Проблемы судей с неподконтрольных Украине территорий Донецкой и Луганской областей все реже поднимаются на официальном уровне. О них редко говорят с парламентской трибуны, нечасто обсуждают на Совете судей Украины, их игнорируют в Администрации Президента. Большинство этих судей в 2014 г. были вынуждены вместе с семьями бежать из зоны боевых действий, бросив все свое имущество. Все сроки прикрепления таких судей к другим судам давно истекли, выплаты судейского вознаграждения им прекратились, а от былого уважаемого статуса судьи у них сейчас, по сути, осталось только название. Чем живут судьи, выехавшие с неконтролируемых украинской властью территорий, как государство пыталось решать их проблемы и какие еще есть варианты решения?
Внезапный исход и реакция государства
Для судей Луганской и Донецкой областей, как и для всех жителей Украины, война началась неожиданно. Отдельные сепаратистские акции зимы-весны 2014 г., которые, казалось, будут вот-вот подавлены правоохранительными органами Украины, к лету внезапно обрели новое дыхание и переросли в полномасштабные боевые действия с регулярными частями Вооруженных сил Украины. Для судов, расположенных в зоне АТО, ситуация усугублялась тем, что их проблемы долгое время оставались как бы вне внимания Киева, хотя сепаратисты один за другим захватывали суды и материалы хранящихся там дел, задерживали судей и членов их семей, отбирали имущество. Затем и вовсе начались обстрелы городов и бои прямо на городских улицах. Не дожидаясь, пока в Киеве обратят внимание на проблему, сотни судей на свой страх и риск выехали на контролируемую Украиной территорию и с середины 2014 г. расселились по всей стране.
20 августа 2014 г. вступил в силу Закон «Об осуществлении правосудия и уголовного производства в связи с проведением антитеррористической операции», согласно которому была изменена подсудность дел судов, расположенных в районах, где велись боевые действия. Их должны были рассматривать суды не только спокойных районов Луганской и Донецкой, но и Харьковской, Днепропетровской и Запорожской областей. О судьбе самих судей, впрочем, речь не шла. К началу 2015 г. острота ситуации несколько спала, поскольку ряд судов, расположенных на освобожденных от формирований «ДНР» и «ЛНР» территориях, возобновили работу, и их судьи смогли приступить к исполнению своих обязанностей. Однако проблема судей, суды которых остались на территории, отбить которую не удалось, решена не была. Что с ними делать, было не очень понятно.
Частично эту проблему удалось решить за счет временного прикрепления судей к другим судам, однако многие судьи к исполнению своих обязанностей так и не приступили. Иногда в этом просто не было необходимости, поскольку судьи, работающие в судах, к которым шло прикрепление, тогда справлялись с нагрузкой. Затем Закон «Об обеспечении права на справедливый суд» от 12 февраля 2015 г. установил четкий срок прикрепления – 6 месяцев. Судьи в течение этого времени хотя и не работали, но получали зарплату. Многие судьи, у которых были полномочия, перевелись в другие суды. Однако 28 сентября 2015 г. срок прикрепления истек. От этого пострадали судьи, у которых закончился 5-летний срок пребывания в должности, а также те, кто еще не перевелся в другие суды на конкурсных условиях или без конкурса. Таких судей по состоянию на конец января 2016 г. насчитывалось 77 человек.
ВККС: последние решения
Конкурсы на занятие должностей в тех или иных судах, в т. ч. в столичных, в 2015 г. ВККС объявляла дважды. Как правило, они сопровождались острой конкуренцией между судьями с неподконтрольных территорий. Показательной была ситуация с Оболонским райсудом Киева, где на единственную вакантную должность претендовали судьи не только из так называемых спокойных регионов, но и из зоны АТО. Победил в конкурсе судья Киевского райсуда Донецка Владимир Коваленко. 26 сентября 2015 г. Президент Украины издал Указ о его переводе. Однако со временем такая практика, по словам членов ВККС, начала вызывать недовольство судей из других регионов Украины, также претендовавших на перевод в суды крупных городов. По их мнению, при определении судьи в тот или иной суд должны учитываться не регион, из которого должен перевестись судья, а его опыт и профессиональные достижения.
Теперь ВККС, применяя ч. 2 ст. 53 Закона «О судоустройстве и статусе судей», стала предоставлять рекомендации на перевод судьям из зоны АТО без конкурса. Как правило, сейчас им предлагаются суды, в которых сложились проблемы с отправлением правосудия из-за нехватки судей. В основном они расположены в небольших населенных пунктах. Получение же рекомендаций на должности судей в судах больших городов и Киева, по мнению ВККС, все же должно проходить на равных для всех условиях.
