Он попался при получении взятки в размере 42 тыс. долл. В банковской ячейке нашли почти в десять раз больше. Впрочем, арест Александра Жука, заместителя председателя Государственного комитета ветеринарной медицины, и приговор суда — восемь лет лишения свободы с конфискацией имущества, не выкорчевали коррупционные корни в ведомстве.
Да, карающие органы отсекли не самую тонкую ветку, но крону не тронули: она пышно растет! Вместо Жука функции «кассира» сейчас исполняет другое лицо, которое тоже ходит не под Богом, а под криминальной статьей. Схема сбора «податей» с импортеров мяса, рыбы, цитрусовых продолжает действовать без сбоев, и сотни тысяч «зеленых» «почтальоны» тайно носят наверх.
Собственно, поражают не складируемые банкноты, а то, что, заплатив за разрешительные документы, импортеры ввозят в Украину пищевые продукты без… проверки их ветеринарами. Такая беспечность приведет к тому, что «стабильное» государство, в котором вспыхивает то африканская чума свиней, то сибирская язва, множатся глисты, вши с гнидами, превратится в рассадник до сих пор невиданных и неслыханных болезней. А они не выбирают, рядовой ты украинец или чиновник…
Покойный Петр Вербицкий, возвратившись на прежнее место работы — председателя Госкомитета ветмедицины, уволил Александра Жука. Было за что! Новое руководство последнего восстановило. Очевидно, понимало, для чего… Ну, скажите, какая насущная потребность звать на ответственную государственную службу человека с сердечно-сосудистой инвалидностью? «Незаменимый»?! Возможно, но не безнаказанный.
Для «спасения» арестованного Жука средства собирали по всей Украине. Наскребли, по разным данным, от полумиллиона до полутора миллиона долларов. Вроде бы они должны были служить гарантией того, что взяточника высокого ранга освободят от уголовной ответственности. Не знаю, кто с кем «прикрывал» и «делился», но приговор суда всех поразил: восемь лет с конфискацией…
Однако устранение Жука с доходного места не облегчило жизнь компаниям-импортерам. «Дань» осталась неизменной: 35 долл. с тонны продовольствия. Такса, конечно, мизерная по сравнению с 200—250 долл., «взимаемыми» раньше с перевозчиков таможенниками. Но и она тяжким бременем, в зависимости от объемов, ложится на плечи бизнесменов и в конечном итоге выливается в подорожание продуктов питания.
Вы, например, намерены завезти из Польши фуру-рефрижератор мяса — 20 тонн. Сначала подаете заявку в районную ветслужбу. Потом такую же — в областную. Печати в этих двух инстанциях вам обойдутся малой кровью: по 100 долл. за каждую. В сущности, они ничего не решают, если не «договоритесь» с центральным ведомством — Государственным комитетом ветеринарной и фитосанитарной службы. Тут нужно выложиться сполна: упомянутые 35 долл. за тонну.
Интересно, что эта «процедура» не прописана в постановлении Кабмина №652 от 1 июля 2009 года «Об утверждении Порядка выдачи разрешения на ввоз на территорию Украины животных, продуктов животного происхождения, репродуктивного материала, биологических продуктов, патологического материала, ветеринарных препаратов, субстанций, кормовых добавок, премиксов и кормов». Ну и что? В МинАП поощряют еще и не такие «самодеятельные» выкрутасы!
Скажем, этим же постановлением оговаривается, что разрешение выдается на товары, ввозимые впервые. Но ветфитослужба полностью игнорирует это предписание, поскольку от объема импортируемой продукции зависит размер долларовых «приношений» вышестоящему начальству. Поэтому только после уплаты взятки ваш груз наши доблестные таможенники с ветеринарами пропустят без остановок. Даже не взяв пробы на анализ… Ну, а если вы упрямы и не заплатили, решив действовать по «белому» сценарию?
Тогда груз не пересечет польско-украинскую границу, поскольку ветеринарам не перешлют разрешительные документы из Госветфитослужбы. Это — знак того, что вы финансово не подкрепили «услугу». Поляки, в свою очередь, тоже вытурят ваш рефрижератор из своей зоны таможенного контроля.
