Катастрофа: из заявленного властью прогноза в 57 миллионов тонн зерна, дай Бог, чтоб собрали 40 миллионов. В Никопольском районе такого неурожая, как ныне, не знали за все 132 года наблюдений. Власть же, как и в сталинские времена, заставляет сдавать зерно.

Нынешние показатели валового сбора зерна убедительно иллюстрируют масштабы катастрофы нынешнего года. Как ни крути, зерновых в районе должны собрать где-то 22 тысячи тонн, что меньше на 30 процентов от запланированного. Это даже каплей в море не назовешь.

Для сравнения: в 1990 году в районе зерновых собрали 219 000 тонн, а в прошлом году только ранних — 100 тысяч. Теперь же из этих 22 тысяч тонн где-то 12 тысяч надо оставить на семена. Раньше для этого обычно оставляли около 10 процентов от собранного. Теперь же нужно оставить половину. Как в этой ситуации выжить самим производителям, кормильцам, рассчитаться с пайщиками?

«Деньги выделили с таким расчетом, чтобы мы их не получили»

— Мы очень активно сотрудничаем с Херсонским научно-исследовательским институтом орошаемого земледелия южного региона, специалисты которого утверждают, что такого катастрофического неурожая не было за все 132 года наблюдений, — рассказывает мне известный в районе руководитель частного агропредприятия «Пектораль» Олег Севидов.

— Ученые прогнозировали нынешний год как неблагоприятный для земледелия. Но чтобы аж настолько!.. Стихия нанесла тройной удар: прошлой осенью не было осадков, зимой — аномальные морозы, озимые выдержать не могли, а в этом — опять засуха... Можно ли было это предотвратить? Убежден, что можно. Но при одном условии — государство должно вести себя честно. Однако этого нет и близко.

Если при предыдущем правительстве мы получали хоть какие-то компенсации, то новая власть в сфере сельского хозяйства, сложилось впечатление, сосредоточилась только на том, чтобы найти нарушения в действиях предыдущей. В нашем районе тоже нашли. Чисто формальные, однако это не помешало «закрутить» уголовное дело. На фоне того, что Азаров заявил о необходимости вернуть в страну страх, все испугались, сникли. О том, чтобы просить у государства какие-то компенсации, в прошлом году никто даже не заикнулся.

В правительстве прекрасно знали, что в Украине погибло много озимых. Поэтому выделили 300 миллионов гривен для компенсации потерь. Но при этом был сделан хитрый ход. Хотя о гибели озимых стало известно еще в начале марта, вышеупомянутое постановление о компенсации приняли в конце месяца, а до сельхозпроизводителей она поступила вообще в апреле, когда нужно было пересевать.

— Деньги выделили с таким расчетом, чтобы мы их не получили. Это — откровенный обман, — Севидов не скрывает своего возмущения. — Когда мое хозяйство обратилось за компенсацией за гибель озимых, в ответ стали требовать то одну справку, то другую... А потом вообще сказали, что такие справки должны быть отдельно по каждому из паев, которых у нас 1570. То есть мы должны выложить за эти бумажки 450 тысяч гривен для того, чтобы получить 300 тысяч гривен компенсации! Смешно, не правда ли?

Местная же власть палец о палец не ударила, не задействует все возможные средства влияния для того, чтобы толика из вышеупомянутых 300 000 000 досталось Никопольщине. Хотя еще зимой все знали: урожая не будет, поэтому крестьянам нужно будет помочь.

«Уже в мае я осознал всю чудовищность ситуации»

— Когда мы вышли весной с запасами влаги в почве, по данным метеостанции, менее 100 миллиметров, тогда как раньше было 160-170 мм, я стал переживать: а что же будет дальше, — рассказывает мне уже бывший начальник управления агропромышленного развития Никопольской райгосадминистрации Владимир Карпук.

— А примерно 11 мая в области я сообщил, что наш район прекратил сев яровых культур из-за того, что нет влаги в почве. Мы сознательно не досеяли гречку, сорго, кукурузу, подсолнечник... Всего же из запланированных 66 000 гектаров зерновых вместе с озимыми посеяли только 47 процентов.

Уже в мае я осознал всю чудовищность ситуации и то, что мы и близко не получим ранних зерновых на уровне прошлогодних 100 тысяч тонн. Хотя главе нашей райгосадминистрации Сергею Воронову я озвучил 30 тысяч тонн зерновых, которые ожидали получить. Но оказалось и того меньше.