27 января 2016 г. квалификационная палата ВККС решила предоставить рекомендации о переводе без конкурса 4 судьям, чьи суды остались на неподконтрольной Украине территории Донбасса. При рассмотрении кандидатуры судьи Старобешевского райсуда Донецкой области Владислава Руденко, ранее претендовавшего на должность судьи Оболонского райсуда столицы и двух судов Киевской области, ему была прямо предложена должность судьи Брусиловского райсуда Житомирской области. Этот суд печально известен тем, что там не осталось ни одного судьи, имеющего полномочия по осуществлению правосудия. Судья В. Руденко без колебаний принял предложение ВККС, отметив, что несмотря на отсутствие опыта работы судьей (присягу он принял лишь в марте 2015 г. и ни дня не работал в должности), он готов и хочет работать именно в этом суде.
Совсем другая реакция была при рассмотрении кандидатуры бывшего председателя Ленинского райсуда Донецка Ольги Данилюк. В настоящее время она проживает в столице и в прошлом году пыталась стать судьей Подольского райсуда Киева, хотя там не было вакансий. ВККС предложила ей должность судьи все в том же Брусиловском райсуде, однако О. Данилюк ответила решительным отказом. Она мотивировала свою позицию тем, что этот суд находится в 80 км от Киева, тогда как в столице ей есть, где жить, ее дети ходят в школу и имеют устойчивые социальные связи. К тому же, по ее словам, в столичных судах есть достаточно вакансий, а вскоре их может стать еще больше. Возражения членов ВККС, что каждый день десятки тысяч людей приезжают на работу в Киев, нередко более чем за 100 км, а потом уезжают обратно, судья не восприняла. В итоге ВККС все равно приняла решение предоставить ей рекомендацию на занятие должности судьи Брусиловского райсуда, что вызвало негодование судьи. «Я отзову свои документы и буду ждать конкурса на должность судьи в Киеве. Вакансии в столице есть. Комиссия должна исходить из каждой конкретной ситуации, которая сложилась у судьи», – рассказала О. Данилюк «Судебно-юридической газете».
Довольными выбором ВККС суда, в котором предстоит работать, как правило, оказываются те судьи из зоны АТО, которые оказались там в силу исполнения профессиональных обязанностей. Так, осталась довольна решением Комиссии о переводе в Дубенский горрайонный суд Ровненской области судья Дебальцевского городского суда Донецкой области Александра Кичатая – в Ровно, по ее словам, живут ее родители.
Зависший законопроект
Для решения проблем судей из зоны АТО в парламенте был более-менее оперативно разработан законопроект, предусматривающий продление срока прикрепления судей. Законопроект №3328 от 15 октября 2015 г., инициатором которого стал народный депутат Леонид Емец, предусматривает возможность прикрепления судей решениями ВККС на четко не ограниченный срок, например, до того момента, когда их «родные» суды все же возобновят работу. Однако 25 декабря парламент так и не поддержал этот законопроект. «Депутатов надо наказать», – прокомментировал тогда действия парламента Л. Емец. В итоге в настоящее время ситуация с судьями из зоны АТО «заморожена», и какого-то скорого варианта решения проблемы пока не предвидится.
Судья Перевальского районного суда Андрей Иванов: «Государство не обращает внимания на наши проблемы»
С начала активных боевых действий в Донбассе прошло уже более полугода. За это время сотни судей уехали с территорий, которые сейчас принято называть оккупированными. Части из них удалось перевестись в другие суды, и они продолжают работать, но другая часть по разным причинам сделать этого не смогла. Срок временного прикрепления у них тем временем истек, выплаты судейского вознаграждения прекратились, а перспективы так же туманны, как и в 2014 г. С какими проблемами сталкиваются судьи, выехавшие из неконтролируемых Украиной территорий, и как они видят их решение, «Судебно-юридической газете» рассказал судья Перевальского районного суда Луганской области Андрей Иванов
– Когда на Востоке страны начались боевые действия, какое настроение было в суде?
– Судейское сообщество отнеслось к действиям сепаратистов, естественно, негативно. Суд, несмотря на сложную обстановку, продолжал работу. Все решения в суде принимались только именем Украины.
– Как долго суд осуществлял правосудие на неподконтрольной Украине территории?
