Отрубленная голова всегда обрастает массой тайн и домыслов. Далеко за примерами ходить не надо. Достаточно вспомнить майн-ридовского «Всадника без головы». Одна голова – и событий на целый роман. Если же лишить головы учреждение – событий будет гораздо больше. Тем более, что в Украине голова означает не только часть тела, но и должность, должностное лицо, главенствующее в организации, учреждении либо на территории. Например, голова сільрадиилиголова комітету. Ректор в высшем учебном заведении – та же голова. А его отсутствие сильно вредит ВУЗу.
До 2013 года у Харьковского университета радиоэлектроники был ректор, о котором все отзываются очень хорошо. Говорят, Михаил Бондаренко был чуть ли не идеальным ректором. Сильный специалист в области электроники, толковый ученый, грамотный руководитель… Но ректор Бондаренко умер. И с сентября 2013 года университет живет без руководителя. Или без головы.
Поначалу, как это и положено, министр образования назначил исполняющего обязанности ректора – проректора по научно-педагогической работе Наталью Лесную. А на апрель 2014 г. были назначены выборы ректора, которые и прошли. Лидерами выборов оказались два человека: бывший первый проректор университета Валерий Семенец, набравший 60 процентов голосов и проректор по научной работе Николай Слипченко – ему досталось 32%. И казалось, можно порадоваться за ХНУРЭ – уже есть ректор, теперь все наладится, университет заживет нормальной жизнью.
Но 25 апреля на заседании минобразования запланированное рассмотрение кандидатуры Семенца не состоялось. Без объяснений Как предполагала тогда редакция коммунального предприятия «Газета «Харьковские известия» Харьковского городского совета», причиной тому стала некстати всплывшая информация о том, что Валерий Семенец был советником беглого Президента Украины Виктора Януковича по вопросам внутренней безопасности. В подтверждение этого «Харьковские известия» продемонстрировали фото удостоверения советника. Но дальнейшего развития история удостоверения не получила.
Прошлогодние выборы ректора ХНУРЭ были отменены, волеизъявление коллектива было проигнорировано. Возмущенным преподавателям пообещали новые – самые справедливые выборы, на которых они смогут выразить свою волю. И. О. ректора стал профессор Машталир. И год университет вынужден был жить без полноценного руководителя. То есть, и.о., конечно, работал – не хочу обидеть человека. Но что такое исполняющий обязанности против нормального ректора? Снять и.о. – раз плюнуть, особенно, если он сам плюнул не туда… Затеять масштабную программу и.о. вряд ли решится – у него нет уверенности в том, что он сможет ее завершить за время исполнения обязанностей. Да и потом – даже если завершит – не попытается ли следующий руководитель окрестить ее пустой тратой денег или вообще – коррупционным мероприятием? Хотя бы ради пиара собственной персоны. Особенно же, если персона эта сама ничего полезного сделать не сможет. Поэтому лучше не пытаться – для собственного здоровья.
Валерий Семенец был уволен с должности первого проректора. Его должность сократили. И поскольку он считал, что увольнение было незаконным, обратился с иском в суд и выиграл его, поскольку через несколько месяцев в университете вдруг появилась новая должность проректора по международным связям.
Чем и кому не угодил первый проректор, начавший свою карьеру еще студентом ХИРЭ? Тут точного ответа нет. Но и сам Валерий Васильевич, и сотрудники вспоминают, что еще в 2012-2013 годах была конфликтная ситуация. Семенец на сайте почетного консула города Измир обнаружил, что турецких студентов набирают в ХНУРЭ за двойную – по сравнению с вузовскими расценками - плату. Тогда он обратился с письмом в турецкое консульство. А ответ пришел прямо в ВУЗе – от него потребовали, чтобы он отозвал свое письмо, говорили, мол, это большая обида. Где ХНУРЭ, а где Турция? Какая здесь связь? Единственной связью с Турцией и ее гражданами могла быть разве что фирма «Харинвест-ВУЗ». Набором иностранных студентов в те времена занимался Мурад Омаров. Он же до того, как стал работать в ХНУРЭ был учредителем этой фирмы. В настоящее время ее владельцами числятся граждане Турции – Светлана Энер и Бюлент Энер. Так совпало.
В 2015 году были очередные выборы ректора. На этот раз во второй тур вышли Валерий Семенец и Наталья Лесная. Финал выборов был крайне напряженным. Явка избирателей составила 90 процентов – это 30 апреля, перед праздниками, когда люди обычно спешат поскорее уйти с работы, чтобы быстрее попасть то ли на огороды, то ли уехать куда. А тут почти все остались – настолько сотрудникам надоело работать без ректора. Настолько сильно было желание обрести полноценного руководителя, настолько надеялись на положительные перемены.
