Одна из самых влиятельных доселе групп внутри Партии регионов — «газовая» — вошла в черную полосу кризиса, преодоление которого, по сути, невозможно без масштабной реструктуризации собственных ресурсов и имиджа, а также корректировки планов хотя бы в среднесрочной перспективе. В лидерском квартете «газовиков», состоящем из Сергея Левочкина, Дмитрия Фирташа, Юрия Бойко и Валерия Хорошковского, всегда были шероховатости и трения, особенно между двумя последними политиками. И как раз Бойко и Хорошковский еще перед Новым годом стали резко сдавать позиции. Юрий Анатолиевич пока всеми силами упирается окончательному списанию со счетов, а вот Валерия Ивановича даже эксперты, входящие в «газовый» пул, уже сослали в длительную эмиграцию. Безусловно, оберегание общественной иллюзии относительно Левочкина (как незаменимого бюрократа в команде Виктора Януковича) и Фирташа (как бездонного денежного мешка) дает свой результат, и этим вполне можно шантажировать многих в высоких кабинетах на Печерских холмах. Но сокращение популяции «газовых» чиновников, которая в результате реорганизации «Нафтогаза» грозит превратиться в эпидемию, сложно утаить даже от сторонних наблюдателей.
В свете софитов и миллиардов
Наиболее динамичным и одновременно драматичным прошлый год оказался для Хорошковского. Начавшись с неожиданного зимнего переезда Валерия Ивановича из кабинета главы СБУ транзитом через Минфин в кресло первого вице-премьера, 2012-й обещал стать переломным в его карьере. Уже весной казалось, что Хорошковский является главным претендентом на премьерскую должность, для чего намеренно отказался от участия в парламентских выборах. Однако в декабре, не найдя себя в списке нового Кабмина, несостоявшийся «главный технократ страны» громко хлопнул дверью, выразив несогласие с повторным назначением Азарова в премьеры, который, на его взгляд, «не способен проводить экономические реформы и защищать стратегический курс нашего государства на евроинтеграцию». После чего «газовый» пул экспертов стал пророчить Хорошковскому политическое будущее как основного претендента на нишу «третьей силы» с прицелом на президентские выборы-2015. Впрочем, учитывая подобный неудачный опыт Валерия Ивановича 11-летней давности (на выборах-2002 «Команда озимого поколения» во главе с Хорошковским, позиционирующая себя в качестве «третьей силы», заняла девятое место, набрав при тотальном предвыборном пиаре лишь 2,02% голосов избирателей) и подпорченное реноме во время руководства СБУ, шансы на его весомый электоральный результат весьма призрачны.
Зато без апогея эта пиар-кампания не обошлась. Таковым стало оглашение продажи Хорошковским 100% акций компании Inter Media Group Limited (в чьем распоряжении несколько нишевых телеканалов и 61% акций «Интера») Дмитрию Фирташу за $2,5 млрд. Этот выстрел, по задумке его авторов, должен был убить минимум трех зайцев. Во-первых, без каких-либо IPO была заявлена заоблачная цена для потенциальных покупателей. Во-вторых, Хорошковский был освобожден от «груза» c получением значительных финансовых возможностей в интересах своей самостоятельной политической позиции (его уже сравнивают и с Сергеем Тигипко образца 2009 года, и с россиянином Михаилом Прохоровым). А, в-третьих, Фирташ рассчитывает вырасти в глазах простой публики до размеров невероятного богача (для которого выложить лишние пару миллиардов «зеленых» — раз плюнуть) и «хозяина первой телекнопки», что непременно должно отразиться на повышении собственных акций в среде небезразличных к общественному мнению представителей элиты. Хотя, если верить WikiLeaks, фирташевское владение «Интером» является секретом Полишинеля вот уже несколько последних лет: еще в декабре 2008-го тогдашний посол США в Украине Уильям Тейлор отчитывался Вашингтону среди прочего о том, что Фирташ «приобрел 61% акций украинской медиагруппы «Интер», которая является владельцем и совладельцем семи каналов и информационного агентства Ukrainian News Agency».
Политическое пиарсопровождение самой крупной пока сделки года рисует сюрреалистические картины будущего: например, накануне президентских выборов Фирташ вслед за Хорошковским переходит в оппозицию, при этом радикально оппозиционным становится телеканал «Интер», что, несомненно, чревато серьезными проблемами для нынешней власти (как это было в 2009-м, когда в начале избирательной гонки переориентировался с Юлии Тимошенко на ее главного конкурента Виктора Януковича миллиардер Игорь Коломойский со своим телеканалом «1+1»). Но от любых перерождений в рьяного оппозиционера Дмитрия Васильевича бережет любимый природный газ. Точнее, угроза быть во всеуслышание обвиненным в соучастии доведения Украины до дефолта из-за предъявленных российским «Газпромом» $7 млрд. за недобор газа в прошлом году. Ведь в 2012-м подконтрольная Фирташу компания Ostchem Holding Limited импортировала из России (без участия «Нафтогаза») более 8 млрд. кубометров газа. Если б этот объем импорта был на балансе украинского НАКа, претензии «Газпрома» относительно нарушений контракта были бы невозможны в принципе.
Незаменимых людей нет
В общем, обвинение в злонамеренном подыгрывании России вполне можно предъявить и другому «газовику» — Юрию Бойко, который вот уже почти три года является главным переговорщиком по газовым делам с Москвой. Первым тревожным звонком для Юрия Анатольевича было его формальное предновогоднее повышение в должности до вице-премьера по вопросам ТЭК и промышленности, при этом главой Минэнерго стал чуждый «газовикам» Эдуард Ставицкий, представитель группы ближайшего президентского окружения. Параллельно кресла главы МИДа лишился давний бойковский соратник еще по лопнувшему проекту Республиканской партии Константин Грищенко. Окончательный переход Бойко в статус «британской королевы» состоялся в минувший вторник, когда министром промышленной политики был назначен «ахметовец» из Кривого Рога Михаил Короленко. Впрочем, Бойко еще рано списывать со счетов, учитывая его связи и тот факт, что именно ему Виктор Янукович поручил разработать энергетическую стратегию Украины. Тем более что во вверенной ему на выборах-2012 Киевской области Юрий Анатольевич по сравнению с тем же Левочкиным, курирующим Киев, показал сносный результат: мажоритарка с оппозицией была поделена в четких пропорциях 50/50. Однако Юрий Анатольевич уже прекрасно понял намек сверху (что незаменимых людей нет), поэтому пытается активно применить все свои умения опытного кулуарного бойца.
Ту же тактику поведения избрал и глава Администрации Президента. Сергею Левочкину до сих пор удавалось убеждать Виктора Федоровича в своей незаменимости. Однако учитывая перипетии прошлогодних парламентских выборов в столичных округах, в высоких коридорах начинают задумываться над тем, так ли уж гарантирована победа власти на предстоящих выборах мэра Киева и Киевсовета. Раду ключевых фигур решение вопроса видится в расширении влияния «ахметовцев» на киевские дела. Впрочем, в распоряжении Левочкина есть серьезный ресурс — пара-тройка десятков нардепов. Но вся парламентская рать «газовиков» — довольно разношерстна, а представитель Президента в парламенте Юрий Мирошниченко в роли ее руководителя просматривается слабо. Кстати, лидером «газовой» группы в ВР в последнее время норовит стать Сергей Тигипко. Видимо, памятуя о том, что свято место пусто не бывает.