– Несмотря на непростую ситуацию, Перевальский райсуд продолжал работать в обычном режиме вплоть до декабря 2014 г., когда на заседании СНБО было принято решение о прекращении деятельности всех государственных учреждений на оккупированной территории. Почему так долго работал суд? Было решение ВССУ, согласно которому могла быть прекращена работа только тех судов, которые совсем не могли работать в сложившихся условиях. Но работе нашего суда сепаратисты не препятствовали. Вокруг самого Перевальска шли бои, были обстрелы, по городу постоянно двигались колонны с боевой техникой, но сам город от боев особо не пострадал. Председатель суда тогда сообщила в Киев, что суд вполне может работать в сложившихся условиях.
– Как произошло Ваше прикрепление к Рубежанскому городскому суду?
– В мае 2014 г. у меня закончились полномочия, а перед этим, в марте, я получил рекомендацию ВККС об избрании бессрочно. В январе 2015 г., после решения ВККС, мне пришлось ехать в Рубежное, писать заявление о прикреплении к этому суду, как это и было предписано. После этого мне возобновили выплату судейского вознаграждения. Затем был принят Закон «Об обеспечении права на справедливый суд», согласно которому судьи с неконтролируемых Украиной территорий Луганской области должны были на полгода прикрепляться к Рубежанскому суду. С апреля 2015 г., после подачи соответствующих заявлений, мы опять были прикреплены к этому суду. Выбор ГСА выпал на этот суд, скорее всего, потому, что Государственная судебная администрация Луганской области располагалась в здании Рубежанского городского суда. Но 28 сентября 2015 г. срок прикрепления истек, и я, как и еще 77 судей Луганской и Донецкой областей, сейчас не прикреплены ни к одному суду и, соответственно, не получаем судейское вознаграждение.
– Предпринимает ли государство какие-то действия, чтобы решить проблемы таких судей?
– С осени прошлого года сложилась тупиковая ситуация. Получается, что многие судьи-патриоты, которые выехали в Украину с оккупированных территорий и хотят и дальше работать судьями, остались ни с чем. Да, почти 250 судей были переведены в другие суды, но еще 77 судей из Луганской и Донецкой областей остались не переведенными. Из них 33 судьи не избраны бессрочно. Это значит, что они вообще не могут быть переведены до тех пор, пока Верховная Рада не примет решение об избрании их бессрочно. В Законе «Об обеспечении права на справедливый суд» четко указано, что прикрепление возможно не больше, чем на 6 месяцев, и иначе трактовать эту норму, к сожалению, невозможно.
– Но уже есть соответствующий законопроект, предусматривающий продление срока прикрепления.
– В парламенте зарегистрирован законопроект №3328, авторства народного депутата Леонида Емца. Он предусматривает продление прикрепления судей на какой-то период, например, до возобновления работы их суда. 25 декабря 2015 г. этот законопроект попытались включить в повестку дня, однако неудачно. Он мог бы исправить существующую ситуацию, ведь по закону судьи не имеют права заниматься любой другой деятельностью, кроме творческой и преподавательской. Но представьте, как и где судьи из АТО могут найти себе такую работу? Я все последнее время тоже занимался творческой деятельностью, писал научные статьи и публикации, но оплата за такую работу не позволяет жить по-человечески. Судьи сейчас просто выживают за счет других членов семьи. Это не говоря уже о потере имущества. Я, например, уехал из Перевальска всего с двумя коробками вещей.
– У вас есть статус переселенца?
– Есть. Однако пособие я не получаю, поскольку когда оформлял статус переселенца, еще получал зарплату судьи. Тогда оформлять пособие было стыдно, хотя это всего 400 грн. Так и живу. С начала войны никакие государственные и вышестоящие судебные организации со мною не связывались. Не буду говорить за всех судей, но лично мне никто не предлагал никакой помощи, например, в предоставлении временного жилья, хотя это предусмотрено Законом «О судоустройстве и статусе судей». Насколько мне известно, многие судьи сейчас намерены обращаться с исками к Государственной судебной администрации по поводу взыскания задолженности и продолжения выплат судейского вознаграждения. Лично мне государство сейчас должно около 50 тыс. грн.
– Насколько хотят работать судьи, покинувшие зону АТО?
