- Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья? -- спросил Остап. -- Только подсчитайте все.
- Сто рублей, - ответил Балаганов, с сожалением отрываясь от хлеба с колбасой.
- Да нет, вы меня не поняли. Не на сегодняшний день, а вообще. Для счастья. Ясно? Чтобы вам было хорошо на свете.
Балаганов долго думал, несмело улыбаясь, и, наконец, объявил, что для полного счастья ему нужно шесть тысяч четыреста рублей и что с этой суммой ему будет на свете очень хорошо.
Ценности в жизни у всех разные. У одних – семья, у других – автомобиль, у третьих – почтовые марки... Еще у некоторых наших сограждан большой ценность считается земля, почти наравне с ней – деньги. И показатели раскрываемости преступлений – это у правоохранителей. Уж они-то за показатель днями и ночами ловят преступников, свидетелей, потерпевших и прочих людей. Впрочем, что-то здесь подсказывает, что не только ради парадного рапорта... Ну, или не всегда ради галочки в отчете о проделанной работе. Впрочем разговор об одной-единственной ценности вряд ли имеет смысл. Правильнее было бы ставить вопрос иначе – что человеку для жизни нужно, как он хочет жить. И если так спросить, большинство людей – уверен – ответят, что хотели бы спокойно жить, нормально работать, получать за свой труд достойную оплату, чтобы хватало семью содержать. Большинство, но не все. Тот же Шура Балаганов, получив пятьдесят тысяч рублей, все равно пытался украсть кошелек. А уж при нынешних возможностях одномоментно разбогатеть, ограбив своих ближних, желающих нормально жить стало заметно меньше.
Обыск с убийством
25 марта 2011 года, согласно официальным сообщениям прокуратуры Харьковской области и УБОП, были задержаны с поличным при получении взятки секретарь Старосалтовского поселкового совета Максим Бицюта и председатель Старосалтовского поссовета Прасковья Задорожная. После оформления всех надлежащих документов, изъятия денег и прочих формальностей 28-летнего секретаря отпустили домой, а 62-летнюю женщину отправили под арест. Ничего странного – если не поинтересоваться деталями задержания и организации самой взятки. Но все остальные подробности дела напоминают лихо закрученный детектив, где каждая деталь, каждая фамилия вдруг становится чуть ли не ключевой.
По версии следствия некая Алла Пархомова пожелала заиметь два участка земли в курортной жемчужине Харьковщины – Старом Салтове. Один участок она хотела оформить на мать Елену Дорошенко, а второй – на семью бывшего сотрудника милиции Коваленко. Для этого она отправилась в Старый Салтов, подала в поссовет необходимые документы и через некоторое время получила землю – два участка под застройку и два – под сенокос. Но условием оформления бумаг председатель поссовета Прасковья Задорожная определила взятку в размере 180 тысяч гривен, при получении которой и была задержана сотрудниками спецподразделения «Сокол», УБОП и прокуратуры. Дабы не мешать следствию, ее упекли в СИЗО, где она и пробыла около полугода. Тем временем следствие допрашивало свидетелей. А в качестве таковых выступили юрист поссовета Елена Леонец, «неформальный» земельный маклер Дмитрий Борисенко, сама взяткодательница Алла Пархомова, депутаты и жители поселка Старый Салтов. Естественно, показания давал второй подозреваемый – секретарь Максим Бицюта.
Из показаний следовало, что Алла Пархомова обратилась в Старосалтовский поссовет с заявлением о выделении двух земельных участков. Заявление было принято и Дмитрий Борисенко, который постоянно подрабатывает в качестве земельного маклера, пользуясь дружескими отношениями с юристом поссовета Еленой Леонец и секретарем Максимом Бицютой, повез Пархомову на осмотр будущих владений. Затем заявительница пообщалась с председателем поссовета Прасковьей Задорожной, а затем секретарь Бицюта ей объяснил, что за землю надо заплатить. Мол, так ему приказала передать Задорожная. Далее у всей компании показания начинают путаться – как именно передавали указания председателя совета самой Пархомовой. Вроде бы Задорожная написала требуемую сумму на листке бумаги и отдала его Бицюте. Тот набрал сумму на компьютере и электронной почтой переслал число Дмитрию Борисенко. А уже он показал размер взятки Пархомовой. Но ни листка бумаги, ни электронного послания никто не сохранил.
Пархомова обратилась в УБОП с заявлением о вымогательстве взятки. Там ей быстренько снарядили помеченные деньги и отправили давать.
В поссовете Пархомову встретил Бицюта, который и принял у нее пакет с деньгами. А когда занес их в кабинет Задорожной, та его завернула. Но было поздно – на штурм поссовета пошли бойцы спецподразделения «Сокол». И вскоре доблестные правоохранители изучали деньги. А теперь можно добавить немного деталей, которые уже не так ярко отражены в материалах дела. Или вообще не получили там отражения.
