9 114,9  
Донецька 2 518 799,3 2 619 115,8 104,0 340 831,0 388 893,5 114,1  
Житомирська 1 286 071,0 1 414 106,7 110,0 191 565,6 216 739,8 113,1  
Закарпатська 840 000,2 984 282,6 117,2 113 114,5 130 225,5 115,1  
Запорізька 1 761 200,0 1 895 868,2 107,6 262 895,4 289 343,8 110,1  
Івано-Франківська 2 616 473,1 1 515 334,1 57,9 504 389,5 338 125,3 67,0  
Київська 4 063 035,0 4 246 563,1 104,5 543 466,4 559 151,3 102,9  
Кіровоградська 895 898,2 919 205,5 102,6 140 502,9 150 014,4 106,8  
Луганська 833 640,2 973 390,0 116,8 145 144,3 94 330,2 65,0  
Львівська 2 939 663,6 3 206 167,6 109,1 431 531,3 658 217,6 152,5  
Миколаївська 1 077 214,3 1 175 172,1 109,1 144 009,9 159 277,7 110,6  
Одеська 2 687 187,1 3 054 211,6 113,7 333 418,8 391 719,3 117,5  
Полтавська 10 524 986,1 10 016 984,8 95,2 2 508 070,2 1 666 556,7 66,4  
Рівненська 839 669,1 932 791,4 111,1 110 090,1 128 110,2 116,4  
Сумська 5 404 677,0 1 964 755,1 36,4 1 188 977,5 606 706,0 51,0  
Тернопільська 1 057 094,8 1 011 208,0 95,7 99 273,7 158 097,6 159,3  
Харківська 8 649 486,7 8 116 011,6 93,8 1 934 420,4 923 127,3 47,7  
Херсонська 753 996,5 881 910,0 117,0 105 462,1 128 261,5 121,6  
Хмельницька 1 092 638,6 1 196 961,7 109,5 149 047,9 163 121,5 109,4  
Черкаська 2 363 009,3 2 387 876,0 101,1 307 281,7 333 490,3 108,5  
Чернівецька 503 736,3 574 467,4 114,0 66 728,6 73 079,2 109,5  
Чернігівська 1 850 401,8 1 253 073,1 67,7 310 335,6 262 956,7 84,7  
м.Київ 22 313 301,6 24 811 180,8 111,2 2 792 213,6 2 883 249,9 103,3  
м.Севастополь 0,0 0,0 - 0,0 0,0 -  
Центральний офіс 88 105 881,3 92 651 761,9 105,2 11 221 897,7 11 959 611,8 106,6  
ВСЬОГО 173 687 780,1 177581129,7 102,2 25 393 458,3 24 289 442,6 95,7  

Взгляд из Киева

К проблематике бизнеса из зоны АТО Киев относится с подозрением. Основная причина – превращение Донбасса в территорию масштабных возможностей для схем уклонения от уплаты налогов и разворовывания бюджетного финансирования.

Яркий пример – дотация угольной отрасли. Минфин настаивает на прекращении финансирования отрасли, поскольку путь прохождения этих средств неизвестен.

Есть множество оснований полагать, что они разворовываются. На условиях анонимности один из луганских предпринимателей озвучил следующую схему: по назначению поступает 20% средств, а остальные 80% через подставные компании возвращаются в Киев в предприятия, афилированные с «режимом предшественников».

Выданные луганским подразделением ТПП сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах тоже требуют дополнительных проверок.

«Сегодня нет понимания и возможности проверить, как работают эти предприятия. Документы могут быть сфальсифицированы. Нужно поднимать вопрос о том, насколько мы можем доверять этим сертификатам в нынешней обстановке», – отметила в разговоре с ЭП заместитель бизнес-омбудсмена, куратор направления по работе с предприятиями из зоны АТО Татьяна Короткая.