«Я высказал это как мечту, которую мне хотелось бы осуществить. А способ, каким это можно сделать, — это уже другой вопрос».
Виктор Янукович, 14.10.2010,
из интервью на Би-би-си
После известного решения КСУ мечты президента Януковича перешли в разряд обязательных задач для его команды. Вероятно, министр юстиции Александр Лавринович уже приступил к обдумыванию возможных вариантов реализации избирательного дубля (президент—Рада), о чем, собственно, президент и проинформировал страну через корреспондента Би-би-си. Однако сейчас стоит обратиться к более ранней фантазии Виктора Федоровича: победе Партии регионов на местных выборах. Как известно, над способами ее реализации сегодня активно и, судя по сводкам новостей, «не на жизнь, а на смерть», бьется первый вице-премьер, глава штаба ПР Андрей Клюев.
По нашей информации, перед начштабом регионалов поставлена непростая двуединая задача. По окончании кампании Янукович вместе с последним ключом от вертикали власти пожелал положить в карман еще и резолюцию ПАСЕ, подтверждающую, что выборы в Украине прошли демократично. Ни больше ни меньше. Таким образом президент, с одной стороны, дал штабу негласную команду «победить любой ценой», с другой — предусмотрительно выставил ряд публичных буйков: «выйти из выборов с чистым лицом», «пройти тест на демократию», «обеспечить невмешательство власти в избирательный процесс», «гарантировать равные права»…
Безусловно, сегодня во власти собрались люди способные. Но не до такой же степени. Даже талантливый орговик Андрей Петрович Клюев, дважды чуть было не сколотивший конституционное большинство в парламенте, не всемогущий Хоттабыч. Выполнить две взаимоисключающие задачи ему вряд ли под силу. И Клюеву пришлось выбирать. Исходя из собственной карьерной перспективы в том числе. Либо Клюев дает впечатляющий результат на выборах и получает ключевой козырь в борьбе с другими претендентами за всегда готовую открыться вакансию премьер-министра (срок Азарова, кажется, подходит к концу), либо обеспечивает чистоту и конкурентность избирательного процесса, предъявив президенту по завершении кампании исключительно интересующую его резолюцию.
Надеюсь, вы уже закончили смеяться по поводу выбора Клюевым второй цели? Решение Андрея Петровича действительно оказалось абсолютно предсказуемым, а никак не фантастическим. Заметно потерявшая в рейтинге за последние восемь властных месяцев армия Януковича победным маршем двинулась в регионы. Мало чем брезгуя во имя достижения цели.
На самом деле нужная мина под оппозицию (во всех ее проявлениях) была заложена парламентом еще летом, когда внесли изменения в закон о выборах. Уже тогда прозвучало немало резкой критики в адрес ПР и ее сговорчивых сателлитов. Сегодня же можно констатировать, что местная избирательная кампания-2010 проходит под флагом тотального доминирования власти, скрупулезно выписавшей, а теперь и эксплуатирующей в свою пользу закон о местных выборах. Последний, по сути, стал сводом системных нарушений демократических норм избирательного права. Такое себе беззаконие в законе, иллюстрации которого чуть ниже.
Более того, при помощи мощного и, в общем-то, абсолютно не скрываемого властью админресурса, Партии регионов удалось собрать под своей гостеприимной крышей сотни действующих мэров, кандидатов в мэры и депутатов всех уровней, не сумевших противостоять ее же силовому и административному давлению. Сдавшимся по всем законам военного времени обеспечены «свежее белье, горячий чай и свобода ведения избирательной кампании». Взамен на рабскую лояльность в результате предстоящей сокрушительной победы над оппонентами. Еще немного, и вертикаль замкнут.
Закон. Внеся изменения в свой же закон и разрешив партиям принимать участие в выборах без наличия дискриминационной справки о регистрации партийной ячейки за 365 дней до выборов, ПР чуть ли не стоя аплодировала сама себе. Подчеркивая то принципиальность президента, потребовавшего исправить недемократичные нормы закона о выборах, то европейскость коалиции, сделавшей реверанс в сторону своих многочисленных оппонентов. Но как это говорят: всегда проси больше, чем надо, получишь то, что тебе необходимо?
