Украина вкладывает деньги в информатизацию, как минимум, последние 16 лет. На финансирование Национальной программы информатизации с 2001 по 2013 годы шло от 7,5 до 50 млн грн. За эти деньги была проведена определенная работа, но чаще всего чиновники говорили лишь о цифровой электронной подписи и электронном документообороте. Создание удобных сервисов для граждан было лишь в далеких планах.
После Майдана к решению проблемы е-управления обратились многие волонтеры, которые понимали, что только таким образом можно избавиться от большей части бытовой коррупции при выдаче различных справок и документов. Переход на электронные сервисы на общегосударственном уровне позволял решить проблему с прозрачностью торгов, бюджетов всех уровней, сократить аппарат чиновников и др.
Наиболее активным лоббистом перехода на электронные сервисы стала Яника Мерило, директор по инновациям г. Львова, которая начала свою активную деятельность лишь со второй половины 2014 года. За это время Яника активно общалась с чиновниками, волонтерами, разработчиками, ездила по стране с лекциями, принимала активное участие в запуске важных для граждан электронных сервисов в нескольких городах страны.
Что уже можно сделать с помощью электронных сервисов и когда е-Gov заработает в нашей стране в полную силу?
- Только после пилотирования проектов BankID и MobileID в прошлом году во Львове, мы можем вообще говорить о создании первых услуг, так как создали возможность электронной идентификации граждан. То есть, появилась возможность подтвердить, что «Ты есть ты» и заказать данную услугу. На сегодня во Львове можно получить уже более 40 электронных услуг, и мы постоянно запускаем новые. Сегодня, например, можно получить справку о несудимости, о доходах, о семейном положении и многое другое, хотя, на мой взгляд, такие справки нужно вообще отменять. Я же знаю, за кем я замужем, а государство пусть посмотрит в своих реестрах.
В разных городах стали быстро запускать первые реальные услуги, и я очень рада, что появляется и позитивная конкуренция между городами в том, кто предоставляет больше услуг, более эффективно и более доступно.
Из министерств лидер, несомненно, Министерство юстиции, которое открыло ключевые реестры, такие, как реестр собственников юридических лиц и имущества. Также они хороший пример того, как «упразднить, упростить», как говорит заместитель министра юстиции Гия Гецадзе. Также электронные услуги запускались в Минрегионе и Минэкологии, а в Министерстве обороны, к примеру, при заместителе министра Юрии Гусеве пилотировался реально масштабный проект «Электронное здоровье».
- Складывается впечатление, что большинство сервисов сделаны руками волонтеров.
- При всем моем уважении к огромной работе волонтеров, хочу отметить, что большие города и сами запускали услуги, как например Львов, Киев, Винница и другие. Просто у маленьких городов не всегда есть ресурсы и понимание, как эффективнее всего запускать услуги, а у специалистов iGov часто есть опыт других городов. Я однозначно верю, что государство должно, наконец, выполнить свою роль и запустить Единый портал электронных услуг, куда можно будет интегрировать местные системы. Ведь с каждым днем мы создаем больше риска, выпуская разные решения в е-Gov, в результате чего получается своего рода «зоопарк». Большие города и iGov пока идут вполне понятным и интегрируемым форматом.
- Что делает сегодня государство по развитию е-управления? В последнее время много говорится о цифровой подписи, е-документообороте, ID-карточке…
- Скорее, многие проекты сделали отдельные министерства, а не правительство. У правительства до сегодня нет новой стратегии, плана действий и ответственных, за его реализацию. А при отсутствии плана - все действия скорее отдельная и точечная инициатива, чем общий национальный план.
МВД создало потенциально хорошую ID-карточку, но на ней не работает цифровая подпись, а это означает, что она пока красивый пластик, а не полноценный доступ к электронным услугам. Документооборот отдельно - не особенное достижение, до этого надо было дойти еще 20 лет назад. Так что, я сказала бы скорее, что есть прогрессивные министерства и города, а не в общем власть.
- Вы упомянули об ID-карточке. Что можно будет делать с ее помощью?
- Когда в Украине наконец примут соответствующий законопроект, то сегодняшний красивый пластик превратится в доступ к электронным услугам с возможностью предоставлять цифровую подпись. Это означает, что каждый человек, который получит ID-карточку, будет иметь доступ ко всем созданным электронным услугам и, надеюсь, в будущем сможет подписать любой документ любому госоргану за 1 минуту через карточку или мобильный телефон, как я делаю сегодня в Эстонии. Здесь надо отдать должное, технически МВД и Полиграфкомбинат «Украина» создали хорошее решение. При этом, важную роль будут играть и карточки жителей городов, которые будут иметь более широкую функциональность, т.е. включать кроме цифровой подписи и возможность оплаты в транспорте, и работать как карточка лояльности. Такую карточку мы уже создали во Львове, и она пока единственная в Украине, в которой один чип интегрирует все свойства от цифровой подписи и доступа к городским услугам до проезда в транспорте и визуальной идентификации.