По словам самой Прасковьи Васильевны, получив заявление и все необходимые документы от Пархомовой, она, как обычно пустила их в работу. На вопрос Пархомовой – что еще нужно – ответила, мол, если та может, оказать помощь поселку. В разговоре о том, какая именно нужна помощь, перечислила: насосы для перекачивания воды из скважин в водопровод, гидрокостюмы для спасательной станции и материалы для обивки кресел – в селе Петровское, которое расположено на территории поссовета, вскоре должен был открыться клуб. Пархомова не возражала и через некоторое время привезла обивочной ткани. Но лишь часть необходимого количества, поэтому пришлось ждать и уточнять – будет ли остальная ткань, или этот подарок не пригодится, поскольку кресла в клубе предполагались одинаковые.
25 марта все было как обычно, отличие проявилось, когда Прасковья Васильевна решила попить чаю. В кабинет вошел секретарь Бицюта, показал пакет с деньгами и сказал, что это Прахомова передала. Сказать, что Прасковья Васильевна удивилась – ничего не сказать. Но было и понимание, что это все неспроста, а потому зашедшему в поссовет депутату был вручен пакет с наказом вывезти его, сжечь или утопить, но убрать его из помещения. Когда он вышел, на полу валялся какой-то прибор, выпавший из пакета. Присутствующие решили, что это «жучок» и бросили его в печку. Прибор оказался GPS передатчиком. Представляю, какая началась паника, когда с экранов навигаторов УБОПовцев вдруг пропал сигнал, отмечавший местоположение 180 тысяч гривен. «Соколу» была отдана команда срочно штурмовать поссовет.
Как обычно в таких ситуациях, на месте оказались телевизионщики, которые подготовили сюжет. Но необычным было то, что там же были супруги Виноградовы, у которых дача в селе Митайловка. Они дали интервью - мол, Задорожная постоянно что-то вымогает. Но откуда они взялись на месте милицейского мероприятия – никто не знал. Решили, что это друзья взяткодательницы Пархомовой, которых она пригласила. И тут, как в детективе, запомните фамилию дачников – потом она снова всплывет.
Прасковью Задорожную увезли в прокуратуру, где стали допрашивать. И в это же время она словно почувствовала, просила следователя разрешить ей позвонить домой, супругу. Но тот отвечал отказом. А тем временем дома пытали ее супруга. Кстати, что странно – как только грабители покинули дом, оставив Анатолия Савунова умирать, следователь тотчас же разрешил позвонить. Тогда Прасковья Васильевна и узнала, что самый близкий ей человек выживет ли – неизвестно. Хорошо, соседи зашли во двор, нашли его и вызвали «Скорую».
Одновременно со штурмом поссовета трое мужчин в масках штурмовали ее дом, где в это время находился 67-летний супруг Прасковьи Васильевны. Потом он сам еще смог рассказать, что грабители ворвались, схватили его и стали пытать. Их интересовало, где находятся деньги. 1700 гривен, имевшиеся на тот момент в доме бандиты за деньги не посчитали. А потому через то ли три, то ли четыре часа пыток ударили его ножом в спину, бросили в гараже, поставили сверху лестницу и были таковы. Пока были дома, устроили форменный обыск, даже в подвале перекопали землю.
Странный налет. Во-первых, бандиты не могли не знать, что поселок буквально наводнен прокурорами и милиционерами, но никого не боялись. Или точно знали, что их никто не потревожит? Во-вторых, судя по словам сотрудников прокуратуры, обыск в доме Задорожной проводился тютелька в тютельку после ухода бандитов, хотя обычно это делается синхронно с задержанием взяточника – чтобы никто из домашних не успел что-либо спрятать. В-третьих, после визита бандитов в доме оставались буквально лужи крови. И ни у одного правоохранителя не возникло вопроса – откуда на полу и на стенах свежая человеческая кровь?
Так случилось, что я одним из первых вошел в дом Прасковьи Васильевны после «обыска» и смог сфотографировать всю обстановку. Оказалось, что обыск наших правоохранителей будет похлеще стихийного бедствия. Все перевернуто вверх дном, все испачкано черным порошком, с помощью которого снимали отпечатки пальцев. После такого обыска впору делать ремонт и менять бытовую технику.
Анатолий Савунов только благодаря счастливой случайности – соседи зашли во двор – был доставлен в больницу и еще несколько месяцев прожил в реанимации. Его несколько раз посетили сотрудники милиции, которых очень раздражало то, что он плохо говорит. Но выздороветь ему не уже не удалось. Умер, пока супруга сидела в СИЗО. А ее даже на похороны не пустили.