И ПР получила — подконтрольные территориальные (ТИК) и участковые (УИК) комиссии, которые, согласно генеральной линии партии, и должны правильно посчитать голоса. В строгом соответствии с заявленной мечтой гаранта. А как иначе, черт возьми, если везде свои люди?.. Судите сами. Несмотря на то, что субъектами выборов по новому закону стали исключительно политические партии, а не блоки, и тому же БЮТу пришлось на ходу параллельно с затянувшейся чисткой рядов заниматься ребрендингом, придумывая мессиджи от «Батьківщини», в законе зафиксирована удивительная норма, не менее удивительно растолкованная Центризбиркомом.
Итак, в постановление ЦИК
№ 343 от 10.09.2010, где комиссия официально разъясняет процедуру формирования ТИКов, указано, что в состав территориальной комиссии входят не более 18 представителей политических партий. Трое из них презентуют непарламентские организации, и путем жеребьевки попадают в ту или иную территориальную комиссию. В отношении же парламентских партий ЦИК предписала подавать по три кандидатуры от парламентской фракции, созданной одной партией (коими являются ПР и КПУ), и по три кандидатуры от фракции, объединившей в себе несколько партий (БЮТ, как известно, объединяет три партии, «НУ—НС» — девять, Блок Литвина — одну).
Внимательный читатель заметит ошибку и уточнит, что в блоке Владимира Михайловича, помимо Народной партии, есть еще и Трудовая. Однако автор тут ни при чем — это ЦИК опустил трудовиков. И Народная партия Литвина, так же, как регионалы с коммунистами, делегировала в ТИК три кандидатуры, аккумулировав в комиссиях представителей провластных партий.
Итак, посчитаем. Три представителя непарламентских партий (сколько из них оппозиционных — дело случая) плюс девять (коалиционных), всего 12. Так сколько там мест у парламентской оппозиции? Так отож… А если учесть, что в БЮТ и «НУ—НС» конкуренция будет еще покруче, чем у Тимошенко с Януковичем, то утверждать, что все попавшие в комиссии члены от этих фракций будут играть на стороне оппозиции, значит, расписаться в собственной наивности. Я не буду.
При этом важно, что ст. 22 самого закона о выборах не является такой конкретной и категоричной, как разъяснения ЦИК, и гласит (буквально на языке оригинала): «…місцеві організації політичних партій, що об’єдналися в одну депутатську фракцію у Верховній Раді України поточного скликання, або місцева організація політичної партії, що сформувала свою депутатську фракцію у Верховній Раді України поточного скликання, можуть подати до складу відповідної територіальної виборчої комісії не більше ніж по три делеговані кандидатури».
Вероятно, если бы большинство в ЦИК оказалось оппозиционным, то оно разъяснило бы ситуацию по-другому, предоставив всем партиям — законным субъектам избирательного процесса, выдвинуть по одной кандидатуре. По меньшей мере, в этом уверены бютовские юристы, которые вчитываясь в вышеприведенный текст, так и не смогли отыскать там слово «разом» по отношению к партиям, сформировавшим фракцию. Вероятно также: что если бы такое большинство имело место в парламенте, то хочется верить, что оно внесло бы изменения в закон о выборах, обеспечив паритетное представительство политических партий в комиссиях. Было бы, как говорится, желание. У президентского большинства, понятно, такового не оказалось.
В результате, по сведениям наших источников в ЦИК, в целом по стране в теризбиркомах коалиционные партии представляют 6895 человек (в том числе 2079 регионалов), оппозицию — 2909 представителей (в том числе 1380 бютовцев). Без комментариев. То же самое касается и пикантной статистики занимаемых руководящих должностей. Так, из 37 территориальных комиссий, к примеру, Киевской области, в 24 председательствуют регионалы, в шести — Блок Литвина, в одной — коммунист и в одной — бютовец. От небезызвестного г-на Майбоженко, к которому мы обязательно вернемся. Но чуть ниже.
А пока отметим, что сегодня в самом разгаре процесс формирования участковых комиссий. Опять-таки, согласно «демократичному» закону о выборах, процесс полностью отдан на откуп территориальным комиссиям, формирующим участки, исходя исключительно из избирательного опыта кандидатов, а не политической принадлежности. Так вот, ТИКи сегодня дружно выбрасывают из участков всех неугодных власти товарищей. Даже во Львовской области в ряде участков представители БЮТ и «НУ—НС» признаны некомпетентными.
