«А вы на чьей стороне?..». Этот вопрос, порожденный громким скандалом между Михеилом Саакашвили и Арсеном Аваковым, в Одессе звучит не первый день. Понятно, что большинство людей на стороне тех, кто против коррупционеров, кто открыто заявляет о раковой опухоли на теле страны, обличает казнокрадов, невзирая на личности, и своими реальными шагами показывает, кто — борец со злом, а кто — популист и трепло.

И все же, ответ на популярный вопрос может быть простым для одесситов лишь в том случае, если не принимать во внимание два момента: этическую сторону позорной стычки между чиновными политиками высшего эшелона власти, а также критику, которая звучит в адрес Саакашвили. Речь не о нецензурной ававковской брани, и даже не об обвинениях мосек из местного пропрезидентского лагеря. Речь о безмолвном укоре его сторонников, которые все еще не дождались от Саакашвили полномасштабной системной борьбы со злом прежде всего на вверенной ему территории.

Месть губернатору

Случившееся на заседании совета по реформам — всего лишь выброс магмы на поверхность; проявление истинной температуры во взаимоотношениях между командами Порошенко и Яценюка. Дежурные по вулкану — Нуланд, Байден, Обама — не дают ему извергнуться. Но загасить его не могут ни они, ни потемкинские «заявления трех». Подковерная борьба в безобразных формах прорывается на поверхность. Но у Саакашвили фронт не один. Он воюет с крупными фигурами — премьером и его «генералами», и, не замечая таких же бревен в президентском глазу, вступает в конфронтацию с мелкими вредителями из команды Порошенко. Речь об одесском фронте Саакашвили.

Бои местного значения с президентским окружением начались задолго до главной стычки с Аваковым и Яценюком. Но природа их одна и та же. Свидетельством тому — выступление нардепа из фракции «Блок Петра Порошенко», одессита Дмитрия Голубова. С трибуны Верховной Рады он назвал Саакашвили и его команду «гастролирующей грузинской бандой». Тонкий человек. Ведь мог бы и «Дорожную» Шнура исполнить.

Михеил Саакашвили не раз заявлял о политической и экономической коррупции в рядах местной партячейки «Блока Петра Порошенко», возглавляемой близким соратником Голубова, нардепом Алексеем Гончаренко. И пропрезидентская команда, попав под антикоррупционную мясорубку губернатора, не осталась без ответа.

Первый открытый конфликт между ними обозначился еще летом, после того как Саакашвили приветствовал обыск в Одесском областном совете, который возглавлял в то время соратник Гончаренко. «Это начало конца коррупции в Одесской области», — так прокомментировал губернатор тогдашний визит силовиков. А был он связан с продажей на торгах нескольких объектов областной коммунальной собственности. Впоследствии прокуратура Одесской области сообщит о махинациях при реализации по заниженной цене одного из зданий областного Дома приемов, что на Французском бульваре.

Со слов Саакашвили, расследование было начато по его просьбе. «Я подозревал, что махинациями с приватизацией в Одессе занимались депутаты, связанные с властью», — скажет он после обвинительной речи Голубова и заявит, что следствие, как он и предполагал, выходит на депутатов городского и национального уровня от «Блока Петра Порошенко». Комментируя обвинения нардепа, Саакашвили, с одной стороны, укажет на мотивы, а с другой, даст понять, что для него нет неприкасаемых и в провластном лагере: «Я рассчитываю на очищение президентской партии от воров и жуликов». Пока, как видим по заявлениям губернатора, от маленьких.

Второй конфликт разгорелся сразу после объявления результатов выборов мэра Одессы. Среди прочих причин поражения Саши Боровика Саакашвили тогда назвал саботаж местной партячейки БПП и их подковерные договоренности с городскими коррумпированными чиновниками, запустившими механизм фальсификаций. Представители пропрезидентской команды тогда кивали в бок самого Саакашвили. Мол, сам виноват в случившемся: не захотел искать точки соприкосновения с местными политическими элитами. В результате, отгородившись от них высоким статусом бывшего президента Грузии, он нажил больше врагов, чем сторонников. И получил в конечном итоге «нож в спину». О том, что получили сопартийцы президента от Ангерта и Труханова, мы можем только догадываться.

