Сколько существует «Укрзалізниця», столько тянется за ней шлейф скандалов, связанных с закупками материально-технических ресурсов. Громче и чаще других товарных групп в объектив внимания СМИ попадает топливо — крупнейшая статья расходов железнодорожного монополиста. После 2014 г. прозрачность закупок значительно увеличилась, но приемлемой цены на нефтепродукт компания так и не получила. И это притом, что такой крупный потребитель является желанным для любого трейдера. Нынешним летом ситуация приобрела и вовсе неприличный оборот: давний поставщик и обладатель максимальных цен, компания WOG, начала неприкрыто торпедировать азербайджанскую SOCAR, которая неожиданно победила в одном из тендеров, выставив несвойственную для этих торгов рыночную цену. Ситуация снова вскрыла всю ущербность существующей процедуры закупок «Укрзалізниці», которую необходимо менять срочным образом.
В отличие от массы товарных позиций, в ценообразовании которых действительно трудно разобраться, дизельное топливо — ресурс с максимально понятными ценовыми ориентирами. Товар это биржевой, цены на него отслеживают ключевые котировальные агентства. Эти котировки ложатся в основу договоров на закупку нефтепродуктов всех без исключения импортеров (Украина на 85% зависит от импорта этого ресурса). Иными словами, всем все понятно. За исключением «Укрзалізниці», которая продолжает закупать этот товар по мегаценам. Хотя она является крупнейшим покупателем дизтоплива в стране (в лучшие времена — более 500 тыс. т в год) и могла бы приобретать ресурс с дисконтами, а не с премиями…
Только для зеленых
Крупнейшим поставщиком железной дороги на протяжении обозримого периода времени является луцкая группа компаний WOG (зеленый — цвет этой торговой марки). Есть все основания считать, что такой статус она получила благодаря постоянному представительству ее акционеров в Верховной Раде, голоса которых, как правило, нужны любому правительству и президенту.
Отмечу, что наряду с WOG квоты на «ощипывание» железной дороги получали и другие уважаемые люди, но в итоге нередко их заполняли также лучане, реально имеющие налаженные каналы поставок для своей розничной сети. До 2014 г. была известна и такса: 100 долл. на тонне. Именно такой была наценка сверх рыночной цены для «Укрзалізниці». Наверное, неправильно будет считать, что все забирал поставщик. Нельзя исключать, что в этой премии были зашиты откаты, «премии», «гешефты» многочисленным участникам процесса. А платить было нужно, чтобы обеспечить, помимо всего прочего, и лояльность менеджмента УЗ для своевременной и полной оплаты топлива. Кроме того, что это во многом определяло успешность данных поставок, такие связи были главным оружием против конкурентов: все понимали, что расчета за свой товар без соответствующего «благословения» не получить.
Посягнуть на это счастье решился в 2012–2013 гг. лишь один, но зато какой — Ринат Ахметов. Созданная «железнодорожным» крылом СКМ совместно с «Лукойлом» «Первая топливная компания» начала теснить WOG на топливных тендерах «Укрзалізниці», «Укрпочты» и прочих. Однако события начала 2014 г. перечеркнули многое, и это в том числе.
И если 2014 г. еще прошел по накатанной (услуги фракции «Воля народа» были, как обычно, востребованы), то 2015-й принес первые неприятные сюрпризы. Крупный тендер на 100 тыс. т летом того года неожиданно выиграл заклятый конкурент лучан — «Галнафтогаз» (ОККО). Главный сюрприз заключался в том, что произошло это в бытность министром инфраструктуры Андрея Пивоварского, пришедшего на этот пост из кресла главы группы «Континиум» (куда входит и WOG). По данным осведомленных источников, произошло это «недоразумение» по недосмотру ответственных менеджеров WOG, которые малость расслабились. В свою очередь, ОККО, подгоняемая падающими объемами рынка, была вынуждена «окрыситься» и научиться подавать документы.
Здесь необходимо заметить, что ограничение конкуренции на тендерах УЗ держится на двух «столпах»: необходимости внесения большого залога и громоздком перечне тендерной документации, оформить которую без ошибок удается до сих пор немногим. Первое условие оправдано с точки зрения отсева от торгов несостоятельных претендентов, которые в основном использовались реальными претендентами для дальнейшего блокирования (оспаривания) результатов тендера в случае победы конкурента. А вот второе крайне нелепо: куча необходимых справок, документов, анкет, которые необходимо научиться заполнять (известно, что специально для этого компании держат отдельных специалистов из числа бывших работников «Укрзалізниці»). Это тоже дает большие возможности для оспаривания результатов торгов в случае, «если что-то пошло не так». Об этом мы поговорим ниже.
Появление конкурентов с низкими ценами заставило WOG пойти на хитрость. Заключалась она в том, что во второй половине 2015-го — начале 2016-го на тендерах извечный фаворит начал выставлять… минимальные цены. Правда, после подписания контрактов WOG повышала цены выше рынка, пользуясь правом пересмотра цены в случае изменения ценовой конъюнктуры на 10%. Например, осенью 2015 г. первое подобное допсоглашение было подписано уже на следующий день после подписания основного контракта с якобы низкой ценой. Справки о значительно изменившейся конъюнктуре штампует за недорого фирма с непонятным статусом «Держзовнішінформ». К слову, НАБУ расследует эти осенние эпизоды.