Очевидно, что, обеспечив в комиссиях подконтрольное большинство, распределив между ПР и ее сателлитами соответствующее количество руководящих портфелей, а также законом отменив кворум и позволив комиссиям принимать решения тремя (!) голосами, как практиковалось и на президентских выборах, власть поставила политические силы в абсолютно неравные условия. И дала оппозиции и Европе стопроцентный повод для обвинений в подготовке массовых фальсификаций.
Кстати, что касается европейского сообщества, все еще часто колеблющегося в части резких формулировок в адрес, управляемой демократии Януковича. Чтобы уличить в нечистоплотности команду власти, с таким подозрительным опозданием пригласившей на выборы наблюдателей миссий ЕС, стоит только повнимательнее присмотреться к действиям ТИКов. Последние довольно оперативно приступили к реализации вышеобозначенной мечты нашего главного героя. Ну, свои ж люди! Истории с регистрацией кандидатов на разные позиции от разных политических сил просто шокируют! У власти, как вы понимаете, проблем никаких. Их партии повсеместно первые в списках. Кандидаты — и списочники, и мажоритарщики — зарегистрированы. И никто не снят. И, как утверждает нардеп Михаил Чечетов, власть уже приступила к фиксации нарушений на выборах. И уже зафиксировала 390. В число которых, однако, ее собственные почему-то не входят. Хотя, какие уж могут быть вопросы на этот счет. Ведь на страже интересов власти сегодня — КСУ, ЦИК, ВАСу, Минюст.
А как пояснить, к примеру, повсеместное распространение клонов местных ячеек «Батьківщини»? На сегодня в 15 (!) районах Киевской, Львовской и Кировоградской областей ЦИК и ТИК зарегистрированы липовые списки партии Тимошенко. Безусловно, можно долго спорить о качестве партийных ячеек БЮТ и абсолютно справедливо говорить, что Юлия Владимировна сама виновата! Однако при чем тут новая практика Центризбиркома, регистрирующего списки кандидатов на основании выдержки о руководстве партийной ячейки из реестра Минюста? Такой нормы нет ни в одном законе. При чем здесь сам Минюст, который вместо того, чтобы выполнять функцию почтового ящика, готового по первому же сигналу вносить изменения в реестр в соответствии с решениями высших партийных органов, взял на себя функцию решать, кто, какой ячейкой и какой партии руководит? Что, у нас втайне принят закон, разрешающий вмешиваться во внутренние дела политических партий? При чем тут судья Печерского суда Вовк, который создал новый прецедент в судебной практике, заблокировав участие в избирательной кампании той же «Батьківщини» в районах, где объявились давно исключенные из партии самозванцы? При чем здесь милиция, которая на основании решения Минюста, суда и ЦИКа выдает липовым партийным организациям и их руководителям печати?
Сотни похожих вопросов сегодня задают члены «Фронта змін», «Сильной Украины», «Гражданской позиции» и др. партий главам ТИК Василькова, Фастова, Кировограда, Ялты, десятков других украинских городов, где по команде сверху массово не регистрируют кандидатов, отказавших власти в лояльности. Почему им подменяют документы, как это сделали рейтинговому экс-мэру Василькова Валерию Поповичу, идущему от партии «Єдність», который вторую неделю отстаивает свои права в судах всех подряд инстанций? Почему многие доказывают в судах свою правоту, но только единицы в итоге регистрируются «в силу кроткосрочности кампании и истечения срока на исправление ошибок»? Почему не успевают открыть кандидатский счет, получая кандидатские удостоверения аккурат в последний день его возможного открытия?
Ответ один. Это не они, а власть получила в распоряжение комиссии, и ключ, которым она и в день голосования замкнет свою вертикаль на местах. Благо инструментов для этого и в день голосования у нее будет достаточно. Кого-то можно стимулировать лишний раз проголосовать на дому — это тоже теперь можно по закону, кого-то перед самым днем голосования снять с регистрации так, чтобы ни один самый быстрый суд в мире уже не успел изменить ситуацию.