В настоящее время ни о каких, даже самых незначительных успехах в расследовании убийства не слышно. У правоохранителей есть дела и поважнее, чем какое-то убийство. Например, та же самая взятка. Точнее, им бы хотелось раздуть количество взяток до бесконечности. По крайней мере, сложно расценить как-то иначе заявление начальника отдела по борьбе с коррупцией УБОП Алексея Пономарева: «Управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП) Харьковской области разыскивает граждан, которые обращались к поселковому голове Старого Салтова (Волчанский район Харьковской области) Прасковье Задорожной за выделением земельных участков и у которых она требовала за это взятки. Об этом заявил начальник отдела по борьбе с коррупцией областного УБОП Алексей Пономарев, сообщили "SQ" в пресс-службе УБОП.»
Да и основная улика, как выяснилось в судебных заеданиях, существует только на словах. Речь идет о листке бумаги, на котором Задорожная, якобы, написала сумму взятки, которую хотела получить с Пархомовой. Далее этот листок – по версии следствия – был передан секретарю поссовета Бицюте, который вписал цифры в электронное письмо и отправил его маклеру Борисенко. А уже тот показал сумму Пархомовой на экране своего телефона. При этом ни листок, ни электронное письмо, не сохранились и существуют только на словах трех человек. По факту же деньги у Пархомовой взял Бицюта. К тому же, в последние годы в Старосалтовском поссовете образовалась компания однопартийцев, которые периодически демонстрировали недовольство председателем Задорожной – как это следует из их действий. Но к этой партийной группировке мы вернемся немного позже. А пока поближе познакомимся с участниками дела.
Подсудимая потерпевшая
Алла Пархомова, как оказалось, имеет богатый опыт сотрудничества с милицией. В 1998 и 2000 годах она обращалась по поводу избиения своего сына-школьника Андрея. В 2001-м ее уже задержали за совершение мошеннических действий в отношении гражданина Ш. Затем пара семейных скандалов и жалоба на супруга. А в 2004-м уже начались дела посерьезнее – в милицию обратилась гражданка Ш. с заявлением о том, что Алла Пархомова забрала у нее мобильный телефон и золотую цепочку с применением физического насилия. Было возбуждено уголовное дело по факту грабежа.
Затем было избиение беременной гражданки Ш., которая посмела вступить в серьезные отношения с ее бывшим супругом.
В 2008 году Алла Пархомова, как это следует из материалов уголовного дела, наняла нескольких россиян, чтобы те подожгли машины гражданина П. и гражданки П. За «работу» обещала по 500 долларов каждому. Машины были сожжены, но получить деньги помешали сотрудники милиции, которые задержали заказчицу и одного из исполнителей.
В апреле 2009-го в милицию обратился гражданин Ч. с заявлением о том, что Алла Пархомова мошенническим путем завладела его деньгами в сумме 6000 долларов во время продажи его автомобиля «Ниссан». Сам автомобиль можно было видеть, когда Пархомова приезжала на нем в суд, где рассматривалось дело об умышленном уничтожении сожженных машин.
А в контексте дела о взятке за получение земли стоит обратить внимание на еще одно уголовное дело. В 2006 году Алла Пархомова уже давала взятку председателю Черкасско-Лозовского поссовета. И если задаться вопросом – сколько ж ей нужно земли, получим ответ – много. У Аллы Пархомовой помимо участков, за которые она периодически дает взятки, есть земля в Ольховке. Поэтому в Старом Салтове она оформляла участки на мать и супругу пенсионера МВД.
Так и просится в тему: «Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья? -- спросил Остап. -- Только подсчитайте все.»
А поскольку законным путем очень много земли не получить, то глядя на историю ее сотрудничества с милицией, так и напрашивается мысль о некоем покровительстве. Тогда становится понятна причина периодических взяток за выделение земельных участков, находит объяснение то, что против нее уголовные дела либо вообще не возбуждаются, либо возбуждаются, но ничем серьезным не заканчиваются. Как пример – дело о поджоге двух автомобилей, которое судья Пилюгина в суде Харьковского района тянула-тянула, да и написала в приговоре, что никаких машин никто не сжигал, и назначила за хулиганство условный срок. А от самого рассмотрения лично у меня осталось впечатление, что дело изначально планировалось свести на нет. Настолько тяжело оно рассматривалось. Хорошо, что есть пока возможность обжаловать незаконный приговор в апелляционном суде, что и было сделано потерпевшими. В настоящее время дело на новом рассмотрении в том же Харьковском суде. Взяткодательница, якобы потерпевшая от преступных действий Задорожной и сама выступает в роли подсудимой. Подсудимое обвинение...