На сегодня в районе намолочено 22 тысячи тонн зерна, в которых еще может прибавиться максимум две. Но и по Украине в целом сначала озвучили 57 миллионов тонн зерна, которые ожидали собрать, а потом эту цифру опустили уже до 40 млн.

Еще 23 мая депутаты Никопольского райсовета, осознав катастрофичность ситуации, единодушно, невзирая на свою политическую окраску, приняли обращение к Премьер-министру Николаю Азарову и председателю Днепропетровской облгосадминистрации Александру Вилкулу.

Депутаты, в частности, обращали внимание, что сельхозпредприятия и крестьянско-фермерские хозяйства для осенне-и весенне-полевых работ привлекли кредитные средства, процентная ставка по которым составляет 25-27% годовых, «что в условиях этого года может привести к банкротству предприятий», ибо только прямых затрат они понесли на общую сумму 40-50 миллионов гривен, и т.д..

«Сегодня сельскохозяйственный товаропроизводитель, от благополучия которого зависит социально-экономическое развитие на селе, остается один на один со своими проблемами и находится на грани банкротства», — отмечается в этом обращении отчаяния. Поэтому депутаты райсовета перечислили ряд неотложных вопросов, таких как выделение средств для частичной компенсации кредитных ставок, введение налоговых льгот, выделение топлива для проведения полевых работ по льготным ценам и т.д..

Реакция на это обращение не задержалась. Но... с точностью до наоборот. Сначала попросили с должности «по собственному желанию» вышеупомянутого Владимира Карпука. Словно за то, что он «вынес сор из избы», — сообщил о катастрофе с урожаем в области, тогда как районное руководство там докладывало, что все хорошо.

«У нас есть еще и Соловки»

Но и это было только начало. В начале июля глава Никопольской райгосадминистрации Сергей Воронов провел совещание с руководителями агроформирований района, поселковыми и сельскими головами. Даже из официального сообщения районной газеты «Южная заря» можно понять, что там говорилось вовсе не о том, как помочь крестьянам в ответ на вышеупомянутое обращение депутатов райсовета.

А о том, что «председатель облгосадминистрации Вилкул поставил перед каждым районом задачу сдать определенное количество зерна на ООО „Днепромлын", чтобы не допустить повышения цены на хлеб». Так Никопольский район должен сдать еще 4 тысячи 300 тонн зерна! Сдать для того, чтобы власть накануне следующих выборов не делала крайне непопулярного для себя и неизбежного при нынешней ситуации повышения цен на хлеб! Сдать в ситуации, когда следующий урожай нечем засеять!

Поэтому содержание этого совещания сразу трансформировалось в страшные слухи, в которых, оказалось, есть немалая доля правды. Как, впрочем, пострадавший от стихии район может сдать 4300 тонн зерна, которых у него нет и в помине?

— Я был участником того совещания, — рассказывает руководитель фермерского хозяйства «Нива» Александр Сичок. — Председатель райгосадминистрации начал ее с шуток — мол, у нас есть еще и Соловки, и прокуратура, и налоговая... То есть, дал понять, что в случае отказа у каждого, так сказать, саботажника найдут за что «зацепиться». Требовалось сдавать по 55 килограммов зерна с каждого гектара земли, причем по 1550 гривен за тонну, тогда как рыночная цена зерна — 2000-2200!

Я тоже 98 гектаров вместе с людскими паями обрабатываю, но в этом году пшеницу даже не сеял. Но все равно сдавай. Я отношусь к людям неконфликтным, поэтому со своей пенсионной книжки снял необходимую сумму, купил 5 тонн пшеницы 2-го класса по 2000 гривен и сдал по 1600. При этом подписал официальный договор с коммунальным предприятием «Региональный стабилизационный фонд Днепропетровской области». Но все равно не могу понять все, что происходит.

Почему из нас это зерно так поспешно выдавливают? Еще урожай до конца не собрали, а уже сдавай. Мы за то, чтобы был дешевый хлеб, но не за наш счет. В социальном хлебе должны участвовать и производители удобрений, и нефтяные магнаты. А так все сваливается на плечи незащищенного крестьянина. Один из наших мощных хозяйственников мне искренне посоветовал: «Сичок, лучше сдай, потому что придут и к тебе в сад, и ко мне». Только у него того сада 100 гектаров, а у меня — шесть.

Почему крестьянин должен быть униженным классом? Учитывая погодные условия, государство должно нас поддержать. Но все наоборот — ты упал, а тебя еще и по голове бьют.

То же ООО «Пектораль» в «Региональный стабилизационный фонд» должно сдать зерна 180 тонн.