Зимой 2016 г. луцкая компания проделала тот же кульбит, оставив конкурентов с носом в тендере на 100 тыс. т ДТ. Как сообщало ZN.UA, компания тогда победила с ценой 13959 грн/т, что было даже ниже рыночных цен. Однако после заключения контракта ООО «ВОГ АЭРО ДЖЕТ» четырежды повышало цену (а «Укрзалізниця» с этим послушно соглашалась), в результате чего она выросла на 21% и стала выше рынка. По этой цене было поставлено 85% объема тендера.
Интересная деталь: после проведения всех манипуляций Центр обеспечения производства «Укрзалізниці» (ЦОП), занимающийся закупками МТР, покинул его глава Даниил Мизин. Как выяснилось позже, сам он никаких документов не подписывал, делегировав эту миссию замам с железными нервами и такими же крепкими другими органами.
Цепляясь за «железку»
В середине июля ПАО «Укрзалізниця» раскрыло конкурсные предложения по тендеру на закупку 42,2 тыс. т дизтоплива (три равных лота по 14 тыс. т). Главной сенсацией стал выход в финал с рыночной ценой 17700 грн/т ТД «Сокар Украина» — украинской «дочки» азербайджанской нефтяной нацкомпании.
Другие два финалиста «ВОГ АЭРО ДЖЕТ» и «ОККО Бизнес Контракт» предложили весьма высокие цены — 20400 и 20700 грн/т соответственно. ОККО первой осознала неадекватность своего предложения и заявила о готовности снизить цену до 19389 грн/т. Несколькими днями позже была вынуждена «упасть» до аналогичного уровня и WOG, тогда как цена на рынке «нырнула» ниже 17000 грн/т. Но этим дело не ограничилось.
2 августа стало известно, что WOG решила оспорить победу азербайджанцев и подала в Антимонопольный комитет жалобу на «Сокар», пытаясь заблокировать дешевые поставки. Поводом WOG называет отсутствие приложения к аттестату об аккредитации лаборатории оператора, отсутствие сроков действия некоторых сертификатов, а также предоставление только двух справок при наличии семи разных банков у поставщика (это к вопросу о тендерной документации). Мало того, компания WOG, вышедшая на тендер с ценой почти на 20% выше рынка, также подала жалобу в НАБУ, которое, как уже отмечалось, расследует минимум одно дело по факту необъективных цен на ДТ от WOG для «Укрзалізниці».
Характерно, что не стал молчать в этой ситуации сам перевозчик, выпустив специальное заявление, в котором назвал попытки «ВОГ АЭРО ДЖЕТ» заблокировать поставку топлива «Укрзалізниці» по низкой цене проявлением недобросовестной конкуренции.
Детективная история развернулась также между «Укрзалізницею» и АМКУ. Первая утверждает, что Центр обеспечения производства подписал договор с «Сокар» 1 августа, разместив соответствующую публикацию на веб-портале госзакупок в 09.58. Тогда как в 16.14 АМКУ принял жалобу WOG. «Этим комитет нарушил Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок», — говорится в заявлении госкомпании. В АМКУ заявляют, что оповестили ЦОП по телефону и по факсу о поступившей жалобе еще 29 июля.
Но интересно другое: какое решение теперь примет АМКУ? Согласно букве закона, если этих документов действительно нет, победу «Сокара» нужно отменять. Но по сути это будет означать, что антимонопольный орган своими руками задушит проявление здоровой конкуренции и появление дешевых поставок для железной дороги.
«Если все пройдет гладко, мы будем готовы заявляться и на большие объемы», — заявил после оглашения результатов тендера топ-менеджер ТД «Сокар Украина» Андрей Бычков.
Как видим, гладко не получилось… Между тем известно, что поставки дешевого топлива «Сокар» уже начал.
* * *
Этот случай еще раз показывает всю ущербность процедур закупки топлива в «Укрзалізниці». Два лота из трех будут поставлены по цене значительно выше рынка, но и третий, «рыночный», лот поставлен под сомнение тем, кто за много лет привык продавать на 15–20% выше рынка. С бизнесом все понятно, он создан зарабатывать деньги, но чем руководствуется «железка» — непонятно. Своими странными требованиями госперевозчик сам загнал себя в угол, оставшись наедине с ограниченным числом поставщиков (хотя, похоже, это и было целью создателей громоздкой процедуры доступа к тендерам). На самом деле дизтопливо — товар стандартизированный, потребности в куче бумаг нет. А для выбора надежного поставщика достаточно было бы не горы документов, а дополнительной ответственности за срыв поставок.
Больше года идут разговоры о переходе на формульное ценообразование, но сейчас затихли и они. Идеальным был бы прямой выход «Укрзалізниці» на украинских и зарубежных производителей дизтоплива с подписанием соответствующих договоров. Еще раз: такой крупный покупатель, как «Укрзалізниця», получил бы на рынке существенную скидку на объеме, но вместо этого перевозчик вынужден постоянно переплачивать. И поскольку проведение тендеров является требованием закона, необходимо как можно быстрее переходить на формульное ценообразование и налаживать адресную работу с максимально широким кругом поставщиков. Как только это начнется, ситуация разрешится очень быстро, ведь потерять такого клиента никто не захочет.