В преддверии новой переписи оставшегося после реформ населения Украины, группа народных депутатов предложила оригинальный способ решения языкового вопроса – всем русскоязычным нужно взять и записаться русскими. Мол, тогда ни у кого не будет больше оснований называть русский «языком меньшинства».
Сначала, граждане, давайте напустим на тему переписи немного мистики. Так сказать, попугаем друг друга. Вот, скажем, известно ли вам, что перепись населения может быть грехом?! А ведь именно за это Господь лишил своей милости царя Давида, а на самих израильтян наслал язву, уморив насмерть семьдесят тысяч ни в чем невиноватых подданных (1-я книга Паралипоменоне, глава 21). А у нас ведь народ мрет даже от простых выборов, прямо на избирательных участках. Да еще и назначены выборы, словно в насмешку, на 2012 год: аккурат перед концом света по календарю древних майя. Как раз перепишемся, в чистое переоденемся – и вымрем!
Вы, конечно, спросите, к чему эти «шуточки»? Да как раз к тому, что перепись населения в Украине является не скучной и точной процедурой, какой она должна бы быть, а одной из разновидностей украинского политического балагана, с жонглированием цифрами и вольной интерпретацией таких понятий, как национальность, родной язык и т.д. Во всяком случае, перепись 2001 года была именно такой, и есть все основания считать, что и следующая будет такой же. А то еще и хуже.
Давайте вспомним о том, как проходила прошлая перепись. Напомним, что это было время расцвета «режима Кучмы», когда политики и олигархи еще не вели себя так вольно и нахально, как английские бароны в эпоху короля Иоанна. Они еще продолжали торопливо набивать мешки основным капиталом и лишь время от времени разражались в адрес Леонида Даниловича обиженным плачем. Да и чиновники (реликты советской бюрократии) были более дисциплинированы и хотя бы делали вид, что стараются выполнять указания властей. Опять же, тогда еще не окончательно выветрились из мозгов рядовых переписчиков понятия честности и ответственности.
Но даже при всех этих плюсах итоги переписной компании 2001 года еще долго подвергали самой нещадной критике. Главным образом из-за двух пунктов – национальности и родного языка. Потому что результаты той переписи показывали удивительные результаты: оказывается, для 67,5 % граждан родным языком является украинский. Более того, даже в тех городах, где украинскую речь можно услышать только на колхозном рынке или по телевизору, доля «украиномовных» фантастическим образом составляла до 50 % и более.
Весьма удивляло и очередное сокращение (в процентном соотношении) числа этнических русских: в 2001 году оно составило 17,3 %, в то время как в 1989 году их было 22,1 %. Впрочем, по этому поводу со своими комментариями сразу же выступили национал-патриоты, уверявшие, что русские просто уехали из Украины обратно в свою «Московию».
Но на самом деле, чтобы найти верный ответ, было достаточно посмотреть данные переписей местного населения, начиная с 1926 года, когда в переписные листы впервые внесли слово «украинец». Так вот, доля русских в УССР была меньше в те десятилетия, когда тут бушевал шторм очередной украинизации, и увеличивалась, когда национальные эксперименты временно прекращались.
Было бы нелепо предполагать, что они так и ездили туда-сюда. Причина, видимо, была совершенно другой – во времена украинизации людей уговаривали, а то и заставляли становиться украинцами, особенно когда заполнялось свидетельство о рождении. Соответственно, тогда, когда на них никто не давил, все желающие могли спокойно записать себя хоть русским, хоть татарином.
В 2001 году переписчики тоже получили разнарядку на украинизацию – кто от своих начальников, а кто в качестве партийного поручения. Тем более, что отсутствие в украинском паспорте графы «национальность» давала легальную возможность записать человека кем угодно. И вот, к примеру, многие из переписчиков специально шли на разные ухищрения. Например, убеждали пенсионеров, что раз те являются украинцами по гражданству (гражданами Украины), то в переписном листе их следует записать украинцами и в этническом понимании.
То же самое было с графой родного языка. Переписчики уверяли простодушных, что раз человек является украинцем, то и родной язык для него украинский. Даже если он его вообще не знает. А некоторые переписчики и вовсе не утруждали себя расспросами и сами вписывали в листы то, что считали необходимым. Судя по тому, с каким убедительным перевесом в той переписи победила «державна мова» (хотя все независимые опросы всегда давали результат примерно 50 на 50), то это был явно заказ «с самого верху», возможно, даже из самого правительства Виктора Ющенко.
Но самым интересным были даже не результаты той переписи, а их ожидания. Их ждали несколько месяцев, и опубликовали уже тогда, когда затягивать паузу дальше было просто неприлично. Цифры были ошеломляющие – за годы «рыночных реформ» население Украины сократилось на 3 миллиона человек. Зато ликовали, отплясывая гопака, национал-патриоты. Данные той переписи они будут еще десять лет использовать для того, чтобы противостоять всем попыткам ввести в стране официальное двуязычие (неофициально оно тут было, есть и будет).
