Без предварительных договорённостей и личных связей попасть на территорию элитной больницы «Феофания» простым смертным непросто. Лечебницу, в которой поправляют здоровье народные депутаты, члены Кабмина и другие категории высокопоставленных госчиновников, охраняют как важный стратегический объект: высокий забор, шлагбаум, несколько контрольно-пропускных пунктов и строгий запрет фотографировать на территории. Повышенные меры безопасности вполне оправданны. За непроницаемой оградой охрана фешенебельной лечебницы скрывает условия, о которых большинство украинцев может только мечтать. У входа VIP-пациентов встречают фонтаны, ухоженные клумбы и точёные скульптуры. Внутри корпусов – роскошные мраморные межэтажные лестницы, дорогая кожаная мебель и широкодиагональные плазменные телевизоры.
Ежегодно на поддержание этого масштабного медицинско-оздоровительного комплекса для избранных из карманов простых налогоплательщиков уходят сотни миллионов гривен.
В минувшем году, по словам главврача клиники Игоря Семенива, из госказны на эту статью было выделено около 138 млн. грн., а в нынешнем сумма выросла ещё на 53 млн. грн. И это не предел. Как утверждает глава парламентского подкомитета по контролю использования бюджетных средств в сфере здравоохранения Валерий Коновалюк, в следующем году «Феофания» получит более 200 млн. казённых гривен. Эта сумма пойдёт на обслуживание закрытой касты бывших и нынешних госчиновников и членов их семей.
В отличие от них, простым украинцам, решившим поправить здоровье в элитной лечебнице, приходится платить дважды. Первый раз – в виде налогов, второй – наличными в кассу больницы. «Это нарушение и законов, и человеческой морали, – комментирует практику предоставления платных услуг госучреждениями нардеп, врач-кардиолог Владимир Карпук. – Неправильно за счёт госсредств улучшать материальное положение, а затем ещё и брать деньги с пациентов».
Социализм в действии
Недавно отремонтированный второй корпус «Феофании» напоминает больницу из известного российского сериала «Интерны»: большой аквариум, удобные кресла и кушетки для ожидания процедур. Отличие от кино лишь одно – отсутствие суматохи и толп пациентов в просторных коридорах.
Корпус №3, в котором в 2010–2011 годах спасали жизни перенёсшим инфаркты нынешнему вице-премьеру Борису Колесникову и советнику президента Анне Герман, на первый взгляд, обставлен несколько проще. Но персонал «Феофании» уверяет, что внешний вид обманчив. На самом деле корпус буквально нашпигован уникальным медоборудованием, о котором обычные госклиники не могут даже мечтать.
Находиться в полной боевой готовности медиков обязывает статус пациентов. По словам одного из руководителей больницы, за медицинской помощью сюда частенько обращается высшее руководство страны и сам президент Виктор Янукович. «Он парень спортивный, нередко получает травмы. Последний раз на прошлой неделе провёл у нас полдня», –
на условиях анонимности делится с Фокусом врач.
Помимо дорогого оборудования к услугам первых лиц палаты VIP-уровня. Внутри они больше напоминают со-временные многокомнатные апартаменты с массивной деревянной мебелью, дорогими гардинами и хрусталём в шкафах.
Немалые средства власть выделяет и на подготовку кадров для собственной лечебницы. Только в нынешнем году на стажировку «своих» врачей в Германии в бюджете было предусмотрено порядка 5 млн. грн.
К подобным излишествам врачи из небогатых региональных клиник относятся скептически. Они уверены, что использовать огромные ресурсы «Феофании» можно было бы с большей пользой. К примеру, по мнению Карпука, дорогостоящее оборудование закрытой лечебницы могло бы работать круглосуточно, как это практикуется за границей, и спасать жизни сотням или даже тысячам пациентов, а не нескольким чиновникам в год.
Ещё один способ оптимизировать бюджетные траты – отказаться от покупки нового оборудования. В нынешнем году на эту статью планируется потратить около 13 млн. грн., примерно столько же, сколько в проекте бюджета на 2012 год предусмотрено на профилактику и лечение больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных. При этом, по явно заниженным данным Минздрава, в Украине официально зарегистрировано 185 тыс. ВИЧ-инфицированных, то есть в три раза больше, чем пациентов, закреплённых за закрытой гослечебницей.
Впрочем, экономить деньги налогоплательщиков «Феофания» не торопится. Вместо этого больница активно предоставляет простым украинцам платные услуги, повторно залезая к ним в карман. По данным Фокуса, среди общего числа пациентов клиники «платники» составляют почти треть.
Больной платит дважды
Позволить себе поправить здоровье в закрытой лечебнице могут далеко не все. Койка в двухместной палате обойдётся не прикреплённому к больнице пациенту в 970 грн. в сутки. Внушительная сумма включает стоимость лекарств, 4-разовое питание на заказ и номер со всеми удобствами: санузлом, холодильником, плазменным телевизором и собственным балконом.
Стоимость самых популярных одноместных палат зависит от степени комфорта: от тысячи за обычный бокс до двух за полулюкс с дополнительной комнатой-кабинетом.
Ещё дороже стоит медицинский сервис, предназначенный для руководящего состава страны. Палата-люкс, где лечат президента, обойдётся самым привередливым пациентам в 3 тыс. грн. в сутки.
При этом за особо сложные операции непривилегированным постояльцам «Феофании» приходится платить отдельно. К примеру, процедура стентирования (извлечение из сердца тромба и помещение в сосуд пружины для восстановления кровообращения. – Фокус), которую в начале нынешнего года в «Феофании» перенёс Колесников, неприкреплённым пациентам обойдётся в 20–40 тыс. грн.
Такой социальный перекос и привилегированное положение украинских чиновников у прогрессивных европейцев вызывает шок. «Чиновники не должны получать льготное медобслуживание за счёт других граждан. Это позорные пережитки советского прошлого», – уверен журналист шведского радио Фредерик Вадстрем. По его словам, в Швеции все чиновники не только не имеют спецлечебниц, но и вынуждены стоять в общих очередях на сложные операции.
Впрочем, следовать прогрессивному опыту западных коллег украинские чиновники отказываются. Избегая неудобной темы, не только власть, но и оппозиция предпочитает не критиковать собственную здравницу. Так, отвечая на вопрос Фокуса о правомерности предоставления госучреждением платных услуг, нардеп от НУНС Лилия Григорович заявила, что при фактическом отсутствии в стране бесплатной медицины поводов «сбрасывать на «Феофанию» атомную бомбу» нет.
Результаты подобной логики народных избранников налицо. Вопреки призывам власти потуже затянуть пояса, в проекте бюджета на следующий год статья расходов на лечение госчиновников снижена не была.
«Медицина для избранных в Украине вряд ли сойдёт на нет, – с прискорбием констатирует нардеп-кардиолог Карпук. – Слишком уж ощутим в отечественной политике дефицит политической воли».