Украинские госчиновники по-прежнему, несмотря на закон о госзакупках, вступивший в силу 30 июля минувшего года, не спешат экономить государственные деньги. Постоянно возникают скандалы, когда товары за бюджетные средства закупаются втридорога. Неофициально чиновники говорят, что принятый закон частично ситуацию улучшил. Но откаты по-прежнему применяются повсеместно. Единственный плюс — теперь о любой госзакупке может узнать широкая общественность: информация эта обязательна к опубликованию.
Возможно, именно потому размер откатов серьезно уменьшился. Если в 2009 году они достигали 40% от суммы сделки, то нынче, как правило, не превышают 15—20%. Чиновники, в условиях большого общественного внимания к проблеме, предпочитают не «борзеть».
Плюс к тому власть дала понять, что будет продолжать сажать «своих», чтоб не нарываться на обвинения в «избирательном правосудии» (то бишь когда сажают только оппозиционеров, а коррупционеров при власти не трогают). А это тоже делает бюрократов более осторожными.
Но в остальном — прорывов мало.
О больших проблемах нам говорит и Европа. Так, Евросоюз приостановил предоставление Украине спонсорской помощи на 116 млн евро, которая была увязана с темой прозрачности госзакупок. Но оная, по мнению европейцев, так и не достигнута. Наоборот, не так давно депутаты внесли в закон поправки, расширяющие возможности закупки товаров за бюджетные средства у одного участника. А это — самый прямой путь к коррупции (кстати, именно в злоупотреблениях при закупке у одного участника обвиняют экс-министра экономики Богдана Данилишина).
Без конкуренции
«Отмена позиций, где можно обходиться без тендера, является коррупционной, но это допустимо в отраслях, не связанных с оказанием услуг населению, например, в машиностроении, где много комплектующих поставляется по кооперации», — считает и аналитик МЦПИ Александр Жолудь. По его мнению, объявлять тендер на поставку болтов или гаек — это абсурд.
Однако, по мнению большинства экспертов, для всех госструктур, которые расходуют бюджетные деньги, тендеры должны быть обязательны (исключение, возможно, нужно сделать только для проектов, которые необходимо срочно заканчивать, и времени проводить тендер нет — например, для объектов к Евро-2012).
«Принятый в 2010 году закон о госзакупках был проинспектирован Всемирным банком и в целом соответствует мировым стандартам, но затем в конце прошлого года были внесены поправки к нему, позволяющие массово закупать товары и услуги у одного участника, они вызвали возражения ЕС, потому что это неконкурентные процедуры, — говорит нардеп-экономист Ксения Ляпина (НУНС). — Потому что это начало плодить коррупцию «в промышленных масштабах»: сплошь и рядом пошло заключение договоров либо со своими структурами, прямо или косвенно связанными с теми, кто дает разрешения на тендерные закупки, либо под серьезные откаты. В частности, 11 января из конкурентных закупок были исключены энергоносители и спортивные товары, сейчас Минэкономики готовит еще ряд предложений. Европейцы поняли, что их «разводят», и приостановили всю помощь. У нас и так, в основном, псевдоконкуренция при госзакупках, а там, где один поставщик, ее вовсе нет. Поэтому уже принятые поправки надо отменить и процесс расширения возможностей закупать у одного участника приостановить».
Что делать
Месяц назад Кабмин внес законопроект №7532, направленный на исправление ситуации. По словам вице-премьера Сергея Тигипко, правительство предлагает упростить порядок закупок товаров и услуг госпредприятиями, определяет основания и предлагает механизм для закупки их у одного участника.
По мнению экс-секретаря Кабмина, экономиста Виктора Лисицкого, необходимо установить индикативные цены (обязательные для применения) на закупку таких товаров для всех органов власти. Причем они должны быть даже не средними по стране, а минимальными для товаров надлежащего качества. И запретить покупать импорт, если аналогичные товары производятся в Украине (например, пересадить украинских чиновников с иномарок на отечественные «Ланосы». — Авт.). На практике это сделать сложно, но возможно. Это выгодно и самой власти — только таким путем она сможет показать народу, что тоже «затягивает» пояса.
Траты в небесах и на земле
Пилоты 850 тысяч гривен
Теоретическая и тренажерная подготовка пилотов госавиапредприятия «Украина» (обслуживает президента и других высших должностных лиц), которые будут летать на самолетах «Аэробус-319», пройдет в донецком ООО «Авиационный сертификационно-тренировочный центр «СКАЙ», сообщает «Вестник государственных закупок». Услуга закуплена без проведения тендера. Как утверждают в Госавиаадминистрации, это единственная фирма, которая имеет все необходимое оборудование, на основании этого Минэкономики разрешило закупку.
Полеты с клубникой 2,61 миллиона гривен
Госпредприятие «Украина» закупило у госпредприятия «Гарант-сервис» услуги по бортпитанию пассажиров литерных бортов на сумму 2,61 млн грн. (три самолета: Ту-134А-3, Іл-62М, «Аэробус-319-115», вертолет Мі-8МТВ-1). «Украина» перевозит не только президента, премьера и депутатов, но и официальные делегации с журналистами. Питание здесь намного лучше, чем у обычных авиакомпаний: в меню, например, входит красная и белая рыба, свежие фрукты и клубника, вино и коньяк.
Диваны 1,77 миллиона гривен
Отель «Киев», принадлежащий Госуправлению делами ВР, приобрел кресла и диваны на 1,77 млн грн., сообщает портал по вопросам госзакупок. Цена одного кресла — 5700 грн. (в магазинах Киева кресла стоят 500—5000 грн.), дивана — более 50 тыс. грн. (они стоят 4—25 тыс. грн.). В «Киеве» выделяются номера нардепам, которые не имеют жилья в Киеве (их около 20 человек). По словам руководства гостиницы, мебель расставят в ресторанах на 1-м этаже и номерах люкс (депутаты живут в экономклассе). «Мы не можем покупать дешевую мебель, ведь она не соответствует стандартам, и ее придется менять каждый год. А итальянская мебель, которую мы закупили в последний раз, прослужила нам 8 лет! Теперь снова покупаем итальянскую. Да, один диван стоит порядка 50 тысяч гривен, но это огромный диван с двумя креслами и качественной кожаной обивкой. А кресла-стулья — это дорогой велюр. В закупку входят, если я не ошибаюсь, 100 кресел и 8 диванов», — сказала нам директор «Киева» Лариса Трофименко. Она подчеркнула, что деньги выделялись не из бюджета страны: «Все это мы делаем за счет своих средств. У нас оборот в месяц 2—3 миллиона».