Такие проблемы редко стают популярными, но закон №6776-д от 14 ноября 2017 вызвал большой скандал в аграрной отрасли – большинство операторов рынка требуют от президента наложить вето для уточнения сроков внедрения новых правил, и вместе с тем, сохранить поддержку производства, заложенную в законе.

Законопроект №6776-д принят одновременно с принятием бюджета. Он предполагает отмену возмещения НДС для производителей масличных культур рапса, сои и подсолнечника.

Закон вызвал взрыв эмоций в аграрном секторе, и волну требований к президенту Украины наложить вето. Этот вопрос сейчас активно обсуждается в администрации президента и Верховной Раде. С соответствующим обращением обратилась к президенту Европейская бизнес-ассоциация, запланировано обращение Американской торговой палаты, ассоциаций украинских фермеров.

С другой стороны, комитет ВР по налоговой политике также представляет аргументированную позицию и выступает в поддержку закона как стимулирующего развитие перерабатывающей промышленности.

 Интересы десятков тысяч людей пересекаются в этом проблемном вопросе, и решение накладывать или нет вето президент, как ожидается, примет в ближайшее время.

Что такое отмена возмещения НДС на экспорт рапса, сои и подсолнечника? Это значит, эти культуры продавать напрямую заграницу будет нельзя – только продавать на перерабатывающий завод здесь в Украине, и затем экспортировать в виде масла и других продуктов переработки. Безусловно, для нашей аграрной отрасли экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью – это требование времени.

Законопроект №6776-д для Украины имеет важное значение. Сторонники законопроекта ссылаются на реальные достижения отечественной масло-жировой промышленности, которая получила в 1999-м году стимулирование государства в виде введения заградительной экспортной пошлины на вывоз необработанного подсолнечника. Это привело к настоящей промышленной революции, и сегодня масло-жировая промышленность – номер 1 в мире. За 17 лет в отрасли построено 16 портовых терминалов, построены новые заводы по переработке, мощность увеличилась в 9 раз, объем инвестиций по минимальным оценкам превышает 3 миллиарда долларов. Украина экспортирует подсолнечное масло более чем в 120 стран мира. Теперь на рынке есть устойчивый спрос на масло, и кризис отрасли не грозит – ведь мы продаем готовый продукт. Это впечатляющий пример создания добавленной стоимости и защиты национальной экономики, пример государственного подхода к развитию экономики.

Почему вместо введения экспортной индикативной пошлины, как это действует в отношении подсолнечника с 1999 года, в законопроекте №6776-д вводится отмена возмещения НДС? Потому что НДС – внутренний налог, правила его регулирования устанавливаются государством. А экспортные пошлины необходимо согласовывать с Всемирной торговой организацией, это сложный процесс, требующий долгих переговоров, результат которых неизвестен, и который может повлечь за собой не выгодные для Украины последствия.

Наложения вето президента требуют вместе с тем, крупнейшие международные корпорации на рынке (но не все) – ADM,Bunge,Cargill,Dreyfus,Cofco, некоторые из них также инвестировали в переработку и заводы в Украине.

Особенно активно выступают фермерские организации, и 19 декабря планируют выступать в Киеве, и также требовать вето.

Законопроект №6776-д казалось бы, продолжает эту традицию. Он делает выгодной переработку основных масличных культур исключительно в Украине, отмена возмещения НДС делает совершенно невыгодным экспорт необработанной продукции..

Новые правила вводятся с 1 марта.

И вот эта дата на самом деле является той проблемой, которая вместе с тем требует наложить вето президента на законопроект, и пересмотреть его еще раз в комитете ВР.

Бизнес-планы производителей сверстаны под существующую модель, заключены контракты – быстрая смена правил нанесет им убыток.

Вместе с тем урожай этого года уже отгружен, так что убытки действующим контрактам нанесены не будут. Однако отсрочка срока действия закона на 1 сентября 2018-го - это уже скоро. И это затронет следующий урожай.

Дата 1 марта была определена в налоговом комитете благодаря поддержке народных депутатов Андрея Веревского и Виталия Хомутынника, которые опосредованно владеют долей в аграрной корпорации «Кернел».

Безусловно, вступление закона в действие с 1 марта – это  »отжим» производителей, и тяжелый удар по репутации государства, обвинения лоббировании и коррупции.

Поэтому вето президента на законопроект №6776-д является остро  необходимо. В законопроект необходимы правки. Во-первых, если бы введение в действие законопроекта по рапсу и сое было отложено на 1-2 года, то это дало бы рынку возможность перестроить систему работы, разработать новые планы работы, и безболезненно адаптироваться к новой системе. Перенос даты на поздние сроки, 1-2 года, практически снимает возражения у международных корпораций.

Во-вторых, можно было бы рассмотреть вопрос о принятии дифференцированной ставки НДС для данных видов производств. Зачем вообще лишать бизнес возмещения НДС? Почему такое неравенство в условиях ведения бизнеса? Лишить фермеров 20% возмещения НДС – это слишком жесткие правила. Если бы ставка по возмещению была бы 10% - как сейчас пошлина на экспорт подсолнечника – то это был бы более компромиссный и обоснованный  вариант.

В любом случае, здесь необходима дискуссия. 15 декабря и.о. министра аграрной промышленности М.Мартынюк сказал, что: «Однозначно можно сказать, что формат ее принятия (поправки об отмене возмещения НДС – ред.), который не предусматривал широкого обсуждения, неприемлем,  и ставит под вопрос прогнозируемость инвестиционного климата в стране. Мы проводим консультации с членами комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики, и разрабатываем шаги по смягчению воздействия этой новации. В частности, рассматривается вариант ее отсрочки до 1 сентября 2018 года».

Фермеры говорят, что в условиях постоянных кризисов и рисков, прямой экспорт рапса, который созревает одним из первых, позволяет им быстрее получать оборотные средства для продолжения всей уборочной кампании. Изменение правил на рынке необходимо обосновать и аргументировать, чтобы все участники видели для себя перспективу и выгоду.

Также вызывает недовольство заметная разница в подходах государства. В то время как для одной категории предпринимателей в аграрной промышленности отменяют полностью возмещение НДС, то для другой влиятельной группы крупных предпринимателей в той же самой отрасли Кабмин принял закон о компенсации за экспорт из уплаченного НДС! Налицо двойные стандарты.

Что ж, все эти аргументы – поле для переговоров между различными группами политиков и аграриев.

Остается надеяться №6776-д станет примером не поспешных непродуманных действий, а системной государственной политики по стимулированию развития национальной экономики и увеличению рабочих мест. Дату можно и нужно поменять. Но самое главное – сохранить смысл законопроекта, государственное стимулирование производства и увеличения добавленной стоимости продукции в Украине. Только создание независимой аграрной отрасли, своего полного цикла производства является гарантией устойчивого сбыта сельхозпродукции, гарантией занятости и развития села, как больших так и малых аграрных хозяйств.