– Конечно, хотят. Они бросили свои квартиры, дома для того, чтобы продолжать работать судьями. Но работы для них в Украине не оказались. Лично я готов работать и в зоне АТО, и даже в зоне разграничения. Я уже несколько раз вместе с ребенком попадал под обстрелы, был свидетелем преступлений, поэтому готов к работе в таких условиях. Возможно, не всем судьям будет легко там работать, но я готов. Более того, я полагаю, что судьи, у которых истек срок прикрепления, могли бы заменить судей из судов в контролируемой Украиной части зоны АТО, которые либо перевелись в другие суды, либо у них закончились полномочия. В этих судах количество судей не было увеличено, а судей из других регионов, желающих там работать, не наблюдается. Я знаком с ситуацией в Северодонецком городском суде. Так, как и во всех действующих судах Луганской области, складывается сложная ситуация, выросла нагрузка, поскольку им по подсудности переданы дела судов с оккупированных территорий. В том же Северодонецке сейчас располагается областная администрация, органы исполнительной власти, там судьи работают в чрезвычайном режиме.
– Вы говорили о законопроекте народного депутата Леонида Емца. А насколько другие парламентарии, Администрация президента, Кабинет министров в курсе проблем судей из зоны АТО?
– Мы обращались во все инстанции: к народным депутатам, в Администрацию Президента, в Совет судей Украины, в ГСА, ВККС, ВСЮ, но все они разводят руками и говорят, что пока нет соответствующего закона, ничего сделать нельзя. Считаю, что это дискриминация судей, нарушение прав людей. Та же ГСА готова выплатить нам задолженность и платить судейское вознаграждение, а ВККС готова прикрепить судей, но только в случае, если будет соответствующий закон. Его пока нет, а самостоятельно принимать такое ответственное решение все боятся. Лично я не вижу ничего криминального, если ВККС возьмет на себя ответственность и издаст соответствующее распоряжение о продлении прикрепления. По крайней мере, таких судей, как я, можно будет как-то контролировать, знать, где они находятся и чем занимаются. Но такие действия ВККС могут расценить как превышение служебных полномочий.
– Вам еще придется проходить процедуру первичного оценивания.
– Не вижу в этом никакой проблемы, оценивания я не боюсь. Но создается впечатление, что судей делят на определенные категории. Сейчас в парламенте находится около 800 представлений об избрании судей бессрочно, в этом списке есть и моя фамилия. Избрать меня судьей бессрочно ВККС рекомендовала еще в марте 2014 г. На тот момент вопрос о прохождении первичного квалификационного оценивания не стоял. Сейчас, несмотря на то, что моя кандидатура, как и еще около 30 судей с оккупированных территорий, уже находится в парламенте, я должен и готов проходить оценивание. Однако законных оснований для прохождения первичного квалификационного оценивания для судей, которые уже рекомендованы ВККС для избрания бессрочно, нет.
Позиция ВККС
Станислав Щотка, секретарь квалификационной палаты ВККС
– Проблемой трудоустройства судей судов из зоны АТО ВККС плотно занимается еще с 27 декабря 2014 г. Мы провели для них 2 конкурса и по упрощенной процедуре рекомендовали почти 300 человек. Теперь же ВККС вправе воспользоваться законодательным механизмом, согласно которому решения о рекомендации к переводу тех судей, у которых срок прикрепления закончился, принимаются без конкурса.
23 октября 2015 г. ВККС утвердила Положение о порядке перевода судьи в другой суд того же уровня в случае реорганизации, ликвидации или прекращения работы суда. А 28 октября мы встречались с инициативной группой судей из зоны АТО. Встреча прошла по нашей инициативе, и мы пытались донести им нашу позицию.
Отмечу, что сейчас из 77 указанных судей полномочия есть у 43. Мы предложили этим судьям написать заявления и получить рекомендацию ВККС о переводе без конкурса. Мы не скрывали, что эта процедура происходит без их согласия (согласно ч. 2 ст. 53 Закона «О судоустройстве и статусе судей» судья не может быть переведен в другой суд без его согласия, кроме перевода в случае реорганизации, ликвидации или прекращения работы суда), хотя и требуются их заявления.
Многие высказывали пожелания работать в Киеве или городах-миллионниках. Действительно, в предыдущие разы ВККС открывала судьям АТО возможность претендовать на широкий круг вакансий, в т. ч. в судах столицы, но, напомню, тогда был конкурс. В этот же раз рекомендации предоставляются без него. Кроме того, есть определенное количество судей, которые ждут объявления конкурса на вакантные места, и они справедливо возмущаются тем, что поставлены в неравные условия, и ВККС занималась трудоустройством других судей по упрощенной процедуре, предлагая им широчайший выбор, хотя этой возможностью многие и не воспользовались. Дело в том, что во время предыдущих двух конкурсов судьи из зоны АТО создали конкуренцию между собой – претендовали по 8 человек на место, игнорируя наши просьбы проявить мудрость, договориться и принять взвешенное решение, ведь было достаточное количество вакансий, и ВККС была готова этот вопрос оперативно решить с учетом потребностей государства в правосудии. Не все прислушались к нашим советам. Сейчас, когда мы после совместного собрания предложили судьям из зоны АТО подать заявления, в октябре их поступило 4, в ноябре – 3, из которых 1 было отозвано в дальнейшем, в декабре – 3 и в январе – 2. Больше в ВККС заявлений от таких судей нет.