- Что еще необходимо для того, чтобы проект e-Gov заработал в полном объеме?
- Я считаю основой электронного государства некоторые ключевые компоненты: идентификация человека, идентификационный код, создание электронных реестров, состыковка их, цифровая подпись и электронный документооборот во всех ведомствах. На этой базе можно строить все остальное. Сегодня у нас нет стратегии, большинства электронных реестров, реестры не общаются между собой, цифровая подпись не распространена, и многие госорганы ее не принимают, у нас еще впереди очень долгий путь. Надо праздновать маленькие победы, но и понимать, что мы многое делаем не благодаря, а вопреки. За год, я могу честно сказать, мы сделали больше, чем за прошлые 20. Во Львове пилотировали BankID и MobileID и создали первые реальные электронные услуги, выпустили очень крутую с широкой функциональностью ID-карточку, что может самое продвинутое - провели первый электронный подсчет протоколов на выборах. Надеемся, такой темп продолжится.
- Переход на электронные сервисы для многих чиновников означает невозможность реализовывать коррупционные схемы. Не ощущаете ли вы саботажа или активного противодействия реформам?
- Мы не спрашиваем у чиновников, хотят ли они проводить реформы, мы меняем процессы, которые минимизируют коррупционные возможности. Так, если можно заказать справку через интернет-банк и на следующий день ее просто забрать, например, в ЦНАПе, то пропадает коррупционный момент, кому и за что платить. Сегодня я работаю с теми, которые хотят менять систему, других заставят обстоятельства, законодательство и публичное давление.
- Часто слышу фразу «если автоматизировать хаос, то это будет просто автоматизированных хаос». Что мы сейчас делаем - автоматизируем наш хаос из админуслуг или все-таки реформируем их?
- Конечно, реформируем. Нет смысла создавать хаос в другом формате. Из-за этого запуск многих услуг и занимает время. Мы анализируем всю цепочку процесса, оптимизируем и если возможно, упрощаем ее, а некоторые «услуги» просто отменяем. Скажем, зачем мне как гражданину справка о несудимости? Если государство требует эту информацию, пускай смотрит в своих базах данных, а не требует от меня стоять несколько раз в очереди, унижаться и платить за справку, которая мне не нужна.
- Работу по развитию е-сервисов вы начинали в качестве советника министра экономического развития. Почему пришлось уйти?
- На этот вопрос я отвечала год назад и ответ не изменился: я считала, что для министра Абромавичуса не приоритет электронное правительство и нет значительных полномочий для создания его. Даже более года спустя нет Единого портала электронных услуг, что тормозит развитие всего электронного правительства. Функциональный портал с идентификацией можно было создать за полгода, и города не должны бы сегодня отдельно придумывать, как создавать услуги и стандартизировать их.
- Вы сейчас работаете по линии е-управления с мэрами нескольких городов. В чем заключается ваше сотрудничество?
- В первую очередь, я директор инноваций Львова, и моя цель - сделать Львов пилотной площадкой для инновационных решений, но я работаю и с мэрами Днепропетровска, Николаева, Каменец-Подольского, в рабочей группе Харькова и еще нескольких городов и областей. Все на очень разных стадиях развития. Во Львове мы думаем, как запустить самые крутые инновации, в Днепропетровске - создаем фундамент, Харьков - удивительно продвинутый, а в Николаеве работа во многом начинается. При этом, в Днепропетровской области много сделано уже до того, чтобы электронное правительство стало трендом. Помню, что меня просили сказать свое мнение о решениях Днепропетровского облсовета уже в 2013 году. Уже к этому времени было создано многое, что другие города сегодня только начинают внедрять.
- Какие еще города в планах?
- Моя цель - не набирать как можно больше городов, а сделать из них и, в первую очередь, из Львова, - самые крутые электронные города. Цель же не только пилотировать инновации, но чтобы эти инновации упростили бы жизнь большинству жителей. Пока только 40 услуг из 1000 полуэлектронные и 10 тысяч жителей из 100 тысяч пользуются электронными возможностями. Но моя цель не достигнута. Основная цель - 100% электронное правительство и автоматизация всех процессов, а это - настоящая борьба с коррупцией.