Минзрав не готов менять систему закупок, аптеки не спешат отказываться от бонусов. Об эффективности лекарственных средств сегодня не думает никто, включая пациентов. Украинцы предпочитают лекарства, снимающие симптомы распространенных недугов, а не устраняющие причины.

Дальнейшее подорожание медикаментов приведет к переходу граждан на самые дешевые из доступных средств с сомнительной эффективностью. Об этом свидетельствуют серьезные изменения, начавшиеся этой весной сразу в двух основных каналах сбыта — аптечном и госпитальном.

Больницы без лекарств

Критическая ситуация с обеспечением больниц вакцинами и регулярные сбои в календаре прививок у грудничков чиновников не смущают. С вакцинами на 2015 год тоже полная неясность, так как работа по внесению изменений в законодательство, касающееся передачи закупок лекарств международным организациям, на данный момент не завершена.

С 1 марта лечебные учреждения уже остались без большинства препаратов из номенклатуры 2014 года. Причина — отсутствие новых задекларированных оптово­отпускных цен. Больницы и поликлиники не могут приобрести за бюджетные деньги лекарственные средства и изделия медицинского назначения из­за пассивности поставщиков, которые до сих пор не утвердили изменения цен у регулятора.

«Учитывая неэластичность ценовой ситуации, в госпитальных закупках будут серьезные перебои, так как операторам будет невыгодно поставлять медикаменты по прежним ценам», — считает экс­министр здравоохранения Николай Полищук.

На практике это означает, что количество международных непатентованных наименований (по основному действующему веществу) сократится в два с половиной раза — до 474 МНН, а количество торговых наименований (товарных позиций с учетом формы выпуска, дозировки, производителя и номера в упаковке) уменьшится сразу в четыре раза — до с 7873 до 1870 позиций. В целом лечебные учреждения недосчитаются более чем 700 МНН, среди которых ряд жизненно важных препаратов. «Многие пациенты не получат свое­временную терапию», — говорит директор Агентства медицинского маркетинга Юрий Чертков.

В результате государство сможет закупить максимум 33 млн. упаковок (менее 25% прошлогодней номенклатуры). Однако недостаточное финансирование при росте задекларированных оптово­отпускных цен на все препараты в среднем на 24% автоматически увеличит затраты, из­за чего между лечебными учреждениями придется поделить 25–28 млн. упаковок лекарств (вместо 132,2 млн. в прошлом году).

Розничные пустышки

Попытка Минздрава отрегулировать торгово­розничные надбавки на отечественные лекарства, оптово­отпускная цена которых ниже 12 грн. за одну упаковку, дала противоположный эффект. Вместо ожидаемого снижения цен производители, во­первых, начали выводить из портфеля предложений низкомаржинальные средства и, во­вторых, под предлогом подорожания субстанций пересмотрели отпускную стоимость препаратов.

Теперь же Минздрав только разводит руками и уверяет, что не имеет рычагов влияния на коммерческие предприятия и аптеки и может повлиять лишь на стоимость лекарств, закупаемых за бюджетные средства.

В то же время пациенты уже ощущают последствия обвала национальной валюты. Причем не только на своих кошельках (в качестве ценовых скачков на 30–130%), но и на собственном здоровье. По словам руководителя отдела ОТС представительства компании «Берингер Ингельхайм» в Украине Александра Буйникова, сейчас происходит активное сокращение ассортимента в аптеках, особенно это касается позиций, которые сложно реализовать в течение одного месяца.

При этом, по информации замдиректора департамента организации госконтроля качества лекарственных средств Людмилы Горовой, только за последний год количество запрещенных к реализации наименований препаратов, оказавшихся подделкой, выросло на 36%. В основном это подделки широко рекламируемых лекарственных средств зарубежного производства. «В лучшем случае — пустышки, в которых используются обычная сода и мел. В худшем — неизвестные химические вещества. Разумеется, улучшения клинической картины болезни после применения подобных препаратов, кроме разве что эффекта плацебо (самовнушения), больные не ощущают», — отмечает Юрий Чертков.

Запрет Кабмином регулярных проверок Гослекслужбой участников рынка без соответствующего разрешения правительства развязало руки мошенникам. В сельской местности, например, в последнее время активизировались торговцы с колес, предлагающие медикаменты неизвестного происхождения и сомнительного качества дешевле, чем в аптеках.

Рассчитывать на порядочность руководителей аптек — на то, что они наотрез откажутся от реализации фальсификата, тоже не стоит. Ведь оптовые цены на подделки априори дешевле.

По оценкам независимых экспертов, на сегодня доля поддельных лекарств в Украине составляет не менее 20% (Для сравнения: в европейских странах этот показатель не превышает 1–2%.)

Бестолковое вмешательство

В Украине регулируются наценки на 102 лекарственных средства и 15 изделий медицинского назначения, входящих в Обязательный минимальный ассортимент социально ориентированных лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений. Наценки на остальные препараты аптекари устанавливают самостоятельно.

Несмотря на то что чиновники пытаются контролировать и регулировать цены на медикаменты, они же сами и создают дополнительные предпосылки для их дальнейшего роста. В частности, по словам исполнительного директора ЕВА Анны Деревянко, из­за установления дополнительного импортного сбора в размере 5% возникла реальная угроза ограничения доступности широкого ассортимента лекарств вследствие вынужденных задержек с их поставкой. Кроме того, участники рынка опасаются, что в связи с дефицитом валюты они не смогут оплачивать внешне­экономические контракты и будут вынуждены вообще прекратить поставки в Украину большинства препаратов.

Юрий Чертков допускает, что вследствие политической нестабильности и непредсказуемости валютного курса возможна дефектура (отсутствие на полках) по целому ряду лекарств.