Перевод без конкурса все равно требует выполнения определенной работы с документами. ВККС эту работу сделала, и первых 4 судей, которые в октябре подали заявления, мы рассмотрели и приняли по ним решения. Следующие 4 человека также в скором времени будут приглашены на заседание ВККС. Подчеркну, Комиссия рассмотрит все заявления, которые будут поданы судьями из зоны АТО, по мере того, как они будут поступать.
Что касается предоставления судье возможности по собственному желанию выбирать место работы, отмечу следующее. ВККС, поскольку это перевод без конкурса и без согласия судьи, будет исходить, в первую очередь, из того, где есть потребность государства в выполнении конституционной государственной функции по обеспечению судопроизводства с учетом и нагрузки, и данных от ГСА, председателей судов и органов судейского самоуправления. Мы будем, прежде всего, руководствоваться необходимостью, которая есть у государства. Например, в Брусилове функция государства по отправлению правосудия полностью прекратилась, а это недопустимо. Мы ее попытались возобновить, предоставив рекомендации 2 судьям из упомянутых первых 4, которые подали заявления. Таким образом, потребность государства может как совпасть с желанием судьи, так и не совпасть. Но это не означает, что мы лишаем судей из зоны АТО возможности подать заявление на любой следующий общий конкурс, в частности, на вакансии в крупных городах.
Таким образом, ВККС ведет сложный переговорный процесс с этими судьями. Да, этот вопрос непростой. Судьи из судов, которые прекратили работу, находятся, безусловно, в чрезвычайной ситуации, и ВККС чувствует ответственность за их судьбу. Вместе с тем, Комиссия исходит из того, что каждый судья, вступая на судейскую должность, принимает на себя публично-правовое обязательство по отправлению правосудия там, где этого требуют государство и общество.
Почему ВР не изменит закон?
Леонид Емец, первый зампредседателя Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия
– Почему депутаты не голосуют за законопроект, который решил бы проблему с прикреплением/переводом судей АТО? Потому что это не тот вопрос, который можно выгодно «продать» обществу, поскольку касается он 70 судей, и все. Поэтому они не против, им просто все равно. Что делать? Сейчас вносим законопроект снова. Подкрепим его письмами и ответами от всех связанных учреждений, и я буду дальше его «проталкивать». Других вариантов нет. Хотя можно еще разогнать эту Верховную Раду и надеяться, что судьи не умрут с голода до перевыборов, а новые депутаты будут лучше этих. Хотя сделать это по старому избирательному закону вряд ли удастся. А на ВККС я повлиять не могу. Правда, и на парламент пока не очень, но думаю, этот законопроект мы «додавим».
Почему судьи не получают зарплату?
Зеновий Холоднюк, председатель Государственной судебной администрации Украины
– П. 10 переходных положений Закона «Об обеспечении права на справедливый суд» давал возможность прикрепить судей из зоны АТО на 6 месяцев к другим судам. К сожалению, этот срок истек, а далеко не все судьи переведены. Закон не дает ВККС права их «переприкреплять». До того времени, пока они были прикреплены, им насчитывалась и выплачивалась заработная плата. Поскольку срок их прикрепления закончился, у нас как распорядителя бюджетных средств больше нет оснований насчитывать и выплачивать им зарплату. В связи с этим мы обращались и в Верховную Раду, и в профильный Комитет ВР. Вы знаете, что депутатом Леонидом Емцем зарегистрирован законопроект по этому поводу, к которому мы подавали предложения о том, какие необходимы изменения, чтобы иметь право, начиная с конца сентября 2015 г., продолжать финансово обеспечивать этих судей. К сожалению, изменения в закон до сих пор не приняты. Хотя полагаю, что данный вопрос будет в скором времени решен. Когда будут приняты изменения в этой части, мы выплатим заработную плату судьям, которые ее не получали.