— У меня такого количества зерна просто нет, — возмущается Олег Севидов. — И что это за постановка вопроса такая? Вчера вы мне не оказали поддержки, сегодня лишили бесплатного консультанта — квалифицированного начальника управления агропромышленного развития, а завтра требуют еще и сдать 180 тонн зерна за бесценок. Причем для Никопольщины приходится цифра, выше среднестатистической по другим районам. Почему так происходит? Думаю, потому, что наша местная власть не довела областному руководству информацию о катастрофе. В 1933-м так же забирали последнее.

«Страх в стране» посеян

Как сообщил председатель Днепропетровского облсовета Евгений Удод, в области погибло около 37 процентов посевов озимых культур, а валовой сбор ожидается на 17% меньше. В связи с этим принято соответствующее решение облсовета. В нем говорится о предоставлении согласия КП «Региональный стабилизационный фонд Днепропетровской области» на привлечение кредитных средств в сумме 100 миллионов гривен на срок 12 месяцев под процентную ставку не более 25 процентов годовых для закупки зерна с передачей в ипотеку недвижимого имущества в качестве обеспечения исполнения кредитных обязательств«.

В список этого недвижимого имущества — залога попали сразу 46 (!) объектов, среди которых только медицинских учреждений более 20, в частности, многочисленные сооружения областного наркологического, кожно-венерологического, противотуберкулезных диспансеров, а еще целый ряд учреждений образования и культуры, в частности, даже такие, как Днепропетровский национальный исторический музей имени Д. И. Яворницкого или днепропетровские Академический театр оперы и балета вместе с Академическим театром русской драмы им. М. Горького. Такую комбинацию здравым смыслом не понять. Ведь в этом перечне немало заведений, стоимость которых может потянуть на эти 100 млн. грн.!

Еще непостижимее — нигде не сказано прямым текстом о том, что крестьяне обязаны сдавать за бесценок эти 55 кг с гектара. Поэтому властям приходится рассчитывать только на «страх в стране», как в 1933-м... И такая тактика себя оправдывает. Когда я ехал в Никополь, предварительно договаривался пообщаться со многими людьми, в том числе и с руководителями мощных агроформирований.

Но многие из них встреч со мной избежали. А некоторые после того, как со мной пообщались и выдали всю матушку-правду, потом меня едва ли не на коленях просили их фамилии ни при каких обстоятельствах не упоминать. Как вот, например, г-н Александр, скромный частный предприниматель, который обрабатывает землю десятков двух пайщиков.

Этот трудолюбивый и ответственный человек рассказал, как с большим трудом ему удалось закупить пшеницу по 2000 гривен за тонну и сдать 8 тонн под влиянием «страха в стране». А теперь он должен ломать голову над тем, где бы найти еще 15 тонн, чтобы рассчитаться с людьми.

Зато там, где действительно власть следовало бы применить во всей полноте и показать силу закона, ни о каком «страхе в стране» не идет. В свое время именно Никопольский район славился тем, что здесь активно внедряли систему орошения земель — надежный страховой фонд от любых засух, что, наконец, охватила площадь около 20 тысяч гектаров. Теперь же от этого остались, как говорится, рожки да ножки.

Трубы бывшей гордости района — мелиоративной системы — безбожно и безнаказанно выкопали, заработав на этом немалые деньги. И теперь, говорят, реально под орошением остаются всего-навсего одна (!) тысяча гектаров. Особенно вдохновенно выкапывали трубы из земли, рассказывают, в 2010-2011 годах. Даже доходило до такой наглости, когда за одну ночь дельцы умудрялись демонтировать до 1,5 километров.

Поэтому в районе, кажется, никто не сомневается, что такая нескрываемая дерзость без прикрытия власти обойтись просто не могла. Однако деятельность правоохранителей, которые, казалось бы, землю должны грызть в борьбе с такой дерзостью, ограничилась сообщениями о выявлении скромных экскаваторщиков, пойманных на горячем. А с голов высоких покровителей ни один волос не упал. И сейчас приходится пожинать горькие плоды.

И власти сейчас трудно поколебать убежденность значительной части людей в том, что нынешнюю ситуацию (на Днепропетровщине, кроме Никопольского, наиболее пострадали от нынешней засухи еще три южных района — Софиевский, Томаковский и Широковский) искусственно создала она сама. Ибо если обанкротятся многочисленные сельхозпроизводители, освободившиеся земли бесхозными не останутся и без проблем достанутся «своим людям». Поэтому цена нынешнего хлеба может оказаться неожиданно дорогой и для самой власти — учитывая следующие парламентские выборы.