Рога в изобилии

Нападки на Саакашвили в ответ на его обвинения посыпались, как из рога изобилия. Вынырнула история использования командой губернатора средств благотворительного фонда «На благо Одессы», созданного летом прошлого года. И пошло-поехало: «команда Саакашвили на средства, предназначенные для бойцов АТО, оплачивала свои рекламные ролики на канале «Интер», «свои авиаперелеты», «ездит на автомобилях, купленных для милиции», «оплачивает обеды сотрудников нового Центра административных услуг» и т.д. Были названы и суммы трат. К слову, вокруг детища губернатора — центра админуслуг — тоже разгорелись нешуточные страсти. Но об этом ниже.

Бизнесмены, учредившие фонд во спасение и развитие Одессы, несколько удивлены тем, что частные пожертвования попали под шквал критики. «Считать деньги в чужом кармане — это плохой тон», — скажут они. Инициатор его создания, один из самых богатых людей города Аднан Киван, внесший в качестве первоначального взноса 2 млн грн., назвал очернение деятельности фонда злопыхательством, отдающим сепаратизмом, поскольку подобного рода высказывания играют на руку агрессору. «Больше бы таких фондов», — скажет сам Михеил Саакашвили.

Первое время губернатор и его команда старались не реагировать на обвинения в «нецелевом использовании» средств фонда, созданного летом прошлого года для помощи правоохранительным органам с целью поддержания порядка и спокойствия в городе. Сегодня фонд финансирует различные социальные проекты и оказывает помощь воинам АТО. Однако в конечном итоге резонанс в СМИ, клиническое, но громкое выступление в парламенте нардепа Голубова и непрекращающиеся вариации на заданную тему вынудили давать пояснения и опровергать приведенные аргументы: копии платежек, фото автомобилей и т.д. «Компанию против меня развернуло руководство одесского «Блока Петра Порошенко», — будет вынужден заявить Саакашвили.

«Компромат» по фонду, который якобы нарыла грузинская хакерская группа «Хинкали», взломав почту советника губернатора, нардеп Голубов вначале озвучит в Одессе на специально анонсированной для этой цели пресс-конференции, а уже потом — в Верховной Раде. Впервые же информация по использованию средств фонда командой Саакашвили появилась в СМИ накануне избрания председателя Одесского областного совета. Им стал бизнесмен Анатолий Урбанский, чью кандидатуру лоббировал Алексей Гончаренко. Губернатору, желавшему видеть во главе депутатского корпуса Машу Гайдар, ничего не оставалось, как поддержать члена президентской партии.

Скажи, кто твой друг?..

Можно было бы не обращать внимания на шумиху, связанную с фондом, который с лета т.г. возглавляет бывший консул Грузии в Одессе, а ныне помощник губернатора Теймураз Нишнианидзе. Однако среди учредителей и доноров этого фонда есть бизнесмены, до недавнего времени подпитывавшие своими деньгами коррупцию в городе. Уже при новой власти против них активную борьбу вела общественность. Но безуспешно. После прихода команды Саакашвили была надежда, что власть не только услышит активистов, но и положит конец, в частности, строительному беспределу в городе. Общественники даже подготовили открытое обращение к Саакашвили. Они призывали губернатора начать тотальную войну против инвесторов-коррупционеров, которые за чемоданы денег покупают у чиновников монопольное положение в строительной и земельной сферах. Просили провести аудит принятых за последние годы решений и с помощью прокуратуры заставить бизнес соблюдать законы.

Но, увы. Тот же строительный магнат г-н Киван (в прошлом ближайший соратник нардепа Сергея Кивалова и бывшего мэра Одессы Алексея Костусева), к которому у общественности больше всего претензий, и который все чаще появляется в кадре вместе с Саакашвили, сегодня вне губернаторской критики и подозрений. А меж тем именно его высотные монстры в исторической части города стирают лик старой Одессы. Именно его жилые свечки, возвышающиеся над морем, окончательно и бесповоротно уничтожили санаторные земли на Французском бульваре. Именно он в том же духе и дальше собирается осваивать городское пространство, невзирая на мнение горожан.