Какой заказ даст на перепись-2012 нынешняя власть, сказать трудно. Она и так отложила сей процесс на год, поскольку в бюджете не нашлось лишнего миллиардика – а именно столько денег потребуется на это мероприятие. Но, по крайней мере, регионалы не увлечены идеей дальнейшей украинизации, за некоторым исключением, вроде Ганы Герман. Поэтому вряд ли они будут спускать подобные разнарядки. Скорее, напротив.
Недавно группа депутатов правящей коалиции (регионалов и коммунистов) призвала русскоязычных граждан во время будущей переписи-2012 называть себя этническими русскими. Смысл этого странного предложения в том, чтобы таким образом как бы увеличить число русского населения в Украине, а значит, это усилит позиции тех, кто выступает за двуязычие.
Предложение, конечно, интересное. Однако по этому поводу есть сразу три возражения. Во-первых, довольно странно вообще, как так можно выбирать себе национальность? Как говорил Ленин, мало называться, нужно быть! Извините, но если взять, к примеру, гуцула, то за ним стоит сто поколений его предков, которые уходят корнями к кельтам и трипольцам (фракийцам). Если он вдруг решит назвать себя русским, то ничего, кроме шутки, из этого не выйдет, потому что при всем разнообразии разных этносов, слагающих русский народ, кельтов и трипольцев там нет.
Если кто-то хочет вспомнить Пушкина, который «из Эфиопии к нам приехал», то сразу хочется возразить: Александр Сергеевич был не мулат. Учитывая, что Ганнибал был его прадедом, а все остальные в роду великого поэта были чистокровными «русаками», то Пушкин является великороссом на 87,5 %.
В общем, «закон крови» не обманешь. Папуас может назваться евреем и даже принять иудаизм (если перестанет кушать людей), но он никогда не станет потомком Авраама. К сожалению, в СССР позднего времени национальная политика была очень либеральной, и этническое происхождение можно было чуть ли не выбирать добровольно. Возражать против этого значило чуть ли не проповедовать фашистские идеи. Хотя какой же это фашизм? Это констатация фактов. Кстати, евреи очень блюдут свои этнические законы.
В Украине графу национальность отменили сразу же, вот только это было сделано отнюдь не в целях либерализации национального вопроса. Нет, скорее, граждан Украины лишили этим возможности документально подтвердить свою неукраинскую национальность. Правда, позднее, когда эксперимент быстрого создания «украинской нации» провалился, национал-патриоты стали требовать снова вернуть в паспорта графу национальности. Наверное, чтобы «щирые украинцы» могли опознавать «клятых москалей» и презрительно воротить от них свой нос. А может, чтобы разделить граждан на «титульных» и «понаехавших» – чтобы лишить вторых прав, как это было сделано в Латвии.
Вообще, учитывая, что украинцы зародились во второй половине XIX века как политическая секта русинов и малороссов, «осознающих себя украинцами» (отсюда и выражение «свидомый украинец»), а окончательно укрепились как национальность в начале 20-х, когда большевики записывали в украинцы оптом всех жителей УССР, то такой поход к этническому происхождению у национал-патриотов неудивителен.
Удивительно иное – почему в Украине до сих пор считают, что родным языком украинца должен быть украинский, русского – русский и т.д. Пардон, но добрая треть украинцев, если не больше – русскоязычные. И еще столько же говорят на разных суржиках своих родных мест. В принципе, это те самые малороссы, которых в 20-е годы записали в украинцы, которым несколько десятилетий вдалбливали, что их родной язык – украинский. Но если в отношении самоназвания они не возражают, то перейти на «державну мову» они упрямо не желают.
И это является красноречивым живым фактом того, что национальность и родной язык не обязательно должны быть одинаковы. И этот факт давно уже пора признать политикам, а не выдвигать очередные неумные прожекты. Да еще, по сути, призывая людей обманывать государство! Ведь сознательное сообщение о себе неправдивой информации является, как минимум, лжесвидетельством. И это второе возражение против подобной инициативы.
Ну и, наконец, третье возражение – это претензия в адрес тех самых народных депутатов, которым, вместо того чтобы морочить людям голову подобными идеями, уже давно стоило бы взять и решить языковый вопрос в сессионном зале. И наверняка, если бы они реально поставили перед собой такую цель, то достигли бы её. Однако и регионалы, и коммунисты предпочитают решать в Раде какие-то свои личные дела, а языковые вопросы от года к году откладываются на потом. И каждый раз нам рассказывают о каких-то мешающих этому причинах, каждый раз обнадеживающе обещают непременно решить вопрос после победы на выборах, победы над кризисом, накопления нужного количества голосов и т.п. Теперь вот, наверное, нас призовут подождать с русским языком до переписи 2012 года...