В Украине давно существует правовой механизм привлечения к ответственности чиновников за коррупцию. Однако законы меняются, а коррупция не исчезает. Создание еще одного органа и принятие очередных законов не решит эту проблему. Необходимые полномочия давно есть у СБУ, МВД и прокуратуры.
Окончательная редакция принятых Верховной радой законов о борьбе с коррупцией еще не известна. Возможно, итоговый документ будет существенно отличаться от опубликованного законопроекта.
Продвигая подобные законы, чиновники пытаются навязать обществу мысль, что сейчас с коррупцией не борются из-за недостатка нормативной базы. Это не так.
Помимо создания нового органа, закон вносит изменения в Уголовный кодекс. В частности, вводится уголовная ответственность за приобретение чиновником имущества, стоимость которого существенно превышает его доходы, или передачу им такого имущества близким родственникам.
Закон предлагает карать только передачу чиновником имущества близким родственникам. То есть если в обмен на некие услуги чиновника имущество сразу оформляется на его близких родственников, то преступления нет?
Случайна ли эта ошибка? Общество уже привыкло, что украинским государством управляют бедные чиновники, "случайно" имеющие богатых родственников.
Понятие "коррупция" у нас и в цивилизованном мире трактуется по-разному. То, что в Украине называют коррупцией, на Западе - взятка или воровство.
То, что называют коррупцией у них, у нас не коррупция. У них коррупция - когда сын чиновника учится в вузе, который спонсирует компания, победившая в тендере, проведенном госорганом, который возглавляет отец такого студента.
Каждый год в нашу фирму обращается крупная американская корпорация с опросником, что они могут делать в Украине во взаимоотношениях с чиновниками. Там нет вопросов, можно ли дать деньги чиновнику или купить квартиру его жене. С точки зрения среднего Украинца они спрашивают о безобидных вещах.
Например, можно ли оплатить участие чиновника в конференции. Не деньги дать, а купить билет. Можно ли предоставить чиновнику научную литературу.
От украинских компаний таких вопросов не было никогда.