Среди учредителей фонда и ПАО «Финбанк», расположенный на пр. Шевченко, 4а. Сейчас там «Платинум банк». В здании по этому адресу Саакашвили и облюбовал зал для Центра административных услуг. Напомним, известные бизнесмены Кауфман и Грановский, которым приписывают владение этими учреждениями, контролируют и многострадальный одесский аэропорт, переданный бесплатно в частные руки прежней властью. Им принадлежит и дорогая гостиница «Бристоль» (бывшая Красная), что на улице Пушкинской, где 6 декабря прошел Одесский антикоррупционный форум, на котором Саакашвили давал бой коррупционерам высшего эшелона власти из обоймы премьера, но не президента.

Так вот, после назначения Саакашвили в Одессу намерение городских депутатов отобрать у нерадивых инвесторов миллионный доходный актив, которым является аэропорт, отпало. Саакашвили порешал проблемы, связанные с реконструкцией воздушных ворот, а заодно и вопросы с помещением для Центра админуслуг. После детали договора аренды этого помещения тоже будут в качестве упрека предъявлены губернатору.

Страсти вокруг аренды

Напомним, ZN.UA в публикации «Пилотный проект. Детали и главное» (№24 от 3 июля 2015 г.) подробно писало о достигнутых договоренностях с собственниками «Платинум банка» об использовании под центр здания на пр. Шевченко, 4а. Но тогда нам не удалось выяснить у команды Саакашвили условия сделки. О них мы узнали лишь после того, как договор аренды стал достоянием общественности. Цифры шокировали.

Договор Одесская областная администрация и «Платинум банк» подписали 15 октября 2015 г. Из этого документа следует, что он действует до конца т.г., и сумма по нему составляет 15 млн грн. А арендная плата за 1649 м2 — 3,8 млн грн в месяц плюс стоимость фактически предоставленных эксплуатационных услуг. Да, зал красивый, просторный, свежий современный ремонт, новая мебель. Но, согласитесь, метры — просто золотые.

После того как СМИ подхватили эту новость, команда Саакашвили решила внести ясность и опубликовала другой договор и расшифровку арендной платы. Месячные обязательства выглядят следующим образом: аренда мебели — 1,3 млн грн, аренда помещения — 1 млн грн, ремонтные работы — 1,6 млн грн. Плюс эксплуатационные услуги — 2,1 млн грн в месяц, но по факту они составили всего 50 тыс. грн. Итого, с учетом экономии, плата за отремонтированный зал с мебелью составила 3,9 млн грн в месяц.

Губернатор, опровергая высокую стоимость аренды, пояснит, что она составляет 1 млн грн в год. Согласно еще одному договору, подписанному 15 октября между ОГА и «Платинум банком», такая плата будет взиматься после подписания не позднее 30 декабря 2015 г. основного договора аренды. То есть с 1 января 2016 г.

На фоне этих цифр вторым шоком стала информация о зарплате сотрудников центра и в целом о проблемах детища губернатора, обещавшего большие зарплаты. Вместо положенных 2900 грн мэрия (центр — это городская структура) платит 2 тыс. грн в месяц, и то с опозданием.

Следует отметить, что новость о бедах центра была озвучена куратором губернаторского проекта. Он обвинил городские власти в саботаже: в выплате неполных зарплат, неукомплектованности штатов, затягивании с проведением отборочного конкурса и других проблемах. По этой причине центр не справляется с наплывом граждан, создаются очереди, страдают качество обслуживания и задекларированные принципы работы.

В общем, противостояние в городе между главными группами влияния, в том числе между мэром и губернатором, котороеобозначилось после выборов, уже принесло свои плоды, реально горькие. Паны дерутся, а проблемы — у центра админуслуг.

Поселившись в телевизоре, одесский губернатор смело проявляет беспощадность к столпам бизнеса от власти. Беспощадность избирательную, но пусть хоть такую: если кто-то говорит о Яценюке, Авакове, Мартыненко и Иванчуке, всегда найдется кто-то, кто скажет о Порошенко, Кононенко, Григоришине и Грицаке. Антикоррупционная активность Саакашвили в верхах привела к тому, что Одесса стала политической площадкой для громких коррупционных разоблачений в высших эшелонах власти. Однако сам город так и не стал примером борьбы с коррупционерами — мелкими, крупными, большими, маленькими — всякими. Наскоки, заявления, обещания, а системного похода в этой нелегкой борьбе нет. Вся системность уходит в пиар. Кажется, кто-то обманул губернатора, сказав ему, что люди едят ушами.

Какое-то время так может казаться и людям. Какое-то время...