Большинство предвыборных обещаний политиков не реализуется. Однако на каждых следующих выборах украинцы снова за них голосуют. Избирательная кампания по местным выборам, которые состоятся 31 октября, идет полным ходом. Страна знакомится с новыми избирательными программами партий и с надеждой ожидает от кандидатов выполнения их обещаний. Политики же традиционно сулят гражданам всего много и сразу. Но обещанного, как известно, три года ждут.
Перво-наперво политики составляют предвыборные программы. Точнее, не они, а специально приглашенные профессионалы, которые за немалые деньги составляют план предстоящей деятельности. Впрочем, такие сборники ориентированы не столько на избирателей, сколько на специалистов, журналистов и зарубежных экспертов. Как известно, в нашей стране рядовые граждане предвыборные программы не читают. С электоратом же работают преимущественно посредством лозунгов — они лаконичны, понятны и лучше запоминаются. В итоге в избирательной программе того или иного кандидата зачастую отсутствуют заявленные вслух обещания. Это, в свою очередь, расширяет политику поле для манипуляций и дает возможность красиво уйти от ответственности.
К примеру, в предвыборной программе Виктора Ющенко образца 2004 г. не было сказано ни слова о НАТО или Евросоюзе. Однако в головах избирателей накрепко застрял образ Виктора Андреевича как носителя западных ценностей и евроинтеграции.
Узнать, чего от политиков ожидают избиратели, не трудно. Для этого проводятся социологические исследования и опросы общественного мнения. Исходя из результатов, разрабатываются стратегия и тактика избирательной кампании. Промоушеном обещаний занимаются медиагруппы и пиар-специалисты. С их легкой руки призывы и лозунги появляются в СМИ и на рекламных носителях.
Случается, политики-конкуренты обещают одно и то же. Схожесть лозунгов объясняется опять же ожиданиями самих избирателей. Например, во второй тур президентских выборов-2010 вышли Виктор Янукович и Юлия Тимошенко, обещания которых сводились к улучшению социального положения граждан. Обязательства были очень злободневны ввиду затянувшегося кризиса в стране, в первую очередь, отразившегося на социальном положении людей. В такой ситуации избиратели голосуют за того, кто им по какой-то субъективной причине симпатичнее.
Одна из отличительных черт украинской политики — повторение обещаний. Есть такие «золотые горы», которые кочуют из одной предвыборной кампании в другую, пятую, десятую. Причина их долгожительства — невыполнение. Политики подбирают использованные, но не реализованные предшественниками обещания, и реанимируют их в своей программе. В свою очередь избиратели снова тешат себя надеждой: прошлый не сделал, так, может, нынешний сумеет. А нынешнему, собственно, как и прошлому, откровенно наплевать на выполнение обещаний. Ведь главное — вожделенный государственный пост, получив который, политики тут же забывают о взятых на себя обязательствах.
Часто бывает, что кандидат выстраивает свои избирательные кампании на обещаниях-антиподах. То есть в течение одной кампании он обещает нечто, а на следующей предвыборной гонке — совершенно противоположное. Например, Партия регионов после парламентских выборов-2002 составила костяк пропрезидентского большинства и беспрекословно поддерживала курс Леонида Кучмы. В частности, евроатлантическую интеграцию Украины и ускорение процесса вступления в НАТО. Даже в программе регионалов, с которой они шли на выборы-2006, было записано: «Партия поддерживает дальнейшее развитие и оптимизацию сотрудничества Украины с НАТО для полноценного включения в систему европейской безопасности». Однако уже на досрочные выборы-2007 ПР пошла с программой, в которой вдруг всплыл «внеблоковый статус» Украины.
Самое главное отличие нашего политикума в том, что «даватели» обещаний не заинтересованы в их выполнении. Это логично: ведь если все лозунги будут реализованы, в следующий раз им просто нечего будет обещать. Да и выполнение — штука чрезвычайно затратная. Спонсоры кандидата или партии заинтересованы в том, чтобы вложенные в избирательный процесс инвестиции работали, прежде всего, на них, а не на простых граждан. Граждане хотят покупать дешевле, бизнесмены — продавать дороже. Конфликт интересов налицо. Поэтому желания политиков пробиться к власти всегда идут вразрез с мечтами граждан о хорошей жизни. Политики кормят избирателей вечными обещаниями, не прилагая усилий к их реализации. А простой люд от безысходности наивно им верит. И такое будет повторяться еще не в одной избирательной кампании.
Самые распространенные обещания-пустышки
♦ Статус русского языка.
Помнится, сделать русский язык вторым государственным обещал в свое время еще Кучма. Затем эстафету переняли Янукович и его Партия регионов. Спустя две недели после инаугурации Виктор Федорович заявил, что единственным государственным языком в стране будет все же украинский. А запрет Минюста выносить вопрос о статусе русского языка на местные референдумы — доказательство того, что регионалы не собираются выполнять свои обещания.
♦ Членство в НАТО и ЕС.
Интеграция в ЕС и НАТО декларировалась Кучмой, Януковичем, Ющенко, Тимошенко и стоящими за ними политическими силами. Более всех отличился Ющенко, однако реализации предвыборных лозунгов не случилось.
♦ Возврат вкладов Сбербанка.