Кстати, там наконец-то были заслушаны показания одного из россиян-исполнителей Дениса А. По его словам, ему предложил заработать знакомый, который отвез его в Харьков и познакомил с заказчицей – Аллой Пархомовой. Та в присутствии Дениса сказала, что нужно сжечь две машины и за это она готова заплатить. Парни согласились, заготовили бутылки с бензином и бросили их в салоны машин, предварительно разбив окна. Но когда уже отрапортовали об успешном выполнении задания и готовились держать карманы шире, саму заказчицу задержали работники милиции. Исполнители попытались сбежать, но одного из них задержали и упекли в камеру.
А еще Денис рассказал, что в Харьков они ездили через Волчанский район. То есть, по трассе через Старый Салтов. Сейчас это ни о чем не скажет, но чуть далее окажется немаловажным – как в настоящем детективе.
Ода с поджогом и убийствами
Старый Салтов – такой же поселок, как и тысячи других в нашей державе. То есть, бюджет хронически пустой, средств не хватает на самое необходимое. Свет, газ, водопровод – все эти блага цивилизации периодически недоступны жителям. В несколько сел, находящихся под юрисдикцией поссовета, газопровод прокладывается уж который год – по причине все той же нехватки средств. Местные налоги и сборы мало что приносят, а район много не выделяет. О ремонте поликлиники, клуба, библиотеки, школы, детсада, фельдшерско-акушерского пункта можно даже не заикаться, в мыслях ни у кого такого не было с самых советских времен. Плюс проблемы курортной зоны – летом количество людей увеличивается в десять раз – а значит, во столько же раз становится больше мусора. Плюс горожане, которые хотят иметь дачи в поселке, но их не интересуют проблемы местной жизни. А уж о местных олигархах и говорить нечего – те стремятся захватить весь берег, но его на всех не хватает. Да и общественный пляж должен быть, несмотря ни на чьи притязания. Одним словом, все банально до отвращения – очередь желающих сожрать все, что есть ценой обнищания местных жителей. Самый же надежный способ забрать все у всех – стать властью.
В 2009 году председатель Старосалтовского поссовета вдруг умирает, через две недели – секретарь. Тут, конечно, было, отчего подивиться – говорят салтовчане. Но без власти нельзя – были назначены внеочередные выборы поселкового головы, которые выиграла Прасковья Задорожная. И не выиграть не могла – еще будучи предпринимателем она всеми силами помогала поселку. То в школе библиотеку отремонтирует, то компьютерный класс поставит. А если от больших проблем перейти к конкретным людям, то они рассказывают, что Паша Васильевна всегда помогала любому, кто к ней обращался. Кому денег на похороны даст, кому поможет с оформлением документов, кого добрым словом подбодрит. Так она стала председателем поссовета.
Говорят, власть портит человека, но это не всегда так. Придя во власть, Прасковья Васильевна взялась за работу на благо поселка. Нет денег в бюджете? Что ж, значит надо потревожить богатых людей, которые взялись обильно строиться, тем более, что тяжелые грузовики со стройматериалами и строительная техника разбивают дороги поселка. Но есть и соображения еще проще: хочешь здесь жить – помоги своему поселку, чем можешь. Те, у кого есть только огород могут немного, а те, у кого есть деньги на дворец, могут гораздо больше. Так были отремонтированы дороги, поставлены мусоросборники, приведено в порядок кладбище, налажено освещение улиц, стала выходить поселковая газета. Делалось даже невероятное по нынешним временам. Прасковья Васильевна затеяла ремонт клуба, поликлиники, школы, построила в селах ФАПы. Я был поражен, побывав на концерте по случаю открытия клуба в селе Петровское. Мало того, что в самом Старом Салтове клуб ремонтируется, мало того, что в Петровском появился свой клуб, так в поселке еще и самодеятельность процветает! Таким хором и танцевальным коллективом можно гордиться, их хоть сейчас - на большую сцену.
Думаете, я сочиняю оду председателю? Это не я – это жители Старого Салтова. Самое простое – почитать их собственноручно написанные на имя адвоката Прасковьи Васьльевны ходатайства.
Я два дня потратил на то, чтобы посмотреть, что делается в поселке, поговорить с людьми. И почти все они любят своего председателя поссовета. Говорят, что никто и никогда не делал столько ни для поселка, ни для отдельных людей. Рассказывали, что с любой бедой, если не получается справиться, идут к Паше Васильевне и уж она всегда поможет. И все говорили, что совершенно невозможно себе представить, как Паша Васильевна требует взятку. Не может такого быть. А значит, говорили мне люди, взятка сфабрикована. Знать бы только кем и в чьих интересах. Хоть это и непросто, но кое-какие факты могут указать на заказчиков уголовного дела.