Что делать? Возвращаться назад? Отправитель мяса — охлажденного или глубокой заморозки, его не примет, потому что не вина производителя, что Украина по каким-то причинам не пропустила груз на свою территорию. Продать? Тоже не удастся, поскольку документы выписаны на конечного получателя — Украину.
Остается лишь один выход: утилизировать. И вот вы ищете на чужбине спецпредприятие, на котором технологический процесс утилизации обойдется примерно в 10 тыс. долл. После этого садитесь и считаете убытки. В среднем тонна мяса стоит 2 тыс. долл. Умножаете на содержимое рефрижератора плюс утилизация… Получается, что в целом вы «влетели» на 50 тыс. долл.
Но колесные перевозки — это малая толика в продовольственном импорте. Преимущественно транспортируют корабельными нормами, на которые приходится до 60% грузоперевозок. Здесь потери непокорных компаний измеряются уже миллионами долларов. Если в порт прибыл рефрижератор с 1,5 тыс. тонн цитрусовых, объем которых предварительно не «благословила» Госветфитослужба, вашей посудине не позволят причалить.
Снова умножаем: средневзвешенную цену — 2 тыс. долл. за тонну на общий объем апельсинов. За фрахт корабля — примерно 800 тыс. долл. и столько же — в обратном направлении, чтобы доставить груз на утилизацию. Подбиваем «бабки» и… рвем волосы на себе везде, где они растут. Скажите, после этих похождений вы и в дальнейшем будете невозмутимо противостоять оголтелой системе поборов или встанете в «стойло», как все? Конечно, встанете! Будете пищать, но отстегивать, потому что ваш бизнес просто загнется.
Я разговаривал со счастливчиками, которым удалось без взяток провезти провиант на нашу территорию. Правда, для них это был первый и последний раз.
Во-первых, ветеринары становятся придирчивыми, как никогда. По меньшей мере «найдут» в мясе или рыбе кишечную палочку, носителем которой являются руки каждого из нас. А чтобы несоответствие товара было убедительным, контрольные образцы для уверенности «обогатят» микробами. Срок расширенного контроля строго не регламентирован и может длиться месяц. А это — приговор для скоропортящихся пищевых продуктов. То есть ветеринарный инспектор сообщает вам, что назначил расширенный контроль, оставляя груз на границе. Однако дату начала непосредственно контроля может установить по собственному усмотрению.
Во-вторых, для экспертного заключения, на основании которого вам выпишут и вручат ветеринарное свидетельство (Ф-2), инспекторы отбирают пробы. Скажем, импортной говядины. Так вот, методика отбора весьма интересна. Если в 20-тонном рефрижераторе все мясо произведено на протяжении одной пятидневки (с первого по пятое число месяца, с шестого по десятое и т.д.), то отбирают одну пробу — 8 кг. А если оптовую партию вы сформировали у производителя за месяц, то это уже пять проб и 40 кг мяса «на анализы».
Теперь возьмем судно с 4 тыс. тонн говядины, производство которой датируется с декабря по июнь. Получается, ветеринарам для проведения исследований нужно отобрать 35 проб общим весом 280 кг. Каждая проба вам обойдется официально в тысячу гривен.
Во Всемирной торговой организации действует практика признавать сертификаты страны-экспортера. А значит, Украина как член ВТО тоже должна была бы прибегать к выборочному контролю пищевых продуктов, а не к тотальному, существующему сегодня. От этого себестоимость продукции только возрастает.
А что же с теми 280 кг говядины, которые под микроскопом изучают ветеринары? Неужели полтуши пошло на исследование? Да нет! Это мясо появляется на базарах, в шашлычных…
Ветеринарная служба — не единственный захребетник, «столующийся» с импортеров. Метрологи (Госпотребстандарт), руководствуясь законами о качестве и безопасности пищевых продуктов, о рыбе, тоже пробуют на зуб ввозимую продукцию — в среднем по 10 кг с каждой партии. Анализы и сертификат соответствия будут стоить вам 5,5 тыс. грн. за каждую партию товара. А еще надо иметь на руках заключение санитарно-эпидемиологической станции (Министерство здравоохранения). Это еще плюс 2,5 тыс. грн. Тройной контроль, вопреки тому, что исследования идентичны, обойдется вам в кругленькую сумму.
