21 июля, в департаменте государственных закупок Минобороны прошла встреча представителей министерства с производителями консервов и сухих блюд по поводу новой заявки службы тыла на поставку сухпайков. На сегодняшний день вопрос стоит крайне остро: под угрозой срыва проведение закупки на поставку 70 тысяч сухпайков на сумму в 7 700 000 гривен, заявка на которые подана еще три месяца назад.

Из-за прописанных в заявке службы тыла условий возникла опасность монополизации участия в процедуре, так как данные условия была готова выполнить лишь одна компания.

Угроза монополии

По заявке Центрального управления продовольственного обеспечения ВСУ тыла Вооруженных Сил Украины победитель тендера должен уже до 30 августа поставить 70 тысяч полностью упакованных наборов готовых блюд.

Меню составлено согласно постановлению Кабмина:

Готовые первые блюда: суп рисовый, суп гороховый, борщ;

Готовые вторые блюда: каша гречневая с мясом, каша рисовая с мясом, каша перловая с мясом, каша пшеничная с мясом, овощное рагу;

Галетное печенье;

Печенье из пшеничной муки 1-го сорта;

Сахар-песок белый 2-й категории;

Мед натуральный;

Карамель;

Кофе натуральный;

Чай черный;

Поливитамины;

Препарат гексавит;

Ложка столовая;

Салфетки бумажные;

Картонная коробка.

По словам замдиректора департамента по госзакупкам и поставкам материальных ресурсов Нелли Стельмах, рацион детально разрабатывался, и Минобороны стоило многих усилий добиться его утверждения на заседании Кабмина. Однако сегодня департамент не может провести полноценную процедуру из-за указанного в заявке требования поставлять готовые комплекты. Попросту говоря, будет не из кого выбирать по критериям цена-качество.

По инициативе Председателя Комитета конкурсных торгов Минобороны Олега Свирко был проведен предварительный мониторинг по данной заявке. Результатом стал вывод, что такие либо подобные комплекты невозможно изготовить оперативно по ряду причин. Такой же версии придерживается и большинство производителей, заинтересовавшихся предложением Минобороны.

Почему заявка была сформирована именно таким образом - внятно никто объяснить не смог. То ли служба тыла устала от множества производителей, которые не всегда вовремя выполняют выигранный тендер, то ли действительно решила, что наличие упакованного комплекта будет эффективнее, нежели подвоз всех продуктов по отдельности, то ли условия заявки были выписаны под одного производителя.

Для достижения консенсуса Комитет конкурсных торгов и выступил с инициативой встречи между производителями и представителями службы тыла. Собственно, в результате нужно было решить, оставлять ли заявку в нынешнем виде либо менять ее и объявлять процедуру закупки отдельных комплектующих.

Выглядит так, что упаковка всех составляющих набора сухпайка победителем торгов вовсе не обязательна. Производители попытались убедить в этом службу тыла.

«Золотой комплект»

Александр Андрух, полковник, начальник Центрального управления продовольственного обеспечения ВСУ тыла Вооруженных Сил Украины не скрывал своего раздражения.

«Заявку мы отработали и отдали Департаменту. В постановлении Кабинета министров все расписано. Но заявка лежит уже три месяца!»- сказал он.

На вопрос, почему были сформированы именно такие требования по комплектации, из-за которых сегодня невозможно провести тендер при реальной конкуренции производителей, Андрух настаивает, что гораздо эффективнее иметь уже готовый набор блюд, чем поставлять все продукты по отдельности.

Срок выполнения первой партии в данной заявке истекает немногим более чем через месяц - 30 августа. Вероятно, поэтому полковник Андрух согласился на данную встречу с производителями, что можно считать если и не уникальным событием, то явно необычным шагом для службы тыла

Как стало известно Цензор.НЕТ со своих источников, ситуация с запасом сухпайков не является плачевной, поскольку проводятся процедуры по закупке составляющих для 400 тысяч комплектов повседневных наборов сухих продуктов. Однако сроки все равно поджимают.

На встречу были приглашены производители готовых блюд - как основного компонента будущего комплекта. Явились представители четырех фирм: «Нестле», «Фабрика Здорово», «СмакОм» и «Авика».

Они обратили внимание на три главных условия, которые делают практически невозможным выполнение данной заявки службы тыла:

Производство, упаковка и цена:

По условиям заявки, упаковку комплекта должен реализовать победитель процедуры.

«Проблема в том, что никто из производителей не выпускает такую гамму продукции. Сахар, соль, печенье, кофе, посуда и кулинария - это разные типы производства, которые не пересекаются. Во-вторых, вряд ли кто-то будет заниматься упаковкой, потому что для цивильного производителя упаковка и комплектация является наиболее дорогим элементом. В результате у вас получится золотой комплект», - отметил представитель компании «Нестле» Геннадий Радченко.

