Министр финансов Александр Данылюк: «Министерство финансов не давало указаний не передавать реестры на возмещение НДС в казначейство. Я не знаю, почему ГФС приняла такое решение».
Глава ГФС Роман Насиров: «Минфин дал поручение провести дополнительные проверки аграриев. В спецрежиме было около 15 тыс предприятий в 2015 году.
Экспортируют и подают на возмещение около 300 компаний. У них покупают продукцию 1 800 компаний. Это посредники, которые работают с экспортерами.
Мы сформировали список этих компаний, чтобы убедиться, что они продали реальный товар и сформировали реальный налоговый кредит».
По словам Насирова, такие поручения не могут не влиять на возмещения НДС. Они стали причиной, по которой ГФС задержала подачу реестров.
Служба трактовала поручение Кабмина как указание вмешаться в процесс возмещения и ограничить его компаниям, которые подозреваются в заявлении к возмещению сумм НДС в обход закона.
Однако собеседники ЭП в правительстве сомневаются в том, что министр и глава ГФС просто не смогли разобраться, как трактовать поручение. В связи с этим озвучиваются разные, не лишенные конспирологического оттенка, версии.
В частности, источники издания в Кабмине говорят, что блокировка была согласована с АП, и это скрытая попытка надавить на отдельные компании, не привлекая к ним особого внимания. Вторая версия — Насиров таким образом дал понять Данылюку: ГФС — это его вотчина, и лучше не вмешиваться.
Что поручал Минфин
ЭП удалось выяснить, что произошло на самом деле.
Минфин прямых указаний ограничивать возмещение не давал. С 29 июня по 2 июля министерство направило в ГФС несколько поручений. Ни в одном из них не шла речь о неподаче реестров или блокировке возмещения всем компаниям.
Так, одним из первых своих поручений Минфин просил проанализировать составленные в 2015 году и зарегистрированные в 2016 году налоговые накладные «с целью выявления неправомерных оснований для их составления».
В том числе министерство поручило изучить причины регистрации налоговых накладных с нарушениями сроков. Сроки выполнения — до 9 июля.
Также Минфин поручил ГФС провести «на протяжении 2016 года» документальные выездные проверки плательщиков НДС, которые в 2016 году зарегистрировали налоговые накладные за 2015 год в условиях действия спецрежима.
Помимо прочего, по информации источников, ГФС также поручалось в 2016 году проверить плательщиков, которые сформировали налоговый кредит за счет сумм НДС, уплаченного при приобретении аграрной продукции и услуг.
2 июля Минфин поручал доложить о причинах непредоставления в июне Государственной казначейской службе информации о суммах возмещения НДС.
Это сделало невозможным возмещение налога в июне 2016 года по декларациям, по которым суммы возмещения превышают 100 тыс грн, и привело к росту бюджетной задолженности по невозмещенным суммам НДС.
«К концу недели Минфин ждет от фискальной службы результатов относительно завершения проверок этих компаний», — отметил Данылюк в разговоре с ЭП. По его словам, в проверках находится свыше 2 млрд грн НДС.
Cоглано сообщению Госказначейства, 8 июля оно получило обобщенные данные по возмещению НДС от ГФС и возместило налога на 3,51 млрд грн.
Сложности с проверками
Поручение Минфина провести документальные выездные проверки вызывает вопросы. Проверки заявленных сумм на возмещение проходят ежемесячно.
Согласно Налоговому кодексу, плательщики получают возмещение «в случае согласования контролирующим органом заявленной суммы бюджетного возмещения по итогам камеральной проверки».
То есть при подаче заявки на возмещение ГФС проверяет заявленную сумму. Для проведения проверок сверх этого фискалам нужны основания и время.
Налоговый кодекс предусматривает, что документальные выездные проверки проводятся в отношении плательщиков, по которым в том числе видны риски неуплаты налогов. Проверки должны быть предусмотрены в специальном плане-графике проведения плановых документальных проверок.
Согласно кодексу, плательщик за десять дней должен быть предупрежден о проведении такой плановой проверки.
Более того, в поручении Минфина говорится о проверках на протяжении 2016 года. Если допустить, что ГФС возьмется за массовые перепроверки заявленных к возмещению сумм, то этот процесс может быть растянут на законных основаниях.
Иными словами, в ближайшей перспективе Минфин может не дождаться от ГФС конструктивного отчета о предпринятых мерах.
Реформа ГФС: не опять, а снова
Данылюк признает: «Проблемы с ГФС есть. Нужно начинать реформу службы. Мы определяем конкретные шаги, которые необходимо сделать. Первый шаг —ликвидация налоговой милиции. Мы заканчиваем согласование соответствующего законопроекта с МВФ и будем его вносить», — рассказывает он.
Есть еще один момент, который планируется уладить. ГФС инициирует уголовные дела до прояснения, есть или нет нарушения со стороны предприятий. По данным бизнес-омбудсмена Альгирдаса Шеметы, в 2015 году было возбуждено 1 748 уголовных производств, из которых в суд с обвинением были переданы только 55.
«Из-за действий ГФС, которая искала несколько десятков нарушителей, пострадали полторы тысячи предприятий», — говорится в сообщении Минфина.
По информации источников ЭП, в среду министр поручил внести изменения в нормативно-правовые акты, чтобы в налоговую милицию передавались дела только после подтверждения суммы, которую плательщик должен заплатить.
В определенных Минфином «Ключевых показателях эффективности для ГФС» мало нового. Об необходимости этих шагов говорилось не один год.
В частности, речь шла о превращении ГФС в сервисную службу, более эффективном отборе дел для таможенных и налоговых проверок, повышении результативности рассмотрения фискальных споров в судах, улучшении качества работы в направлении взыскания налогового долга.
В распоряжении издания оказался предварительный список KPI. Он еще будет дорабатываться.
Загвоздка в том, что еще неделю назад позиция Минфина сводилась к следующему: приостановка возмещения незаконна, а ГФС себя полностью дискредитировала и подозревается в подтасовке реестров на возмещение.
Сейчас же, судя по всему, никаких движений по части привлечения руководства ГФС к ответственности за нарушение закона не планируется. На вопрос «Возможно ли привлечение Насирова к ответственности?» Данылюк отвечает: «Этим должна заниматься Генпрокуратура».
Согласно закону о госслужбе, уволить Насирова просто так нельзя. Руководителя центрального органа исполнительной власти назначает на должность и освобождает от должности Кабмин по предложению комиссии по вопросам высшего корпуса госслужбы. Комиссия на данный момент не сформирована.
Тем временим Данылюк говорит, что он планирует договориться с Насировым о приоритетных шагах в рамках реформы ГФС. Выглядит эта риторика не очень убедительно и пока больше похожа на то, что у министра нет реальных возможностей для лоббирования смены руководства фискального ведомства.