Что касается вопроса, может ли ГСА с целью обеспечения работой судей АТО увеличить количество штатных единиц в судах, на сегодня есть достаточно вакансий по Украине для того, чтобы перевести их туда, где есть потребность в судьях. Проблема в том, что сами судьи создали для себя конкуренцию – написали по 5–6 заявлений на одну вакантную должность, когда ВККС объявляла прошлые 2 конкурса, поэтому многие остались непереведенными.
Для того, чтобы ввести или не ввести дополнительные штатные единицы, у нас есть единственный критерий – нагрузка на судей. Закончился 2015 г., будут поданы отчеты, после этого будет проведен анализ и принято решение или перераспределить вакансии в судах, или ввести дополнительные, или сократить. Думаю, дополнительные мы вводить не будем, а будем перераспределять их в зависимости от нагрузки.
Бюджет принят с учетом фактической численности судей, и проблем с бюджетными средствами и фондом заработной платы в 2016 г. не будет. Единственное, если судьи будут переведены в другие суды, нам придется перераспределить фонд заработной платы между судами в рамках существующих бюджетных средств.
Комментарии
Елена Первушина, председатель Голосеевского районного суда Киева
– В Голосеевском райсуде Киева уже заполнены два вакантных места: одно занял судья из зоны АТО, второй – из Крыма. Т. е. фактически мы уже приняли двух судей. Не думаю, что такие судьи должны идти по конкурсу, потому что не дай Бог никому очутиться в подобных условиях и пройти через то, через что они прошли. Поэтому однозначно судьи из зоны АТО имеют приоритетное право на вакантные места. Но я считаю, что они должны занимать должности не только в Киеве, хотя многие из них изъявили такое желание. Каким образом нужно распределять места – это вопрос не к нам, а, наверное, к Высшей квалификационной комиссии судей. Ведь в регионах есть много судов, которые фактически остались без штатного состава, и там, можно сказать, парализовано правосудие.
Василий Бородий, председатель Подольского районного суда Киева
– Исходя из ситуации, сложившейся помимо воли судей из зоны АТО, и права этих судей на труд, в т. ч. труд судьи, я считаю, они имеют право в первую очередь претендовать на существующие вакансии. Учитывая, что парламент саботирует избрание судей бессрочно, судебная система должна быть заинтересована в том, чтобы те судьи, которые уже избраны, были переведены и осуществляли правосудие. В нашем суде судья, переведенная из одного из районных судов Донецка, успешно, квалифицированно осуществляет правосудие. На фоне того, что у нас из 21 судьи осталось лишь 15 с полномочиями, а у 6 судей они закончились, ее перевод дал возможность хоть как-то выйти из сложившейся ситуации. На сегодняшний день общественность не знает, но мы слушаем дела без перерыва на обед. Я прогнозирую, что через некоторое время, где-то в течение месяца случится так, что мы будем определять, как слушать дела с 8.00 до 21.00 или с 16.00 до 20.00, чтобы не нарушить закон и избежать обвинений, что мы слушаем дела во внерабочее время. Чтобы навести порядок, нужно только одно – принять изменения в законодательство.
Павел Вовк, председатель Окружного административного суда Киева
– Полагаю, судейское сообщество понимает, что если судьи из зоны АТО имеют приоритетное право на занятие вакантных мест в судах, то это обусловлено ситуацией, которая имеет место в Украине. Мы исходим из того, что эти обстоятельства преобладают над правом других судей на участие в конкурсе с целью занятия определенной должности. Я думаю, это все-таки временный вопрос.
Реальные истории
Светлана Мыцик, судья Славяносербского райсуда Луганской области
– В настоящее время я, имея статус профессионального судьи Украины, в связи с проведением АТО и активными боевыми действиями, происходящими в населенном пункте, где я проживала, вынуждена была переселиться на территорию, подконтрольную украинским властям, и лишена этими властями не только работы, но и средств к существованию.
13.05.2014 5-летний срок моих полномочий закончился, в связи с чем ВККС Украины, учитывая показатели моей работы и отсутствие жалоб от участников судебных процессов, 04.03.2014 приняла решение о моей рекомендации на должность судьи бессрочно. С 05.05.2014 по настоящее время рекомендация ВККС со всеми необходимыми документами находится на рассмотрении парламента. Не рассматривая проект постановления об избрании меня и остальных судей из зоны АТО бессрочно, парламент лишил нас права перевода в действующие суды, расположенные на мирных территориях Украины. Отказывая нам в переводе в другие суды, ВККС мотивирует это именно окончанием наших полномочий.