Админресурс. Буквально пунктиром. На самом деле, говоря, о действиях вдохновителя и организатора кампании регионалов Андрея Клюева, в личной беседе предложившего каждому мэру областного центра комфортный плен, не стоит забывать о встречном добровольном движении местных элит навстречу власти. Бюджет-то делить любому мэру придется с назначенным президентом губернатором. Всегда выгоднее договориться на старте. Власть попала в десятку. Однако по нашей информации, 29 мэров украинских городов все-таки публично признали давление.
Часть из них уже имеет возможность обдумать свое поведение в местах не столь отдаленных. Это Черновецкий ужинает в «Бельведере», а мэр Каменец-Подольского харчит казенную пайку. Не тема этого материала анализировать правомерность и объективность посадки мэров отдельных городов в СИЗО (они сами признают, что при желании можно накопать на любого — система). Вопрос в избирательности желаний власти. На всех уровнях. Только по отношению к оппонентам. А как же Львов, Винница, Одесса, спросите вы? Ведь Садовой, Гройсман, Гурвиц… не сломались. Да, действительно, есть еще символы демократии в городах, где у партии власти нет своих собственных символов, способных перебить рейтинг вышеупомянутых политиков. Но знающие люди советуют не торопиться с канонизацией демократов-«стоиков», а хорошенько пройтись по персоналиям их замов после окончания кампании. Этим городам ведь тоже придется заниматься хозяйством.
Описать все происходящее, выслушанное автором от десятков участников событий в личных беседах и по телефону, практически невозможно. Слишком много деталей и нюансов. Однако проследить тенденции оказалось вполне реально. Среди ключевых — свернутая на днях акция: десять дней под стенами ЦИК проголодали представители «Батьківщини». Опять-таки можно по-разному относиться к этой политсиле, но демонстративно не замечать справедливого протеста людей против произвола Минюста, судов и ЦИК, закомуфлировав акцию ярмаркой-продажей, — верх цинизма.
На самом деле эти выборы — прорыв. Канализационный. Еще никто и никогда не смел говорить, что кто-то пришел в политику через постель. Никто не смел обвинять оппозиционеров и не упавших ниц попутчиков в свингерстве и ставить под сомнение их отцовство. Никто не публиковал видеозаписи допросов 17-летней давности, унижая личность. Еще никто не вовлекал в предвыборную маркетинговую сеть 130 тысяч избирателей одной области. Еще никто не позволял себе регистрировать списки только двух карманных партий…
Если же прибавить к этим фактам легализованные законом о выборах махинации власти в комиссиях, подкрепленные ее же административным давлением на участников избирательной кампании, то о «чистоте лица» демократа Виктора Януковича скоро можно будет прочитать только в резолюциях его родной партии.
При этом Янукович старательно продолжает делать вид, что он не знает и не ведает, что творят его исполнительные соратники. Президент демонстративно отгораживается от страны приветливой улыбкой и хозяйскими окриками. Страна же давно гудит. А ее король все больше смахивает на прототип из известной сказки, однажды по милости своих поданных, представший перед народом в неглиже. Но ведь наготу слов не прикроет ни улыбка, ни «Бриони», ни бронированный джип, ни старания возможного будущего премьера Андрея Клюева, ни ссылка на заангажированность оппонентов.
Ну какие еще конкретные сигналы нужны президенту, с которыми он сразу обещает разобраться? О фактах, в которых так нуждается Янукович, день и ночь кричат оппозиционеры. Члены ЦИК написали письмо президенту с подробным рассказом о нарушении паритета в комиссиях. В судах лежат тысячи дел, искусственно спровоцированных теризбиркомами. Можно долго спорить об оппозиции в лице Яценюка, Тягнибока, наконец, Тигипко, команду которого бьют на местах, а он смиренно сидит в Кабмине… Не в этом дело. Дело в том, что власть сегодня нарушает права не конкретного оппозиционера, а целого общественного института. И общество, избравшее такую власть, должно отдавать себе в этом отчет. И не только на кухнях, которые стараниями Януковича снова входят в политическую моду.
Разве это сам вице-премьер Клюев будет правильно считать голоса в комиссиях? Разве это он продаст свой голос за полтинник? Нет, это мы — недовольные, но безвольные. Сегодня как никогда сильно ощущение, что наш народ никакой не источник власти, а всего лишь собственник грабель, на которые наступает на каждых выборах. На которые, похоже, не без помощи ловких рук власти, и собственной беспринципности наступит и в этот раз.