Зарубежные банки продолжают сворачивать бизнес в Украине: за последний месяц сразу две финансовые структуры (немецкий Bayerische Landesbank и южнокорейский Kookmin Bank) закрыли свои представительства. Кроме того, с начала прошлого года украинский рынок покинули несколько иностранных финансовых групп. НБУ констатирует, что доля банков с иностранным капиталом в Украине падает: за два месяца 2011-го она снизилась на 0,2 п. п. — до 40,4%. В то же время крупные иностранные банковские группы развивают бизнес в Украине, считая этот рынок одним из самых перспективных в Европе.
Несолоно хлебавши
В прошлом году работу в Украине прекратило представительство HSBC Bank Plc. Банк вышел на рынок в 2008 году, однако с началом финансового кризиса пересмотрел свою стратегию развития и решил сосредоточиться на деятельности в тех странах, где уже присутствует в банковском секторе.
За последние полгода с банковского рынка Украины ушли четыре иностранные финансовые группы. В декабре 2010-го Home Credit Group, владевшая Хоум Кредит Банком, продала свой актив Platinum Bank; российский банк «Ренессанс Капитал» избавился от розничного бизнеса в Украине, инвестиционная группа Kardan N.V. вышла из состава акционеров ВиЭйБи Банка. А в феврале 2011-го Банк Грузии закрыл сделку по продаже 80% акций дочернего подразделения в Украине (БГ Банка) группе частных лиц из Украины. В своем официальном заявлении генеральный директор Банка Грузии Ираклий Гилаури отметил, что акционеры планируют сосредоточиться на деятельности в Грузии. К тому же продав убыточный актив (по итогам 2010 года чистый убыток БГ Банка составил $3,09 млн), Банк Грузии избавил себя от лишних капиталовложений.
В 2010 году прогнозировалось, что украинский рынок могут покинуть еще несколько западных групп, среди которых назывались, например, Raiffeisen Interna-tional Bank-Holding AG, владеющий Райффайзен Банком Аваль, Swedbank (Сведбанк), UniCredit Group (Укрсоцбанк и УниКредит Банк), Commerzbank Group (Банк Форум), польская PKO BP (Кредобанк), австрийский Volksbank (Фольксбанк). Но пока слухи не оправдались. Несмотря на убыточность дочерних структур, акционеры продолжают держать руку на пульсе и в любую минуту готовы оказать финансовую помощь.
Накаляют обстановку и международные рейтинговые агентства. Эксперты Standard & Poor's отнесли украинскую банковскую систему к группе слабейших (к десятой из десяти). Главная причина — высокий уровень странового риска. «Украина по многим показателям занимает не лучшие позиции в разных рейтингах: и по уровню дохода на душу населения, и по привлекательности условий ведения бизнеса, и по качеству работы судебной системы, и по многим другим, — подтверждает председатель правления Банка Форум Commerzbank Group Ярослав Колесник. — Поэтому то, что отечественная банковская система попала в группу слабейших, является вполне объективной оценкой, адекватной положению государства в мировом рейтинге в целом».
Ну и по-прежнему актуальны кредитные риски — качество активов украинских банков оставляет желать лучшего. По словам замглавы НБУ Игоря Соркина, проблемные активы отечественной банковской системы составляют 15% их общей суммы. Однако у регулятора своя методика оценки качества активов. Аналитики Fitch подсчитали, что в конце 2010 года на проблемные (с просрочкой более 90 дней) и реструктурированные кредиты приходилось суммарно 56% в общем кредитном портфеле банков.
Нечерные дни
Впрочем, участники рынка не драматизируют ситуацию. Закрытие представительств в Украине нельзя назвать «сворачиванием» бизнеса. К тому же и немецкий Bayerische Landesbank, и южнокорейский Kookmin Bank во время кризиса столкнулись с существенными трудностями у себя на родине. Специализирующийся на кредитовании малого и среднего бизнеса южнокорейский Kookmin Bank вынужден был закрыть свое подразделение, после того как служба финансового надзора Кореи наложила взыскания на руководителей банка за неудовлетворительные результаты работы и покупку в разгар кризиса казахстанского Банка ЦентрКредит. Kookmin Bank вынужден был изменить планы по развитию сети и сократить административные расходы. Свои внутренние проблемы есть и у Bayerische Landesbank: он в свое время стал первым банком Германии, обратившимся к государству за помощью.