Закон України «Про вищу освіту»
Стаття 42. Обрання, призначення та звільнення з посади керівника вищого навчального закладу
. . .
З особою (кандидатурою), яка набрала більше 50 відсотків голосів осіб, які мають право брати участь у виборах, засновник (засновники) або уповноважений ним (ними) орган (особа) укладає контракт строком на п’ять років не пізніше одного місяця з дня її обрання.
Валерий Семенец получил 54 процента голосов, а если говорить о количестве, то за него проголосовали 548 человек. Но прошел месяц, начался второй, а министр даже не пытался подписать контракт. Уже возмутились сотрудники университета и написали ему коллективное письмо. Потребовали объяснить, что мешает выполнить требования закона.
Полторы сотни человек – это не полдюжины приятелей одного из кандидатов. Это уже совсем немаленькая часть всего трудового коллектива. И министр ответил. Он написал, что не смог подписать контракт с победителем выборов ректора и назначить его на должность, поскольку сотрудник университета Геннадий Чурюмов подал в суд иск и в качестве меры обеспечения просил запретить министерству назначать ректора. А суд Дзержинского района г. Харькова счел необходимым выполнить это требование. Также уточню, что иск был подан через 16 дней после того как истек срок подписания контракта. Не иначе, у министра есть машина времени, с помощью которой он периодически заглядывает в будущее. Это хоть какое-то объяснение. Иначе можно подумать, что министр знал заранее об иске Чурюмова.
Сам Чурюмов тоже выставил свою кандидатуру на должность ректора ХНУРЭ. Но сошел с дистанции еще в первом туре с поистине гомерическим результатом – 3,4 процента. Соответственно, предположение о том, что суд мог помочь ему добрать еще 51 процент годится разве что для голливудского политического триллера. В реальной жизни требовать признания своей победы он может и не пытаться.
Он и не пытается. В своем иске он просит суд признать выборы ректора ХНУРЭ недействительными и отменить решение избирательной комиссии. О пересчете голосов или переголосовании речь не идет. И действительно – зачем университету ректор?
После первого искового заявления последовало второе. Там Чурюмов уточнял иск. Анализировал действующее законодательство, внутренние документы ВУЗа, порядок голосования и просил отменить чуть ли не все протоколы заседаний и голосований, признать выборы несостоявшимися и провести новые.
Я попытался расспросить Геннадия Владимировича, чем вызвано желание опдать иск и каковы цели этой судебной тяжбы. Но это оказалось совсем непросто. Геннадий Владимирович по телефону обещал выкроить время и встретиться – вот только он уточнит, когда у него будет свободная минутка и сам мне перезвонит. Не перезванивал. Когда ему повторно звонил я – не отвечал. В следующий раз я звонил с другого номера и все повторялось. Впрочем, по телефону он все же немного попытался рассказать, что иск – это крик души. Этим он пытался привлечь внимание к тому, в каких нечистотах мы живем. Далее все было приблизительно в том же тоне. Но никакой конкретики он не произносил. И когда я все же встретился с ним в заседании апелляционного суда – конкретики не прибавилось. Хотя и по телефону, и во время интервью при встрече Геннадий Чурюмов постоянно ссылался на министра. Говорил, что в прошлом году министр отменил результаты выборов ректора ХНУРЭ. Словно в этом году он взял на себя роль орудия министерского в исполнении замысла. Какого? не дать университету обзавестись ректором?
9 июля министр издал приказ №314-к, согласно которому исполняющим обязанности ректора ХНУРЭ с 10 июля назначался декан факультета подготовки иностранных граждан Мурад Омаров. Назначение вызвало бурю негодования среди сотрудников. В результате в тот же день вечером приказ был отменен.
Я попытался связаться с деканом Омаровым. Что такого увидел в нем министр? Почему предпочел его кандидатуру другим сотрудникам, тем более тем, которые работают на профильных кафедрах. Как Омаров продемонстрировал свою готовность занять должность, как доказал, что он сможет руководить ВУЗом лучше всех остальных?
По телефону Мурад Анверович не пожелал ответить. Если коротко – ответы свелись к тому, что такова воля министра и он не может ее комментировать. Сказал, что министр его выбрал и он не мог не подчиниться. Конечно, если бы министр выбирал изо всего коллектива ХНУРЭ, включая лаборантов и вахтеров, в таком ответе не было бы ничего необычного. Но министр пригласил на собеседование троих. Значит, эти трое прилагали больше всех усилий, чтобы министр их заметил, демонстрировали свои управленческие способности, каждый из троих доказывал, что именно он будет наилучшим руководителем ВУЗа. Об этом Омаров предпочел не рассказывать, ушел от ответа.
