«В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции… Воплощая в жизнь ленинские идеи построения коммунистического общества… доходы, полученные нетрудовым путем… нарушил правила социалистического общежития…», – все это цитаты из действующего до сих пор Жилищного кодекса Украинской ССР.
Весь его текст усыпан многочисленными правками, а в некоторых случаях отношения в сфере ЖКХ давно регулируются отдельными законами. Не удивительно, что чиновники и депутаты ратуют за принятие нового Кодекса. Один проект прошел первое чтение в парламенте, и 5 ноября 2010 года документ был подготовлен ко второму. Сейчас документ размещен на сайте Верховной Рады.
Казалось бы, новый прогрессивный документ за столько-то лет можно было выписать так, что не придерешься. Ан нет - проект уже вызвал массу негативных отзывов. В частности, адвокат Татьяна Монтян обрушилась на разработчиков с яростной критикой (читайте вскоре подробный разбор кодекса юристом на LB.ua). А общественная организация «Новый гражданин» собирается уже в понедельник публично жечь проект Жилищного кодекса у стен парламента.
Главная претензия: новый кодекс предусматривает появление на рынке компаний по управлению жильем. Какими (чьими?) именно должны быть эти компании – решит Кабмин. Такие компании возьмут в свои руки все рычаги управления жилым фондом, а также смогут «эффективно распорядится» нежилыми помещениями и придомовой территорией. Они смогут собирать с жильцов деньги на капремонт дома. А если денег не будет хватать, управляющие компании организуют «социально и экономически целесообразные для собственников жилья услуги с использованием общей собственности». В общем, читайте внимательно со статьи 149 и далее.
Фото: Макс Левин
То есть на шею собственникам квартир (а у нас порядка 90% квартир уже в частной собственности по данным МинЖКХ) хотят посадить посредника, который будет командовать и распоряжаться общими помещениями (подвалами, чердаками, щитовыми и проч.) и придомовой территорией. Причем система предоставления таких «услуг» прописана довольно туманно, что дает возможность трактовать эту часть проекта двояко. Формально люди могут сами выполнять функцию управления, но будут ли они «соответствовать требованиям». Вроде бы договор с управляющим можно подписать индивидуальный, но в то же время в документе говорится и о так называемом публичном договоре, который просто печатается в газете и который письменно не оформляется.
Все выглядит таким образом, словно законодатель решил перевести на рыночные рельсы наши ЖЭКи. Но без работников – их наймут в случае надобности, и еще непонятно на каких условиях. Судя по всему, блага капитализма познают только директор ЖЭКа, его заместители и бухгалтерия. Или другие угодные Кабмину люди.
Другое новшество – появление нового государственного органа с широкими полномочиями (статья 174) ГосЖилКомИнспеции. Только одна иллюстрация могущества нового бюрократического организма: инспекторы смогут проникать на «объекты жилого фонда и жилищно-коммунального хозяйства» беспрепятственно независимо от формы собственности объекта. И словосочетание «в установленном порядке» мало утешает.
На этом фоне новость о появлении в кодексе пени 0,1% от суммы долга за каждый день (!) просрочки за жилищно-коммунальные услуги как-то теряется. Но и это немалая сумма. На 1 ноября 2010 года сумма долга по Украине за жилкомуслуги 10,53 млрд. грн. День прошел – вот уже и 10,53 млн. грн. капнуло…
Похоже, несовершенство законопроекта уже поняли и во власти. На днях руководитель фракции Партии регионов в Верховной Раде, народный депутат Александр Ефремов сказал, что проект будет еще дорабатываться. Не удивительно, ведь попытка вынести сырой документ на голосование обернется затяжными массовыми гуляниями у главной ёлки страны.