Минзрав не готов менять систему закупок, аптеки не спешат отказываться от бонусов. Об эффективности лекарственных средств сегодня не думает никто, включая пациентов. Украинцы предпочитают лекарства, снимающие симптомы распространенных недугов, а не устраняющие причины.
Дальнейшее подорожание медикаментов приведет к переходу граждан на самые дешевые из доступных средств с сомнительной эффективностью. Об этом свидетельствуют серьезные изменения, начавшиеся этой весной сразу в двух основных каналах сбыта — аптечном и госпитальном.
Больницы без лекарств
Критическая ситуация с обеспечением больниц вакцинами и регулярные сбои в календаре прививок у грудничков чиновников не смущают. С вакцинами на 2015 год тоже полная неясность, так как работа по внесению изменений в законодательство, касающееся передачи закупок лекарств международным организациям, на данный момент не завершена.
С 1 марта лечебные учреждения уже остались без большинства препаратов из номенклатуры 2014 года. Причина — отсутствие новых задекларированных оптовоотпускных цен. Больницы и поликлиники не могут приобрести за бюджетные деньги лекарственные средства и изделия медицинского назначения изза пассивности поставщиков, которые до сих пор не утвердили изменения цен у регулятора.
«Учитывая неэластичность ценовой ситуации, в госпитальных закупках будут серьезные перебои, так как операторам будет невыгодно поставлять медикаменты по прежним ценам», — считает эксминистр здравоохранения Николай Полищук.
На практике это означает, что количество международных непатентованных наименований (по основному действующему веществу) сократится в два с половиной раза — до 474 МНН, а количество торговых наименований (товарных позиций с учетом формы выпуска, дозировки, производителя и номера в упаковке) уменьшится сразу в четыре раза — до с 7873 до 1870 позиций. В целом лечебные учреждения недосчитаются более чем 700 МНН, среди которых ряд жизненно важных препаратов. «Многие пациенты не получат своевременную терапию», — говорит директор Агентства медицинского маркетинга Юрий Чертков.
В результате государство сможет закупить максимум 33 млн. упаковок (менее 25% прошлогодней номенклатуры). Однако недостаточное финансирование при росте задекларированных оптовоотпускных цен на все препараты в среднем на 24% автоматически увеличит затраты, изза чего между лечебными учреждениями придется поделить 25–28 млн. упаковок лекарств (вместо 132,2 млн. в прошлом году).
Розничные пустышки
Попытка Минздрава отрегулировать торговорозничные надбавки на отечественные лекарства, оптовоотпускная цена которых ниже 12 грн. за одну упаковку, дала противоположный эффект. Вместо ожидаемого снижения цен производители, вопервых, начали выводить из портфеля предложений низкомаржинальные средства и, вовторых, под предлогом подорожания субстанций пересмотрели отпускную стоимость препаратов.
Теперь же Минздрав только разводит руками и уверяет, что не имеет рычагов влияния на коммерческие предприятия и аптеки и может повлиять лишь на стоимость лекарств, закупаемых за бюджетные средства.
В то же время пациенты уже ощущают последствия обвала национальной валюты. Причем не только на своих кошельках (в качестве ценовых скачков на 30–130%), но и на собственном здоровье. По словам руководителя отдела ОТС представительства компании «Берингер Ингельхайм» в Украине Александра Буйникова, сейчас происходит активное сокращение ассортимента в аптеках, особенно это касается позиций, которые сложно реализовать в течение одного месяца.
При этом, по информации замдиректора департамента организации госконтроля качества лекарственных средств Людмилы Горовой, только за последний год количество запрещенных к реализации наименований препаратов, оказавшихся подделкой, выросло на 36%. В основном это подделки широко рекламируемых лекарственных средств зарубежного производства. «В лучшем случае — пустышки, в которых используются обычная сода и мел. В худшем — неизвестные химические вещества. Разумеется, улучшения клинической картины болезни после применения подобных препаратов, кроме разве что эффекта плацебо (самовнушения), больные не ощущают», — отмечает Юрий Чертков.
Запрет Кабмином регулярных проверок Гослекслужбой участников рынка без соответствующего разрешения правительства развязало руки мошенникам. В сельской местности, например, в последнее время активизировались торговцы с колес, предлагающие медикаменты неизвестного происхождения и сомнительного качества дешевле, чем в аптеках.
Рассчитывать на порядочность руководителей аптек — на то, что они наотрез откажутся от реализации фальсификата, тоже не стоит. Ведь оптовые цены на подделки априори дешевле.
По оценкам независимых экспертов, на сегодня доля поддельных лекарств в Украине составляет не менее 20% (Для сравнения: в европейских странах этот показатель не превышает 1–2%.)
Бестолковое вмешательство
В Украине регулируются наценки на 102 лекарственных средства и 15 изделий медицинского назначения, входящих в Обязательный минимальный ассортимент социально ориентированных лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений. Наценки на остальные препараты аптекари устанавливают самостоятельно.
Несмотря на то что чиновники пытаются контролировать и регулировать цены на медикаменты, они же сами и создают дополнительные предпосылки для их дальнейшего роста. В частности, по словам исполнительного директора ЕВА Анны Деревянко, изза установления дополнительного импортного сбора в размере 5% возникла реальная угроза ограничения доступности широкого ассортимента лекарств вследствие вынужденных задержек с их поставкой. Кроме того, участники рынка опасаются, что в связи с дефицитом валюты они не смогут оплачивать внешнеэкономические контракты и будут вынуждены вообще прекратить поставки в Украину большинства препаратов.
Юрий Чертков допускает, что вследствие политической нестабильности и непредсказуемости валютного курса возможна дефектура (отсутствие на полках) по целому ряду лекарств.