Москва и Киев – на пороге полномасштабных торговых войн, которые могут закончиться сменой власти в Украине, считают эксперты. Поводом для таких прогнозов послужили заявления украинского премьера Николая Азарова, пригрозившего России срывом газового контракта, и ответного – президента РФ Дмитрия Медведева, обвинившего Украину в иждивенческих настроениях.
Скандал, который разгорается между Киевом и Москвой, возник не сегодня и не на пустом месте. Непонимание между сторонами наметилось после того, как Виктор Янукович заявил, что Украина не намерена вступать в Таможенный союз, но готова сотрудничать с ним в формате «3+1».
Таким образом Киев показал своему главному стратегическому партнеру – Евросоюзу, что интеграционный вектор у него один – европейский. Но при этом попытался оставить за собой право сохранить экспортный поток в противоположном направлении – в Россию.
Москве это не понравилось, и она напомнила, что с 1 января начнет действовать Таможенный союз и его внешние границы для нечленов перестанут быть открытыми. В Киеве заговорили о возможности разорвать с Россией газовый контракт, подписанный в 2009 году со стороны Украины тогда премьер-министром Юлией Тимошенко. 30 сентября действующий глава украинского правительства Николай Азаров заявил, что Украина в течение пяти лет втрое сократит закупки газа у «Газпрома». На следующий день министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко сообщил журналистам, что уже с 2012 года Киев уменьшит закупки.
В ответ глава Фонда национальной энергетической безопасности России Константин Симонов предупредил, что Украина будет оштрафована, если до 2019 года сократит импорт российского газа.
В среду тему Украины на встрече с российскими журналистами в Сочи затронул Дмитрий Медведев. «Они все время просят о послаблениях. Мне показалось, что мы сделали понятное предложение: если вы хотите скидку на газ, вы должны стать частью интеграционного пространства», – отметил он. «Либо если вы этого не хотите, то вы делаете нам коммерческое предложение, выгодное России, например, такое, как предложение (от Белоруссии) продать газотранспортную систему», – уточнил Медведев. «Они не хотят ни того, ни другого. Опять «за рыбу гроши». Дайте скидку – и все», – сказал президент. По его словам, такая переговорная позиция – «это иждивенчество». По оценке президента РФ, это говорит о «непонимании законов политической жизни и общения между государствами». «Если у них нет предложений, которые могли бы нас заинтересовать, то мы исходим из того, что есть действующие соглашения, которые должны исполняться», – подытожил Медведев.
В Киеве бурно отреагировали на высказывания президента России. Вчера Николай Азаров, ставший в последнее время говорящей головой украинской власти (Виктор Янукович предпочитает оставаться вне микрофона), сказал во время лекции студентам Национального университета им. Тараса Шевченко: «Мы еще раз попытаемся договориться. Если этого не произойдет, то, безусловно, вся ответственность за последствия ляжет на тех руководителей, которые не хотят прислушиваться к нашим аргументам». «Нам необходимо нормальное соглашение, по которому цена на газ должна быть не выше, к примеру, чем в Германии. А она сейчас выше», – добавил премьер.
Депутат Верховной Рады из фракции БЮТ Александр Гудыма по этому поводу заметил, что, согласно подписанному в 2009 году газовому соглашению, Украина может уменьшать закупку природного газа на 20% в год, при условии что о планах сокращения импорта Россия будет предупреждена не позднее чем за 6 месяцев до начала соответствующего года поставки. Но «уже 1 сентября Азаров опоздал со сроками. С бухты-барахты нельзя сокращать импорт», – сказал Гудыма.
Многие политики и политологи в Киеве отмечают, что Украина стоит на пороге торговой войны с Россией. «У «донецких» выбор невелик. Если не начать полноценную торговую войну с Россией за пересмотр газовых контрактов, по-другому у них не выдержит экономика, и им придется ее подтягивать за счет украинских граждан. А это электорально для них очень-очень плохо», – полагает эксперт Борис Кушнирук.
Руководитель «Украинского барометра» Виктор Небоженко также считает, что Партия регионов на газовой войне рискует потерять голоса избирателей и в результате расколоться. «Опросы показывают, что 10% граждан Украины не только предпочитают русские телеканалы, но готовы внимать президенту России. А это большое число голосов, которые «регионалы» могут потерять, если не договорятся с Москвой. Кремль может этим воспользоваться, и тогда последует смена украинской власти. Янукович, который сейчас предпочитает отмалчиваться и обвиняет во всем то Азарова, то судей, то еще кого-то, может оказаться не у дел. У России есть большие возможности влиять на украинских избирателей», – сказал Небоженко. По его мнению, «в России скоро выборы, и заявления Медведева ложатся на выборную канву: антиукраински настроенный Медведев – это на 5% голосов больше, чем у байкера Путина». При этом эксперт отметил, что Таможенный союз для Украины – действительно не перспектива: «Как можно заставлять Украину соединяться с Белоруссией, в которой скоро начнутся беспорядки и беженцы побегут оттуда к нам через открытую границу? Кроме того, мы видим, как российские предприниматели заезжают в глубь Белоруссии и скупают там все и вывозят».
Руководитель киевского Института международных исследований и конфликтологии Михаил Погребинский заметил, что «стороны оказались в тупике – Украина не может принять предложений Москвы, а Россию раздражает интеграционный выбор Киева в пользу ЕС». Эксперт надеется, что отношения двух стран вышли на ту критическую отметку, после которой начнется движение навстречу друг другу. Тем более что «газовый вопрос – не единственная проблема в двусторонних отношениях, которая может иметь негативные последствия для Киева», считает эксперт. Он отметил, что с 1 января, когда начнет действовать Таможенный союз, «повысится барьер для украинского экспорта. Украинские товары окажутся неконкурентоспособными». А это скажется на бюджете, социальных выплатах и т.д. «Кроме того, ссориться с Москвой – значит поставить под удар совместные проекты в авиа- и судостроении, на которые Киев делал ставку в развитии своей экономики, – подчеркнул политолог. – А Евросоюз не обещает нам здесь помочь. Так что удельный вес двусторонних проблем для Киева более весом, чем для Москвы».