Новый закон о судоустройстве может иметь серьезные последствия для рядовых граждан. Точнее — для их имущества. Со вступлением в силу нового Закона Украины «О судоустройстве» в Украине начала действовать норма, по которой суд имеет право выдать приказ о взыскании задолженности за оплату жилищно-коммунальных, телекоммуникационных услуг или услуг телевидения и радиовещания с учетом индекса инфляции и трех процентов годовых, начисленных заявителем на сумму задолженности.

С 1 августа эта процедура выглядит так: например, ЖЭК может подать иск о том, что тот или иной гражданин задолжал ему определенную сумму. Суд в течение трех дней выносит решение, причем без заседания и вызова сторон (то есть должника не пригласят). Если это приказ об оплате, то его посылают заказным письмом гражданину (причем неважно, получит он письмо сам или ему в его отсутствие просто оставят сообщение в почтовом ящике). С этого момента начинается отсчет 10 дней, в течение которых можно обжаловать приказ суда. И если раньше просто писали заявление, и приказ отменялся, то теперь необходимо проводить заседание суда с присутствием должника и представителя ЖЭКа, на котором и решится, нужно ли платить долг...

Прописка как источник опасности

Юристы убеждены, что упрощенная процедура рассмотрения требований о взыскании задолженности за оплату коммунальных услуг может повлиять на мотивацию злостных неплательщиков вовремя рассчитываться с долгами. Ведь, как комментирует «Дню» адвокат международной юридической группы AstapovLawyers Олег Громовой, с новыми изменениями эта процедура стала более динамичной и эффективной.

Однако, как замечает эксперт, существует высокая вероятность вынесения судебных приказов без ведома должников. Ведь информация о местожительстве должника, имеющаяся в органах регистрации, которую суд использует при отсылке копии приказа для обжалования, как правило, является неактуальной. Не секрет, что большинство юридических лиц осуществляют свою деятельность не по тому адресу, который указан в их регистрационных документах. А граждане не проживают по месту своей регистрации. Как следствие должник может узнать об аресте своих средств, имущества или запрете выезда за границу уже по факту принятия судебного решения, пропустив сроки его обжалования.

За некачественную услугу — встречное взыскание средств

Экс-министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины Алексей Кучеренко в комментарии «Дню» также заявил, что платежная дисциплина улучшится. Однако параллельно экс-министр призывает потребителей тщательным образом разбираться, за что же конкретно они будут платить деньги. «У меня встречный вопрос: есть ли примеры, чтобы потребители взимали деньги с коммунальщиков за некачественную услугу: отсутствие горячей воды, тепла в батареях, простой лифта, невывезенный мусор и тому подобное? Практически этого нет. Именно поэтому, на мой взгляд, в такой ситуации применять эту практику ошибочно». Повышая стоимость услуг, власть должна параллельно показать потребителям, что коммунальный тариф справедливый, а сами ЖЭКи могут управлять качеством предоставляемых услуг, а не просто инициировать повышение тарифов.

Кроме того, на взгляд экс-министра, сегодня четко не урегулированы законодательные и договорные отношения между поставщиком услуг и потребителем. В итоге часто неизвестно даже, кто поставщик конкретных услуг, поэтому некому предъявить претензии.

Нужно воспользоваться опытом цивилизованных реформ

Заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валерий Новицкий предлагает использовать другие способы борьбы с неплательщиками за коммуналку.

В частности, на взгляд Новицкого, можно воспользоваться английским опытом «института судебного поверенного», когда специальные люди работают с должником в порядке принятия досудебного решения. В Чехии же, как рассказывает эксперт, за неуплату коммунальных долгов граждан лишают субсидии или социальной помощи. А в США существует институт специальных служб, которые ведут с должником переговоры. Но при этом это не традиционные украинские коллекторские фирмы. В США деятельность таких контор регулируют несколько законов, учитывающих социальный комфорт должника, например, не звонить с напоминаниями о долгах после 21 часа. «То есть оплачивать коммунальные долги нужно путем проведения цивилизованных реформ, а не усилением административных рычагов влияния», — подытоживает Новицкий.

Больше всего должны — состоятельные граждане

И изменения к Закону Украины о судоустройстве, так всколыхнувшие рынок жилищно-коммунальных услуг, и подобные на самом деле направлены на то, чтобы если не сделать невозможной, то усложнить жизнь лишь тем людям, которые, имея возможности, не оплачивают свои долги, говорят депутаты. Так, по словам члена парламентского комитета по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики Виктора Матчука, как правило, пенсионеры оплачивают коммунальные услуги даже на несколько месяцев вперед. Не платят же те, как замечает «Дню» Матчук, кто довольно обеспечен. «Именно из-за таких потребителей и формируются огромные долги жилищно-коммунального комплекса, — убежден депутат. — Из-за чего эта сфера не является привлекательной для инвестора». Чтобы навести порядок в системе, депутаты решили подкорректировать правила игры. Уклоняться, конечно, будут хотеть, уверен Матчук. Однако упрощение процедуры взыскания долгов, по словам депутата, покажет бесперспективность уклонения злостных неплательщиков.

Должников следует перевоспитывать

На сегодня, по данным экспертов, только теплопоставщикам население задолжало около семи миллиардов гривен. А система сегодня фактически бессильна в борьбе с неплательщиками. «Система подачи воды и тепла в 80-90% отечественных домов такова, что не позволяет отключить конкретного неплательщика без входа в его квартиру. А если квартира приватизирована, коммунальные службы без разрешения владельца не имеют права в нее заходить», — рассказывает член Национального бюро партии «Сильна Україна», руководитель Экспертной комиссии партии по вопросам ЖКХ Максим Городний.