Продажу украинских активов участники рынка не расценивают как начало массового ухода иностранцев. Уход инвесторов чаще всего связан с непониманием или недостаточным пониманием украинского рынка. «В Украине довольно сложно вести бизнес, и это косвенно подчеркивается намерениями правительства: попытками трансформировать налоговое законодательство и провести ряд реформ, чтобы работать в Украине стало привлекательнее», — предполагает Ярослав Колесник. Согласен с коллегой и генеральный директор Platinum Bank Грег Краснов. «У всех на это свои причины: одни не имеют достаточно глубокого понимания рынка, другие не смогли поверить локальным менеджерам, третьи исполняют волю материнских структур», — объясняет Грег Краснов. К тому же, по словам старшего аналитика ИК «Тройка Диалог Украина» Евгения Гребенюка, проданные банки — это в основном небольшие финучреждения, и финансовый бизнес в Украине для их акционеров не являлся приоритетным направлением. «Ни один крупный банк (например, из топ30) сейчас не рассматривает возможности продажи бизнеса в Украине», — размышляет аналитик.
Кстати, в прошлом году некоторые западные финструктуры, напротив, увеличили свою долю в украинских банках. В 2010-м немецкий Commerzbank взял под полный контроль Банк Форум, выкупив 26% акций у бизнесмена Леонида Юрушева. А BNP Paribas в начале декабря прошлого года договорился с Александром Ярославским о продаже 18,6% ценных бумаг УкрСиббанка, что позволило французам сконцентрировать почти 100% акций финучреждения. А Platinum Bank решился на покупку нового актива: в феврале 2011 года он завершил сделку по приобретению Хоум Кредит Банка. И, кстати, не исключает возможности дальнейших покупок.
Интерес к украинским банкам со стороны иностранных инвесторов возобновляется. Еще в 2010-м Сбербанк России официально заявил о намерении купить в Украине банк первой десятки. «К преимуществам украинского рынка надо отнести не только возможность занять свою нишу на рынке и добиться значительных результатов за короткий срок, но и возможность постоянно наращивать темпы роста и увеличивать долю рынка», — рассказывает Ярослав Колесник. В Украине достаточно большой и емкий рынок клиентов, который во всех сегментах имеет потенциал роста гораздо больший, чем европейский и американский рынки. Именно поэтому, несмотря на низкую капитализацию банковской системы, украинские банки до кризиса были очень привлекательными для западных инвесторов. Хотя тогда стоимость отечественных финучреждений была одной из самых высоких в мире. Сегодня крупные игроки вряд ли захотят уйти из Украины: вход на украинский рынок им дорого обошелся в свое время, а если прибавить к этому финансовые вливания во время кризиса, то продажа бизнеса повлечет за собой лишь фиксацию убытков. Вряд ли будут иностранцы приобретать и работающие финучреждения, даже несмотря на то, что сегодня можно купить банк по относительно небольшой цене (БГ Банк, к примеру, был оценен на уровне 0,82 капитала). Брать на себя чужие активы сомнительного качества никто не хочет.
В ближайшее время топ-20 украинских банков кардинально не изменится. Западные структуры, уже присутствующие в нашей стране, будут наращивать долю рынка. Усиливать свои позиции они могут за счет капитализации украинских финучреждений, активного кредитования и увеличения филиальной сети. Сегодня Райффайзен Банк Аваль, ОТП Банк, УниКредит Банк, Креди Агриколь и другие дочерние финучреждения — лидеры по количеству кредитных программ. Ведь в прошлом году банки с иностранным капиталом практически не кредитовали (за исключением разве что банков с российским капиталом), поэтому за время кризиса их портфели значительно похудели. Выбирая между качеством и количеством, акционеры отдают предпочтение первому.