Первопричина многих ключевых проблем украинского общества состоит в отсутствии ответственности за проступки на ниве законодательной деятельности. Доходит фактически до абсурда: украинец, разбивший витрину в магазине, понесет несоизмеримо большую ответственность, нежели народные избранники, чьи законы нарушают интересы миллионов украинских граждан и дестабилизируют целые сферы общественной жизни.

Советник президента Марина Ставнийчук высказалась против предоставления избирателям права отзыва депутатов Верховной Рады и советов других уровней. «Мне кажется, нет никаких оснований говорить об институте отзыва депутатов, потому что европейский стандарт демократии не предусматривает отзыва депутатов ни на каком уровне. В украинском законодательстве были нормы, предусматривающие возможность отзыва депутатов, однако практика показывает, что этот институт в украинских реалиях практически не использовался»,— подчеркнула госпожа Ставнийчук.

Данное высказывание наталкивает на гораздо более серьезные размышления, нежели просто проблема института отзыва депутатов всех уровней. Ведь в этом случае речь идет — ни много ни мало — об ответственности избираемых слуг народа за их непосредственную деятельность. А в случае с депутатами Верховной Рады — за принимаемые ими законы.

Ситуация с деятельностью последних имеет особое значение. Суть в том, что парламент определяет правила игры для всех без исключения украинских граждан и, соответственно, для всех без исключения сфер общественной жизни. Сообразно этому последствия злоупотреблений народных избранников своим безоговорочным правом на принятие законов может иметь жесточайшие, если не катастрофические результаты для миллионов украинцев. Проблема становится еще более острой, если злоупотребления такого рода будут иметь не случайный, а продуманный и корыстный характер, благодаря которому народные избранники будут целенаправленно набивать свои карманы и стремиться ко всем остальным мыслимым выгодам.

Ключ к понимаю всей этой ситуации следует искать в том, что отечественных парламентариев за их деяния на ниве законодательной деятельности не только нельзя привлечь к ответственности — такого рода ответственности фактически не существует в природе. Вне зависимости от того, какие бы законы они не протягивали через парламент и какие бы негативные последствия данные законы не оказывали на многомиллионное украинское общество. Совпадение это или нет, но в законодательстве элементарно отсутствуют механизмы для привлечения к ответственности народных депутатов — ни в Уголовном кодексе, ни в других законах вряд ли удастся найти такого рода механизмы.

Вот и получается, с одной стороны, парадоксальная ситуация, когда нарушения де-факто есть, но по закону их нет и, более того, даже быть не может. А с другой стороны — получается не менее парадоксальная ситуация, когда простой гражданин за мелкое хулиганство будет наказан в несопоставимо большей мере, нежели народные избранники, принявшие закон к своей выгоде и навредивших интересам миллионов украинцев.

Все это — не просто теоретические размышления. Невозможность привлечения народных депутатов к ответственности была неоднократно установлена в судебном порядке — вне зависимости от того, что сотворили народные избранники в законодательной сфере. Достаточно вспомнить несколько судебных процессов в Высшем админсуде, инициированные нунсовцем Юрием Кармазиным в конце 2010 г. Господин Кармазин обжаловал в том числе и те факты, когда новые законопроекты менее чем за сутки становились полноценными законами. Самое интересное состоит в том, что в рамках этих судебных процессов не удалось добиться от суда даже простой констатации, что народные депутаты нарушали закон в подобных случаях.

Ну и финальный штрих: если не существует ответственности за законодательную деятельность, то что тогда выйдет на первый план для парламентария — интересы и проблемы общества или же своя собственная выгода в как можно большем размере? И что может ему помешать заполучать эту выгоду любыми способами?

Институт отзыва избирателями депутатов разных уровней мог бы в определенной мере способствовать решению данной проблемы. Но, как выяснилось вчера, такого рода институт не соответствует европейским демократическим стандартам.

Посему гораздо важнее и насущнее становится наличие у украинских граждан твердой гражданской позиции и ощущения ответственности за голосование на любых выборах. А что это за гражданская позиция, когда украинцы приводят в парламент и местные советы людей, которые безответственно извлекают из властных полномочий исключительно свою собственную выгоду? При таком отношении граждан и к своему выбору, и к его последствиям вряд ли помогут исправить ситуацию какие бы то ни было институты и демократические стандарты.