Право, о котором говорит эксперт, коммунальщикам может предоставить лишь соответствующее судебное решение, процедура принятия которого сегодня, как уже было сказано, значительно упростилась. Однако даже когда коммунальные службы получат соответствующую юридическую возможность, возникает проблема: как оценить описанное имущество должника и что с ним делать дальше?

Поэтому Максим Городний предлагает перевоспитывать злостного неплательщика. «Факты, когда человек с достатком, позволяющим оплачивать коммунальные услуги, и может не пользоваться субсидией, уклоняется от уплаты, действительно имеют место. Особенно это делают люди, связанные с государственной службой, имеющие постоянную заработную плату и финансово обеспеченные. Но у них почему-то сформировалось мнение, что они могут не платить за услуги жэков, — комментирует Городний. — Я не совсем понимаю эту позицию. Наверное, эти люди плохо воспитаны. Мы же не говорим, когда приходим в булочную покупать хлеб: «Продайте мне его на 50% дешевле или же отдайте даром». Почему же такая ситуация складывается с услугами ЖКХ?».

Эксперт добавил, что в результате такой недальновидной политики существует риск того, что в целом ряде населенных пунктов отопительный сезон по технологическим причинам вообще может быть сорван. Поэтому общеевропейскую практику штрафов за коммунальные долги Украине просто необходимо вводить у себя, убежден Городний.

А вот вопрос качества жилищно-коммунальной услуги —в цене на нее, которую, по действующему сегодня закону, устанавливают органы местного самоуправления. Последние же, по мнению Городнего, заинтересованы в том, чтобы как можно дольше сдерживать рост цен на «коммуналку» из-за выборов. Поэтому, чтобы искоренить ситуацию, которая, собственно, и привела к коллапсу системы жилищно-коммунальных услуг в Украине, эксперты партии предлагают утверждать тарифы на уровне независимого государственного органа, которому выборы не будут страшны.

Комментарии

Около 90% всех таких судебных приказов рискуют быть отмененными

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ, вице-президент Всеукраинской ассоциации частных инвесторов жилищно-коммунального хозяйства по правовым вопросам:

— Такие новации только усложнят и затянут во времени процедуру возвращения коммунальных долгов. На первом этапе, пока будет существовать юридическая неграмотность населения, процедура возвращения долгов через судебные приказы будет работать. Но спустя некоторое время СМИ наполнятся подробными рекомендациями, и появятся юридические компании, которые станут консультировать, как в рамках буквы закона отменить эти судебные приказы. А основания для этого существуют. Так, например, для получения судебного приказа истец должен указать конкретную сумму долга, привести подробные расчеты ее образования, аргументы относительно того, предоставлялась ли услуга в полном объеме, нет ли претензий должника к поставщику услуг (исполнителю). А такие претензии будут. Мы же знаем, что отопление не всегда качественное, бывают перебои с подачей холодной или горячей воды, существуют проблемы с канализацией. И это уже одна из возможных причин отказа суда в выдаче такого приказа или изменения суммы, заявленной к взысканию.

Кроме того, сегодня жэки в основном предоставляют коммунальные услуги при наличии открытого лицевого счета у потребителя. Но законодательство в сфере ЖКХ требует, чтобы существовали договорные отношения между сторонами такого процесса. То есть должен быть заключен письменный договор, в котором обязательно должны быть указаны стороны — потребитель, поставщик услуг (исполнитель), перечень и объем коммунальных услуг, которые будут предоставляться, их качество, тариф предоставляемой услуги и тому подобное. Сегодня же большинство коммунальных услуг предоставляется потребителям без всяких договоров. Поэтому, на мой взгляд, перспективы выдачи приказа суда о взыскании долга за предоставленные коммунальные услуги без существования подобных договоров очень призрачные. Суды будут вынуждены отказывать жэкам. По моим оценкам, около 90% всех таких судебных приказов рискуют быть отмененными.

Достаточно не иметь никакой регистрации

Татьяна МОНТЯН, юрист:

— Противостоять приказному производству относительно себя должнику становится чрезвычайно просто. Для этого нужно всего лишь... не иметь никакой регистрации! Потому что теперь суд обязан, получив заявление о выдаче судебного приказа, самостоятельно «пробить» адрес регистрации, и «...в случае, если полученная судом информация не дает возможности установить зарегистрированное в установленном законом порядке место проживания (пребывания) физического лица-должника, суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа» (ч.6 ст. 100 ГПК).

Еще один совет тем, кто не понимает, за что именно платить жэкам, да и вообще не состоит с ними в договорных отношениях: не поленитесь, напишите жэку хоть какую-то кляузу по поводу его ужасной работы по содержанию вашего дома, и в суд — хоть какой-нибудь иск к жэку, неважно, за что, потому что это будет главным вашим аргументом, что приказное производство «не пройдет», поскольку существует спор о праве. Этот совет также касается всех остальных, кто имеет основания ждать судебного приказа: только жалобы и превентивные иски вас спасут!

Кстати, если эти законодательные изменения не заставят наших жильцов многоквартирных домов, наконец, поинтересоваться, за какие же именно услуги они платят жэкам, и приступить к созданию ОСМД, чтобы самим решать, какие услуги и за какую цену заказывать, то я уже даже не знаю, какие еще кары небесные их могут к этому принудить!