Обещание вернуть «сгоревшие» вклады Сбербанка СССР не сходит с уст украинских политиков еще с начала 1990-х гг. И так же легко «забывается», как только обещавший приходит к власти. Вернуть обесцененные вклады обещали Кучма, Ющенко, Тимошенко, Янукович. Дальше всех продвинулась Тимошенко. Правда, выплаты ограничились суммой в 1 тыс грн. Знаменитую «юлину тыщу» получили около 6,5 млн человек из 20 млн вкладчиков. Правительство Азарова пообещало возобновить возврат вкладов с 2011 г.
♦ Учителям — статус госслужащих.
Обещали Янукович, Литвин. Соответствующий закон не был принят, так как за него не проголосовала фракция Партии регионов.
♦ Снижение налогов.
В том или ином виде снижение налогов обещают все политики под каждые выборы. Последний яркий пример — Янукович, который обещал «налоговые каникулы для малого бизнеса» и снижение НДС. Тем не менее провластная коалиция во главе с Партией регионов готовит новый Налоговый кодекс, который ужесточит налоги для малого и среднего бизнеса.
♦ Децентрализация власти.
Власть регионов обещали расширить еще с 90-х гг. Среди обещавших — Кучма, Тимошенко, Янукович. Партия регионов, несмотря на декларируемую политику децентрализации власти, в данное время делает все для усиления президентской ветви, а не власти органов местного самоуправления.
♦ Контрактная армия.
Обещали Кучма, Ющенко, Тимошенко, Янукович. Ющенко трижды переносил переход на контрактную службу: сначала на 2008 г., затем на 2009 г., а потом и вовсе на 2015 г. Янукович заявлял о 2011 г., однако и он решил перенести выполнение обещания на 2015 г.
♦ Борьба с коррупцией.
«Борются» все. Побеждает всегда коррупция. Лозунг Ющенко «Бандитам — тюрьмы!» был настолько деструктирован самим Виктором Андреевичем, что он начал раздавать «бандитам» ордена и медали. Желание Партии регионов и Януковича «выжигать коррупцию каленым железом» отличается от их действий: с их подачи парламент перенес вступление в действие антикоррупционного пакета законов. Уровень коррупции в Украине ныне остается одним из самых высоких в мире.
♦ Сокращение штата чиновников.
Обещания сократить госаппарат звучат уже более десяти лет. Тем не менее количество чиновников в стране растет с каждым годом.
♦ Пенсионная реформа.
Декларируется политиками еще со времен первого президентства Кучмы. До сих пор не реализована. Впрочем, желание Партии регионов поднять пенсионный возраст косвенно можно отнести к «реформаторской» деятельности. Правда, в этом случае реформа направлена не на улучшение положения пенсионеров, а на ухудшение.
♦ Повышение стипендий, пенсий, зарплат, соцвыплат.
Обещали все ведущие политики с начала 90-х годов. Иногда реализуют: кое-что незначительно повышается — «на копейки». К тому же повышения всегда не тождественны росту цен и тарифов.
♦ Снижение цен и тарифов.
Декларируется с 90-х гг. всеми политиками. Обещание не реализовано. Более того, цены на продовольственные товары, тарифы на жилищно-коммунальные услуги и проезд в транспорте растут ежегодно.
♦ Дешевый газ.
Собственно, это обещание пошло в ход с 2005 г. — после первого газового конфликта с Россией. Голубое топливо практически за бесценок обещали Ющенко, Тимошенко, Янукович. Не выполнили. Последний яркий пример: весной Янукович подписал нашумевшие харьковские соглашения. По его заверению, в обмен на пролонгацию базирования Черноморского флота РФ в Крыму украинцы будут получать «дешевый газ». Уже в августе тарифы на газ для населения были подняты на 50%. В 2011 г. состоится следующий этап повышения цен на газ — еще на 50%.
Рейтинг невыполненных обещаний
В рейтинге невыполненных обещаний первые четыре места занимает Партия регионов: за невыполненные обязательства в области создания земельных аукционов, создания прозрачного рынка земли, предоставление всем работникам бюджетной сферы квартир в случае заключения ими трудового контракта на 20 лет, относительно налоговых каникул для малого бизнеса.
На пятом-шестом местах — БЮТ с невыполненным обещанием принять Налоговый кодекс, который предусматривал бы снижение фискальной нагрузки, а также с обещанием строительства транзитного газопровода «Каспийский бассейн — Украина». Далее идут шесть невыполненных предвыборных обещаний НУ—НС, в том числе обещание отмены депутатской неприкосновенности.
Затем с 13-го по 15-е место занимает КПУ, в том числе обещавшая отменить институт президентства.
С 16-го по 20-е расположился Блок Литвина с невыполненными обещаниями, в том числе относительно введения почасовой оплаты труда.
При ознакомлении с избирательными программами выяснилось, что конкретных обязательств у действующей коалиции 44: по 15 — КПУ и БЛ, и 14 — ПР.
Относительно оппозиции, то 23 такие обещания имеет НУ—НС, который во время выборов представлял тогдашнего президента Ющенко. Меньше всего конкретных обещаний в предвыборной программе БЮТ. Эксперты насчитали их только пять, остальные обещания содержались в программе лишь как декларация о намерениях.
В рейтинг вошло лишь около 25% обязательств всех парламентских фракций, которые охватывают все сферы общественной жизни и прослойки общества.
По результатам анализа законодательной работы парламентских фракций, проведенного фундацией «Открытое общество»