И раз уж мы беседовали, хоть и по телефону, я попросил его прокомментировать то, что фирма «Хазар» продает продукты университету, в котором он работает деканом. Все дело в том, что фирма эта принадлежит Мураду Омарову и Галине Лахно. Раньше Омаров был в ней директором, но, когда пошел работать в ХНУРЭ, директором стал его брат. Но, согласитесь, сути дела это не меняет и вызывает вопросы о коррупции. Тут Омаров скзал, что бизнесом не занимается, стал говорить, мол я задал ему некорректный вопрос, действую по заказу. Но назвать заказчика вопроса не смог. На том и попрощались.
Кстати, о бизнесе. Сервер единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей и по сей день с готовностью выдает сведения о строительной фирме «Адонис». И директором там по данным реестра числится Омаров Мурад Анвер Оглы. Совпадение? Или наоборот?
19 августа апелляционный суд Харьковской области рассмотрел апелляцию Валерия Семенца решил отменить решение Дзержинского суда об обеспечении иска. То есть, министр теперь волен назначать ректора. После стольких мытарств стало даже интересно, как же поступит министр. Но такой реакции не ожидал никто. Министр уволил и.о. ректора Владимира Машталира. Не просто снял с должности исполняющего обязанности, а уволил из университета.
Министерская реакция показалась более чем странной. А потому была создана инициативная группа трудового коллектива, которая подготовила открытые письма председателю комитета ВР по вопросам науки и образования Лилии Гриневич, Президенту Украины Петру Порошенко, где высказала все, накопившееся в коллективе. Стоит ли говорить, что краеугольным камнем всех бед ВУЗа оказался министр образования Квит? Тут и вызывающее пренебрежение законами, и использование админресурса с целью недопущения к должности законно избранного ректора. Сотрудники пишут о коррупционных связях и припоминают Квиту то, как он их агитировал голосовать за кандидата Порошенко – будучи одиннадцатым в предвыборном списке президентского блока.
«Ми вимагаємо негайного припинення злочинної управлінської вакханалії, створеної за підтримки МОН у ХНУРЕ. Навчальний рік може початись зі страйку колективу. Вибір колективу проігнорований повністю. П. Квіт демонструє не тільки своє зухвале самоуправство, але й компрометує Вас як представник Вашої команди. Невдовзі відбудуться місцеві вибори, і наші колеги, дуже розлючені такою ситуацією, можуть залишити провладні сили без електоральної підтримки.» - пишут сотрудники.
Мнения о кандидатуре Валерия Семенца могут быть разные. Некоторые сотрудники отзывались о нем отрицательно, но желание говорить моментально пропадало, когда появлялась камера или диктофон. А все положительные свободно высказывалось, хотя это было большим риском для сотрудников – в нынешней ситуации за такие слова можно легко лишиться работы, министр уже продемонстрировал свой гнев. Хотя и не в конкретном Семенце дело.
54 процента отданных за него голосов – это 548 человек. С мнением стольких людей не считаться невозможно. Разве что уволить их. Возможно сам процесс написания приказов на увольнение особой проблемы не составит, равно как и их подписание. Но перенесет ли это университет? Ответить несложно, но ответ будет отрицательным. Однако же и сказать, что мнение 548 профессоров и преподавателей учтено – невозможно.
Проблема воли министра существует не только в ХНУРЭ. Приблизительно такими же способами министр отменяет выборы и назначение ректора в Одесском национальном морском университете, Национальном авиационном университете. В последнем, правда, министр применил новую тактику: отменил устав университета, утвержденный им самим три месяца назад. И в каждом из «потерпевших» университетов коллектив заявляет о рейдерской атаке со стороны министерства. Тут все просто. Законно избранный ректор пять лет может не очень-то оглядываться на министра. А исполняющий обязанности назначается приказом министра на полгода, следовательно, от министра и зависит. В такой ситуации «рейдерская атака» - какое-то мелкое понятие. Уж если министр таким способом пытается подчинить себе напрямую несколько ВУЗов, стоит говорить о попытке захвата отрасли. И никакие самые благородные его замыслы не могут служить оправданием. Тем более, что министр Квит до сих пор не потрудился объяснить, зачем ему столько университетов в прямом подчинении. И какой будет следующим.