С его мнением согласились другие производители. Представители бизнеса предложили возможные варианты выхода из тупиковой ситуации:

1. Компания-производитель основных блюд докупает продукты, которые она не производит, и упаковывает готовый комплект. Однако в этом случает цена продуктов может возрасти в разы, так как для частных компаний закупочные цены могут быть выше, чем для Минобороны, и сроки на поставку продукции нужно переносить, поскольку необходимо время для организации процесса упаковки, что в свою очередь повлечет удорожание комплекта. Однако представитель компании «Авика» сообщила, что ситуация может быть абсолютно обратной, так как нередко производители ставят завышенные цены для Минобороны, учитывая возможные риски из-за потенциального срыва тендера.

2. Вариант закупки всех комплектующих отдельно предполагает упаковку комплекта воинской частью №А1329, которая находится в Козятине и, собственно, всегда занималась упаковкой сухпайков. Однако на данный момент для упаковки этих 70 тыс. пайков (не считая 400 тыс., которые поступят вот-вот) не хватит ни мощностей, ни людей. По информации из наших источников, Козятин в сутки может паковать от 5 до 8 тыс. пайков. В случае, если очень надо, до 10 тысяч.

3. Также звучало предложение провести отдельную процедуру на закупку услуг по комплектации и упаковке пайка. Однако в условиях сжатых сроков и нехватки средств данный вариант не выглядит реалистичным.

Лишь один производитель - «Авика» заявил, что готов попробовать полностью взять на себя поставку полностью укомплектованных пайков с готовыми для употребления первыми и вторыми блюдами.

«Для нас это риск и дополнительная головная боль - организовать отдельную фасовочную линию, но мы готовы попробовать. Это реально организовать. По поводу цены, из того, что я знаю, мы уверены, что сможем купить дополнительные комплектующие не дороже, чем закупочные цены Минобороны», - отметила его представитель Ольга Ларина.

Еще два производителя - «Смаком» и «Фабрика Здорово» не дали стопроцентного ответа, однако в ходе обсуждения согласились, что при условии изменения заявки - деление закупки на несколько лотов, что позволит торговаться за поставку более мелких партий разными поставщиками, а не всей партии в 70 тысяч пайков одним поставщиком, увеличение сроков поставки хотя бы на две недели, что дало бы возможность для подготовки, - они могут рассмотреть предложение Минобороны и принять участие в тендере.

Со своей стороны, Андрух отметил, что внесение в заявку изменений не является проблемой.

«Наше желание - чтобы это был готовый к употреблению комплект. Если выбранная фирма не может паковать все сама, значит комитет конкурсных торгов или департамент госзакупок в праве принять другое решение. Мне важно, чтобы был готовый результат. Требования к упаковке в постановлении прописаны. Единственная просьба, чтобы это не было так, как с ежедневными наборами для спецназовцев, которых просто нет на сегодняшний день», - отметил он.

Отдельным вопросом в ходе дискуссии стало качество продукции, что влияет на цену. «Нестле» озвучила претензии к Минобороны в нежелании принять современные стандарты продуктов.

«Мы не вернемся в 80-е года. На сегодняшний день просто не существует ГОСТа тех времен. Его попросту нет! Также как вы пытаетесь воевать современным оружием, современные технологии в питании не отвечают вашим представлениям», - обратились в компании к Минобороны.

Разогрев продуктов и дополнительные комплектующие (ложка, подогревающая смесь и т. д.):

Казалось бы, пустяковый вопрос, есть ли в комплекте ложка и салфетки, но он влияет и на цену набора, и на скорость его производства. К тому же, по мнению производителей, заявка написана некорректно, так как из нее точно не понятно, какие именно вспомогательные предметы должны входить в комплект.

Служба тыла отметила, что готова пойти навстречу производителям и убрать из перечня комплектующих ложку и дополнительные предметы. Также вопрос не стоит о наличии разогревающей смеси.

Экспертиза Санэпидемслужбы:

В заявке службы тыла указано, что качество и безопасность продукции подтверждается заключением Госсанэпидемслужбы.

Производители в один голос отметили, что невозможно получить одно заключение на весь комплект. Если он один, то нужно специально прописывать технические условия, процедуру оценивания и контроля, что займет дополнительное время.

Таким образом, вопрос остается открытым: должно ли быть одно заключение на все комплектующие или прописать в заявке изменения таким образом, чтобы Санэпидемслужба выдавала отдельные заключения на все продукты комплекта.

Со своей стороны, служба тыла отметила, что готова пойти на такие изменения.

Окончательное решение по данной заявке службе тыла на изготовление готовых комплектов сухпайков Минобороны приняло в четверг, 23 июля.

Было решено дать время на доработку заявки, провести дополнительный мониторинг возможных поставщиков, дать возможность подготовиться потенциальным поставщикам для выполнения условий Министерства обороны Украины. Таким образом, в конкретном случае, и, что важно, по инициативе Комитета конкурсных торгов, удалось избежать монополии на изготовление сухпайков.