Нормами Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» установлено судейское вознаграждение для судей местных судов, не осуществляющих правосудие, в размере должностного оклада – 10 минимальных заработных плат без права на остальные доплаты. Однако для судей из зоны АТО парламентом принята и другая норма закона, а именно п. 10 раздела ІІ заключительных и переходных положений Закона «Об обеспечении права на справедливый суд», которым, по мнению ГСА Украины, право на получение судейского вознаграждения ограничено 6-месячным сроком прикрепления для судей из судов, работа которых прекращена в связи с проведением АТО. Ссылаясь именно на эту норму, с 29.09.2015 ТУ ГСА в Луганской области прекратило нам все начисления и выплаты, а, следовательно, прекращено и исчисление судейского стажа.
Решение о прикреплении к другим судам как механизме осуществления выплат до момента перевода судей в действующие суды считаю правильным шагом. Однако по истечению 6-месячного срока прикрепления по причине промедления реального трудоустройства людей, а именно перевода судей на вакантные должности в другие суды, и возникла эта проблема. По моим расчетам, в связи с неначислением и невыплатой мне судейского вознаграждения с 29.09.2015 по 31.012016 задолженность ГСА Украины составляет 56372,73 грн. Для взыскания вышеуказанной задолженности я обратилась с иском в суд.
25.12.2015 парламентом не был поддержан законопроект №3328, предусматривающий внесение изменения в норму, ограничивающую прикрепление с соответствующими выплатами 6-месячным сроком (результаты поименного голосования опубликованы на веб-портале ВР Украины). Умышленно не голосуя за избрание судей из зоны АТО бессрочно и не поддержав законопроект №3328, парламент фактически сделал нас заложниками созданного законодателем правового коллапса, в котором, с одной стороны, мы не можем перевестись в работающие суды на мирные территории Украины, поскольку не избраны бессрочно, а с другой – нам прекращены все выплаты до перевода в другие, работающие суды при установленном действующим законодательством запрете судьям заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой или научной. Для разрешения этой проблемы я неоднократно обращалась в Совет судей Украины, ВККС, ГСА, Верховный Суд, Комитет ВР по вопросам правовой политики и правосудия, к председателю ВР, Президенту Украины, уполномоченному ВР по правам человека. В ответ получала лишь шаблонные однотипные отписки. Результата не последовало.
21.05.2015, приняв постановление об избрании бессрочно судей, среди которых не было ни одного судьи из зоны АТО, документы которых на тот момент уже более года находились на его рассмотрении, парламент своими действиями четко дал понять, что проблемы трудоустройства судей, переехавших из зоны АТО, для него не существует. Нас для него нет. Практически я и мои коллеги, профессиональные судьи Украины, которые, будучи верными присяге, данной украинскому народу, переселились из зоны АТО на территорию, подконтрольную украинской власти, этой властью оставлены без средств к существованию, доведены до унизительного состояния, вынуждены занимать деньги на съем жилья, продукты питания, предметы первой необходимости и лекарства у своих родственников, друзей и знакомых.
Учитывая существующее мнение о необходимости восстановления доверия к судебной системе, лично я не возражаю против прохождения квалификационных или иных оцениваний и аттестаций, однако уверена, что эти оценивания должны проводиться грамотно, объективно, беспристрастно, независимыми органами, вызывающими доверие и уважение. Кроме того, как противник любых видов и форм дискриминации, считаю, что первичное квалификационное оценивание мы должны проходить вместе с судьями местных судов, в которые будем переведены после избрания нас бессрочно, поскольку рекомендации ВККС Украины на избрание нас бессрочно и наши документы с 2014 г., до вступления в силу Закона Украины «Об обеспечении права на справедливый суд» находятся в парламенте, и если бы он своевременно выполнял законы, которые сам же принимает, мы давно бы уже работали в судах Украины, расположенных на мирных территориях, и получали не только минимальные выплаты, установленные для неработающих судей, но и предусмотренные законодательством доплаты к должностному окладу.
Хочу обратить внимание на то, что все мы, судьи-переселенцы из зоны АТО, не хотим просто получать судейское вознаграждение. Мы хотим работать и получать вознаграждение именно за свою работу.
И в завершение хотелось бы через средства массовой информации обратиться к депутатам ВР: уважаемые парламентарии, при принятии законов не забывайте, что Украина – это демократическое, социальное и правовое государство. Принимаемые вами законы обязательны к исполнению в т. ч. и вами.