К категории «легального побора» можно отнести и сбор за утилизацию тары и упаковочных материалов. Реализуя постановление Кабмина №508 от 20 мая 2009 года, правительственные чиновники создали даже специальное государственное предприятие «Укрэкокомресурсы», которое и должно перерабатывать этот хлам. На самом же деле такие услуги предоставляют сомнительные частные компании, получившие лицензии, но термин «тара» понимающие лишь в контексте «затариться». За фиктивную операцию компания-импортер со средним объемом перевалки пищевых продуктов платит до 100 тыс. грн. Ежемесячно!
Если суммировать взятки чиновникам, государственное вымогательство, то, понятно, импортеры вынуждены закладывать эти затраты в конечную цену. И мы, покупатели, переплачиваем за мясо, рыбу, цитрусы как минимум 10%.
Лишь нескольким компаниям эти трудности нипочем. Они не платят взяток, к ним лояльна ветеринарная служба. Так что и себестоимость их продукции ниже по сравнению с той, что не избежала поборов. В редакции хранится пространная летопись «трудовых свершений» по каждому из этих ООО: от создания и по день нынешний. По слухам, «режим наибольшего благоприятствования» для них создал сам министр Николай Присяжнюк.
Я не коллекционирую сплетни! Опираясь на документы и факты, скажу: одной из этих фирм до недавнего времени руководил… кум министра. Сознательно не «засвечиваю» названия бизнес-структур, фамилии, чтобы не подмочить репутацию бизнесменов на внешнем и внутреннем рынках, хотя она и без того подупала. Так вот, кум вместе с компаньонами — земляками-мелитопольцами создали ряд структур в Одессе, Крыму, Львове, Донецке, Киеве. Многие лопнули, у остальных — незавидное финансовое положение, некоторые из них замешаны в контрабандных поставках гнилого мяса. Что роднит эти торговые дома и фирмы? Оптовая торговля продуктами питания.
Как сказывается на бизнес-деятельности одной из «кумовских» фирм чиновный омофор? Если за второе полугодие 2011 года ООО не ввезло в Украину ни одного килограмма цитрусовых, то за первое полугодие нынешнего — 4 тыс. тонн, морепродуктов соответственно — 1 тыс. и 6 тыс. тонн, мяса и мясопродуктов — 24 тонны и… 15,5 тыс. тонн. При общем импорте мяса только в первой половине 2012 года 168 тыс. тонн. А Министерство аграрной политики и продовольствия прогнозирует, что мясная зависимость от зарубежных поставок снизится на 11,8% и составит 217 тыс. тонн в год.
Это пример «взлета» лишь одной компании. А сколько их, работающих с «благословения» жадных до денег аграрных чинуш? Кстати, в Государственной ветеринарной и фитосанитарной службе есть неофициальная должность. Ее так и называют — «брат министра». Он имеет доступ к информации, оказавшейся для редакции еженедельника конфиденциальной.
По данным информационного агентства «АПК-Информ», за первое полугодие 2012-го Украина импортировала 168 тыс. тонн мяса и мясопродуктов, 188 тыс. тонн морепродуктов и 488 тыс. тонн цитрусовых. Совокупно — 844 тыс. тонн. Перефразирую репризу Аркадия Райкина: если с каждой тонны да по 35 долларов, то это — ого-го какая сумма!
Назовите мне ведомство, чиновники которого за полгода «наколядовали» 30 млн. долл.? Не верьте побасенкам, будто бы этот финансовый поток вливается в «общак» правящей партии. На нем просто жирует руководящая аграрная элита.
Обобщайте сами: кто у импортеров «куратор», у кого оседают сумасшедшие суммы взяток, какого качества мясо, рыба, фрукты попадают на наши столы… Думайте и «благодарите» (каждый по-своему) нынешнюю власть за то, как она «покращує» содержимое нашей потребительской корзинки. Это при том, что в Украине до сих пор действуют допотопные «Медико-биологические требования и санитарные нормы качества продовольственного сырья и пищевых продуктов», принятые еще в 1989 году.