Парламентские комитеты давно стали лишь депутатской «кормушкой» и не выполняют своих функций. Деятельность общественных активистов и журналистов при поддержке оппозиционных фракций постепенно искореняет неконституционную привычку парламентариев — не-личное голосование. Стоит продолжить эту работу и подробнее рассмотреть работу комитетов.
По Конституции парламент утверждает перечень комитетов, а они рассматривают вопросы, отнесенные к полномочиям законодательного органа. То же сказано и в законе «О комитетах Верховной Рады Украины». Комитеты выполняют три основные функции: законодательную, организационную и контрольную.
Граждане делегируют им часть своих прав, а нардепы получают за это зарплату — около 17 тыс грн и такую же сумму на осуществление полномочий, надбавки за знание иностранных языков, научную степень и ежегодную материальную помощь.
Смета Верховной Рады на 2013 год — около 1 млрд грн. При этом расходы на осуществление парламентом своих полномочий, поддержку санаторно-курортного комплекса, содержание автобазы, освещение деятельности ВР, поддержку Института законодательства даже не обсуждались.
Но отрабатывают ли народные депутаты выделенные им народом деньги?
По мнению экспертов, основными проблемами комитетов парламента является слишком большое их количество, прогулы народными депутатами заседаний и несоответствие численности народных депутатов в комитетах установленным нормативам.
Нелогичность разделения одной сферы на два — три комитета — одна из центральных проблем. Председатель и заместители председателя комитета получают надбавку к зарплате, поэтому уменьшение числа комитетов позволит экономить бюджетные средства.
Сейчас структура парламента такова: 29 комитетов и Специальная контрольная комиссия по вопросам приватизации. Конечно, такое количество не может отвечать вызовам времени. Было бы вполне логично объединить следующие комитеты.
1. Комитет по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, который возглавляет «ударовец» Виктор Чумак, с комитетом по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности — «бютовец» Андрей Кожемякин.
2. Комитет по вопросам верховенства права и правосудия — «регионал» Сергей Кивалов — с комитетом по вопросам правовой политики — «регионал» Валерий Писаренко.
3. Комитет по вопросам пенсионеров, ветеранов и инвалидов — «бютовец» Валерий Сушкевич — с комитетом по вопросам социальной политики и труда — коммунист Петр Цыбенко.
4. Комитет по вопросам европейской интеграции — " бютовец" Григорий Немыря — с комитетом по иностранным делам — «регионал» Виталий Калюжный.
5. Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики — «регионал» Виталий Хомутынник — с комитетом по вопросам финансов и банковской деятельности — «регионал» Александр Рыженков.
6. Комитет по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики — «бютовка» Александра Кужель — с комитетом по вопросам экономической политики — «бютовец» Андрей Иванчук.
Комитеты можно объединить и другим способом, определив четкие критерии членства в них. Пока же большинство избранников пытается записаться в бюджетный комитет.
Ключевым критерием членства в комитете должны стать профессиональные характеристики и специальность, полученная при обучении в высших учебных заведениях. Это значительно повысит качество рассмотрения законопроектов. Пока же деятель культуры Ян Табачник входит в комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Логичным было бы его членство в комитете по вопросам культуры и духовности.
Каждый народный депутат должен занимать свою профессиональную нишу.
Другая проблема — колоссальное количество прогулов. Некоторые депутаты не приходили на заседание ни разу.
Следующая проблема — нарушение норматива о количестве депутатов в комитетах. Постановление «О комитетах Верховной Рады Украины седьмого созыва» предусматривает, что в составе одного комитета должно быть от 9 до 30 депутатов.
Между тем в бюджетный комитет входит 37 парламентариев, а в комитет по вопросам пенсионеров и комитет по вопросам информатизации — по 7.
Очевидно, что бюджетные вопросы интересуют народных избранников куда больше. Однако существуют ли для такого превышения лимита правовые основания? Руководитель аппарата Верховной рады Валентин Зайчук на официальный запрос ответил так:
Из ответа понятно: народные депутаты фактически нарушают постановление, которую сами голосовали. Несколько парламентариев в личном разговоре подтвердили этот принцип, отмечая, что «так делалось всегда».
В парламенте есть и другие проблемы, например, иногда создаются комитеты для конкретного народного депутата. Один парламентарий отметил, что комитет по вопросам информатизации и информационных технологий создали ради зятя покойного премьер-министра Крыма Валерия Омельченко.
Ответ на официальный запрос показал, что комитет Омельченко заседал лишь трижды и с участием нескольких народных депутатов. Подобная ситуация — и с количеством заседаний, и с прогулами — в комитете по вопросам транспорта и связи.
В среднем каждый комитет за две сессии заседал 10-12 раз. Максимальный результат — 15 заседаний — у комитета по вопросам социальной политики и труда.
Нельзя также утверждать, что информация о деятельности комитетов открыта и прозрачна. Некоторые из них просто не ответили на запрос о публичной информации. Так поступили комитет по вопросам аграрной политики, комитет по вопросам экологической политики, комитет по вопросам здравоохранения и регламентный комитет.
Комитеты Верховной Рады считаются местом кулуарного торга и политической борьбы между народными депутатами и парламентскими фракциями. Их можно было бы разделить более прозрачно, но здесь не все так просто.
Например, в кулуарах председателя бюджетного комитета справедливо считают вторым — третьим человеком в парламенте. Почему же эта должность столь желанна?
Председатель данного комитета имеет возможность влиять на внесение поправок в государственный бюджет, распределяя такие нужны дотации и субвенции. Как известно, 225 депутатов избираются по мажоритарным округам. Они должны «удовлетворять» избирателей, благодаря за победу 2012 года и строя планы следующих гонок.
Лояльность председателя бюджетного комитета является плацдармом для выделения колоссальных средств на округа, а там можно представить бюджетные деньги как личную заслугу.
Лидерами по получению дотаций в 2012 году стали «регионалы».
Так, на округ, где был избран «регионал» и бывший первый заместитель бюджетного комитета Владислав Лукьянов, дали рекордные 155 млн грн.
«Регионалу» и «массажисту Азарова» Сергею Федоренко помогли 152,5 млн грн. Сын генерального прокурора Артем Пшонка получил 99 млн грн. Экс-спикеру Владимиру Литвину досталось 95 млн грн, а разыскиваемому МВД экс-нардепу от Партии регионов и экс-ректору Налоговой академии Петру Мельнику — 74 млн грн.
Есть и другие потенциально «прибыльные» комитеты.
Среди них — комитет по вопросам топливно-энергетического комплекса, председатель — оппозиционер и бизнесмен Николай Мартыненко, комитет по вопросам налоговой и таможенной политики — «регионал» Виталий Хомутынник, комитет по вопросам промышленной и инвестиционной политики — «регионал» и «юрист Ахметова» Юрий Воропаев.
Не менее лакомыми считаются комитет по вопросам транспорта и связи — «регионал» и товарищ Ахметова Борис Колесников, комитет по вопросам финансов и банковской деятельности — близкий к олигарху Виктору Нусенкису «регионал» Александр Рыженков, комитет по вопросам здравоохранения — «регионалка» Татьяна Бахтеева.
Каждый председатель комитета может влиять на принятие или непринятие решений по важным вопросам, относящимся к компетенции соответствующего комитета. Неудивительно, что большинство «денежных» комитетов традиционно забирает власть, отдавая оппозиционным фракциям комитеты по вопросам культуры, науки, свободы слова и прав человека.