Доведенные до отчаяния сотрудники отраслевого государственного архива финансовых посредников Фонда государственного имущества Украины взывают о помощи. Архив, в котором хранятся оригиналы документов о сертификатной (ваучерной) приватизации в Украине, может попросту погибнуть из-за равнодушия и безответственности отечественных чиновников. Сегодня помещение архива отключено от отопления и водоснабжения, не работают защитные системы и сигнализация, периодически архив отключают и от электроэнергии. Замерзающие сотрудники, работая в нечеловеческих условиях, помимо упорядочивания архива героически пытаются спасти документы от быстро размножающегося в холоде грибка, уже больше года не получают зарплату.
Чтобы понять значение этого уникального государственного архива, следует вспомнить непростую историю приватизации в Украине.
В марте уходящего года исполнилось 20 лет с момента принятия первых приватизационных законов в Украине, положивших начало радикальным реформам не только отечественной экономики, но и всего украинского общества. За 20-летнюю историю приватизация всегда воспринималась украинцами неоднозначно. Большинство простых людей относились и относятся к ней отрицательно, видя в приватизации лишь узаконенный властью способ их ограбления.
Наиболее негативный осадок остался у рядовых граждан нашей страны от сертификатного этапа приватизации. Несмотря на задекларированную государством именную форму раздачи населению приватизационных и компенсационных сертификатов власть допустила не только их противозаконную куплю-продажу, но и массовую скупку финансовыми спекулянтами. В результате значительное количество приватизационных бумаг оказалось на руках у руководителей предприятий и бизнесменов, которые праведными (а чаще неправедными) путями смогли заработать себе первоначальный капитал. Остальную часть рядовые граждане обменяли на акции различных заводов, фабрик и торговых учреждений.
Ваучерная концепция, характерная для бывших социалистических стран, выходила из того, что государственная собственность представляет собой сумму имущественных прав всех граждан страны. Соответственно, раздел государственного имущества поровну среди всех жителей страны представляет собой наиболее простую форму разгосударствления.
Однако в результате широкомасштабной сертификатной (ваучерной) приватизации в отечественном исполнении миллионы граждан Украины, вопреки ожиданиям, не стали реальными собственниками. Ваучер обесценился в результате гиперинфляции. Его стоимость первоначально составляла 1,5 тыс. крб. В течение четырехлетнего существования приватизационного имущественного сертификата (ПИС) его номинальная стоимость несколько раз изменялась: в 1995 году она составляла 30 тыс. крб, после индексации — 1 млн. 500 тыс. крб, а впоследствии и 50 млн. крб. После введения национальной валюты ПИС стал двух номиналов: 10,5 грн. — для приобретения акций предприятий, индексация основных фондов которых не была проведена, и 500 грн. — для приобретения акций предприятий с проиндексированными фондами.
Получив сертификат, гражданин Украины имел возможность использовать его следующим образом:
приобрести акции ОАО на сертификатном аукционе;
приобрести на льготных условиях акции предприятия, на котором работает при его акционировании;
дать поручение доверительному обществу на вложение приватизационного имущественного сертификата в акции приватизируемых предприятий;
приобрести за свой приватизационный имущественный сертификат ценные бумаги инвестиционного фонда или компании.
В ходе приватизации выяснилось, что в этом процессе абсолютно необходимо участие финансовых посредников, хотя бы потому, что 50 млн. ваучеров одному Фонду госимущества не переработать. Нужны были какие-то частные институты, которые доводили бы эти ваучеры от гражданина до продавца.
В соответствии с указом президента Украины «О мерах по обеспечению прав граждан на использование приватизационных имущественных сертификатов» от 26 ноября 1994 г. и руководствуясь постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о центрах сертификатных аукционов» от 24 февраля 1995 г. были созданы Украинский центр сертификатных аукционов (УЦСА) и сеть региональных центров сертификатных аукционов (РЦСА). Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) владел 100%-ным пакетом акций этой компании.
Наиболее негативную роль в репутации сертификатной приватизации сыграли другие финансовые посредники — многочисленные доверительные общества, трасты, инвестиционные компании и фонды, взявшие на себя роль посредников между аукционными центрами и простыми жителями Украины. Именно в их недрах пропало либо мгновенно обесценилось большинство народных ваучеров. Результаты оказались плачевными. Реальными собственниками имущества в Украине стали новоявленные бизнесмены, в большинстве своем с достаточно темным прошлым.
Почти 7,8 млн граждан Украины отказались от участия в сертификатной приватизации. Большинство же из тех, кто получили акции и формально стали владельцами предприятий, часто не имеют доступа ни к учредительным документам, ни даже к достоверной информации о том, кто реально является владельцем предприятия. Многие из более чем 19 млн. акционеров, принимая участие в сертификатном аукционе и получая выписку из протокола о его результатах, в дальнейшем чаще всего даже не оформляли право собственности на акции.
Недостатки этого этапа приватизации в Украине органически связаны с недостатками функционирования системы государственного управления, с распространенной в ее среде коррупцией. Тот тип взаимодействия бюрократии и частного капитала, который сложился в Украине за годы независимости, определил и формы роста частного капитала, а именно: путем консолидации вокруг региональных центров власти. Так образовались тесно связанные с властными (политическими) структурами промышленно-финансовые группы, получившие в народе название олигархических групп, региональных кланов.