Елена Панченко, судья Авдеевского городского суда Донецкой области
– Судьи судов Донецкой и Луганской областей, деятельность которых на сегодняшний день приостановлена в связи с проведением на территории их расположения антитеррористической операции, фактически оказались заложниками этой ситуации. Не изменив присяге, они были вынуждены покинуть не только свои рабочие места, но и жилье, и вместе с семьями переехать на подконтрольную Украине территорию. При этом вопрос перевода этих судей в другие суды, находящиеся на подконтрольной Украине территории, до настоящего времени не решен. 6-месячный срок, на который они решением Высшей квалификационной комиссии судей Украины были прикреплены к другим судам, у многих уже истек, а соответственно судьи остались без средств к существованию.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», судья не имеет права заниматься предпринимательской или адвокатской деятельностью, любой иной оплачиваемой работой (кроме преподавательской, научной и творческой), а также входить в состав руководящих органов или наблюдательных советов предприятий или организаций, имеющих целью получение дохода. Таким образом, других доходов, кроме судейского вознаграждения, судьи не имеют. Таких судей на сегодняшний день 77. Большинство из них не могут выполнять свои обязанности, оставшись без рекомендации Высшей квалификационной комиссии судей Украины на перевод в другие суды. Кроме того, примерно у половины этих судей закончился 5-летний срок полномочий, и они не были избраны бессрочно Верховной Радой, а оставшись без полномочий, они не могут быть переведены в другие суды. Кстати, из указанного количества судей 4 – это судьи из судов АР Крым, и по ним вопрос также уже практически 2 года не решен.
Такое положение вещей мы, судьи из зоны проведения АТО, воспринимаем как издевательство и унижение от государства, народу которого мы приносили присягу. Мы не нарушили эту присягу, были вынуждены оставить свои рабочие места и свои дома вместе с семьями, уехать ни с чем и в никуда, больше года находиться в неопределенности, в разных населенных пунктах регистрироваться как временно перемещенные лица, устраивать детей в учебные и медицинские учреждения, подыскивать и снимать жилье, с нуля обустраивать свой быт. При этом какой-либо помощи от государства мы не получили. Неужели судьи должны отстаивать свои права в судах?
Да, практика прикрепления судей из зоны АТО к другим судам сроком на 6 месяцев, что предусмотрено законом, не оправдала себя, так как за это время не изменились обстоятельства, не были решены вопросы о переводе всех судей, а также об избрании Верховной Радой Украины судей бессрочно, чтобы они могли перевестись в работающие суды. Однако решение этих вопросов никак не зависит от самих судей. Вопреки всем обвинениям в наш адрес, мы готовы работать в других судах на территории, подконтрольной Украине. Большинство судей участвовали в конкурсах на перевод в другие суды, которые проводила ВККС, однако не прошли по конкурсу.
Для решения создавшейся ситуации народным депутатом Украины Л. Емцем на рассмотрение Верховной Рады был внесен законопроект №3328, которым предусматривалось упразднение 6-месячного срока прикрепления судей к другому суду до решения вопроса об их переводе в другие суды либо возобновления работы судов, в которых они работают. Однако народные депутаты даже не внесли его на голосование – не хватило голосов.
К прохождению квалификационного оценивания, как и к так называемой люстрационной проверке, мы, судьи из зоны АТО, относимся спокойно – это требование закона. Хочется только надеяться, что при этом будут применяться единый подход и единые требования ко всем судьям, проверка будет объективной и беспристрастной.
На наши обращения в ВККС, ГСА мы получаем элементарные отписки, наши проблемы – это сугубо наши проблемы. Ясно, что те, кто не работал, не выносил решения именем Украины в условиях, когда по городу уже вовсю расхаживали непонятные индивиды с оружием в руках и захватывали государственные учреждения, те, кто в срочном порядке не уезжал с семьями из домов, взяв лишь предметы первой необходимости (скоро ведь все наладится, и все вернутся домой); те, кто не видел свои разрушенные дома, выбитые стекла, пострадавших и просто перепуганных людей, кто не знает, как это, когда нет больше дома, куда можно вернуться, потому что это небезопасно (некоторые наши коллеги прочувствовали, что значит оказаться в подвале боевиков), не могут понять наше состояние. Но этой проблеме уже не один месяц, и даже уже не год, а решения вопроса до настоящего времени нет. Конечно, мы продолжаем надеяться, что наша проблема в ближайшее время будет решена, хочется верить, что уполномоченные органы обратят на нее внимание и сделают все, что обязаны сделать в соответствии с требованиями действующего законодательства, для соблюдения прав и законных интересов судей Украины.