Сегодня единственным реальным источником достоверной информации о периоде массовой приватизации в Украине является отраслевой государственный архив финансовых посредников Фонда государственного имущества Украины (далее — Архив). Именно сюда может обратиться гражданин Украины, желающий узнать судьбу своей доли в имуществе страны. Сюда же с запросами обращаются адвокаты, суды и правоохранительные органы, желающие разобраться в запутанных отношениях собственников отечественных предприятий. Благодаря наличию оригиналов документов существует возможность восстановить справедливость и утраченные права. Другими словами, пока существует этот архив — существует (хотя бы формально) и законность в нашем государстве. Без документов этого архива любой рейдер может захватить предприятие, подделать или переоформить документы и доказать что-либо уже будет как минимум проблематично. С другой стороны — Архив имеет и огромное историческое значение. Уже сегодня участники «большой приватизации» с трудом вспоминают все обстоятельства и атмосферу того непростого времени. Для нового поколения это уже всего лишь абзац в учебнике истории.
Отраслевой государственный архив финансовых посредников Фонда государственного имущества Украины был создан в соответствии с Законом Украины «О национальном архивном фонде и архивных учреждениях», указом президента Украины «О мерах по обеспечению защиты прав участников инвестиционных фондов и инвестиционных компаний» от 7 августа 1999 г. №968/99 и постановления Кабинета министров Украины «О создании Архива» от 3 июля 2000 г. №1055.
Для размещения Архива было взято в аренду и переоборудовано по специальному проекту часть павильона №16 Национального комплекса «Экспоцентр Украины». Архивное хранилище оборудовали централизованной системой кондиционирования, станцией автоматического газового пожаротушения, пожарной и охранной сигнализациями. Также были созданы отличные условия для работы сотрудникам и посетителям Архива.
Согласно Положению об Архиве, утвержденном совместным приказом ФГИУ и Государственного комитета архивов Украины от 2 августа 2000 г. №44/1594, Архив — государственное учреждение, входящее в состав публичного акционерного общества Государственная акционерная компания «Национальная сеть аукционных центров» (далее — НСАЦ). Обеспечение Архива соответственным штатом, технологическим оборудованием и материальными ресурсами возлагается на НСАЦ. Финансирование, создание, функционирование, а также обеспечение Архива помещением осуществляется ФГИУ на договорных началах с НСАЦ. Согласно этому Положению содержание Архива осуществляется за счет целевого финансирования.
В период 2002–2008 гг. финансирование архива осуществлялось в полном объеме. В Архиве было обработано и сохраняется в настоящее время 26 502 единиц хранения Национального архивного фонда Украины. Однако с 2009 года финансирование на содержание Архива урезано. Так, финансовый план НСАЦ, утвержденный приказом ФГИУ, предусматривал получение денежных средств под «целевое финансирование на содержание и функционирование Архива ФГИУ» в сумме 1512,2 тыс. грн. Фактически же ФГИУ без объяснения причин утвердил сумму в 408,7 тыс. грн. (т.е. в 3,7 раза меньше необходимой). Реально финансирование составило в 2009 году 397 тыс. грн. В дальнейшем руководство ФГИУ строго придерживалось суммы финансирования в 408,7 тыс. грн и перестало выделять деньги на оплату аренды помещения Архива.
Хозяин помещения — Национальный комплекс «Экспоцентр Украины» подал на компанию НСАЦ в суд. В помещениях Архива было отключено отопление и водоснабжение. Из-за проблем в финансировании остановлена эксплуатация всех защитных систем и сигнализаций, техническое состояние которых не проверяется и ухудшается, что создало угрозу сохранности документов Национального архивного фонда.
Несмотря на тяжелые условия труда и неукомплектованность штата (сегодня в Архиве работают шесть технических работников и три специалиста архивного дела), работа в Архиве не останавливается. Сотрудники понимают всю важность сохранения общегосударственных документов, аналогов которым нет ни в одном архиве. Чрезвычайные условия порождают необходимость в систематической работе по сохранности архивных материалов. Однако четыре года работы в нечеловеческом режиме довели персонал Архива до отчаяния.
Да и как не впасть в отчаяние государственному служащему, вынужденному ежедневно ходить на службу, работать в нечеловеческих условиях и при этом получать по 500 грн к большим праздникам: Рождеству, Пасхе, Дню Победы и Дню Независимости. Как не впасть в отчаяние архивному работнику, наблюдающему, как по стенам ползут черные пятна грибка, сыреют и осыпаются стены. Все обращения и письма в вышестоящие инстанции, в т.ч. к президенту и в Генеральную прокуратуру, не сдвинули ситуацию с мертвой точки. Как правило, все письма, поблуждав по кабинетам власти, спускаются в ФГИУ, руководство которого ограничивается стандартными отписками. В них причиной всех бед Архива называется тяжелое финансовое положение компании НСАЦ. И все заканчивается заверениями о том, что «Фонд работает над решением этой проблемы»…
P. S. Попытка получить комментарий руководства ФГИУ и их видение ситуации оказалась безуспешной. Общаться на тему Архива они отказались.