Атаки боевиков непризнанных "республик" и другие действия вооруженных отрядов сепаратистов иногда кажутся бессмысленными. Зачем, скажем, было захватывать Центр современного искусства? Откуда такой странный интерес к объектам водоснабжения (стоивший жизни двум ремонтникам компании "Вода Донбасса")? В чем логика размещения блокпостов, которые появляются и исчезают, на первый взгляд, совершенно стихийно?
Иногда бессмысленность усиливается мерзостью содеянного: захватывать эвакуируемых из опасной зоны сирот и инвалидов, под вооруженным конвоем вывозить в Россию автобусы с этими детьми и насильно оформлять их как "беженцев" — это уже нечто запредельное.
Увидеть в этом следы спланированных в некоем командном центре операций сложно. Но только потому, что с координацией у полевых командиров еще хуже, чем у подразделений украинских силовых ведомств, привлеченных к АТО. Причем с украинской стороны жалоб на разгильдяйство и бардак все меньше, а со стороны террористов — все больше.
Тем не менее, боевики по-прежнему — часть большого военного механизма пульт управления которым находится, судя по всему, на северо-восток от эпицентра событий. И кнопки на этом пульте нажимают, реагируя на события, происходящие в Киеве и других столицах.
После инаугурационной речи Петра Порошенко сразу напрашивалось предположение, что ответом на сказанное новым президентом будет усиление конфронтации на Донбассе. Новоизбранный глава государства проигнорировал сделанные в Нормандии предложения "мирного урегулирования" и жестко задекларировал: Украина — это Европа, а Крым — Украина. Плюс позднее Арсений Яценюк достаточно твердо дал понять, что и в самом главном российско-украинском "газовом" вопросе Киев готов твердо отстаивать свои позиции.
Ответ на это мог быть только один — новые бои в рамках идущей на востоке Украины "неконвенционной" войны.
В пылающий костер спешно подбросили охапку хвороста. КПП "Мариновка" в Донецкой области выдержал бой с батальоном "Восток". Боевики оставили пограничникам в качестве трофея БТР и отступили, но часть из них смогла уйти в Россию, где уцелевшие участники боя были разоружены и задержаны пограничниками российскими. Дальнейшая судьба и правовой статус этих людей неизвестны. Во всяком случае, официально ничего сообщалось о том, что РФ предъявила какие-либо обвинения вооруженным нарушителям госграницы.
Атакам подвергался и КПП "Дмитровка".
В Луганской области границей занялись местные донские казаки. Главной опорной базой, где формировались казачьи отряды, стала станица Луганская. Здесь были собраны в один ударный кулак как местные дончаки, так и добровольцы из российского Войска Донского. Местные, впрочем, понаехавших критикуют — необученные, неорганизованные, толку от них никакого, одна морока. Но зато у российских казаков есть одно большое преимущество — в своей стране они получают прямую поддержку из госбюджета, в том числе и на финансирование своих зарубежных "филиалов".
В результате налетов под контролем казаков, по их собственным словам, оказались восемь КПП.
Одновременно с этим другие отряды захватили Снежное и превратили этот населенный пункт в закрытый город: транспорт выпускают, но въезд закрыт.
В это же время спешно сооружались новые блокпосты в Шахтерске, Зугрэсе, Харцызске. Точнее, на отрезках дорог, проходящих через эти города. Дежурили здесь, главным образом, плохо вооруженные, недисциплинированные и слабо экипированные "ополченцы" из местных: на всех — один автомат, униформы нет, да и сами бойцы больше покуривают в тенечке, нежели несут службу.
А вот в Макеевке и на въезде в Донецк, в районе известной резиденции Рината Ахметова "Люкс", блокпосты постепенно разрастаются в настоящие укрепрайоны и военные лагеря. Вокруг появляются палатки, а боевики из приезжих — бородатые мужики "загорелой национальности" — живут, в том числе, и в ботаническом саду, на природе. Благо, погода пока позволяет затянувшийся пикник в обнимку с автоматом.
Множатся блокпосты и на дорогах, ведущих от Донецка на север области — в сторону Краматорска, Горловки, Артемовска. Сюда привлекли всех, кого сумели собрать. Кроме привычных шевронов и повязок батальонов "Восток" и "Оплот", здесь были замечены боевики с нашивками "Русская православная армия" и в форме спецподразделения "Беркут" (старого образца). Слухи о том, что многие бывшие "беркуты" нашли себе пристанище в рядах террористических группировок, получили пусть косвенное, но подтверждение.
К концу недели прояснился смысл всех этих маневров: боевики прокладывают "коридоры" от границы. От захваченных пограничных пунктов к Донецку и от Донецка к зонам боевых действий теперь ведут охраняемые трассы. Прибывающие на "западный фронт" бойцы из России попадают на подготовленные и укрепленные маршруты.
Трассы эти, как выяснилось, предназначены для двустороннего движения. Вчера из Снежного на КПП "Должанский" ушел автобус с детьми, которых украинские соцработники хотели вывезти в Днепропетровскую область. Вместо этого 16 воспитанников школы-интерната и два педагога оказались в ростовских лагерях для беженцев. Сегодня, 13 июня, рано утром настойчивые предложения о переезде в Россию от вооруженных боевиков получили сотрудники Краматорского дома ребенка "Антошка". В этом учреждении также находятся маленькие дети, лишенные опеки. На первый ультиматум педагоги ответили отказом. Но надолго ли хватит их упорства? Спорить с вооруженными людьми трудно.
Предположительно, эти операции курируются кремлевскими политтехнологами вместе с ФСБ. Лагеря-то пустуют, жители региона почему-то предпочитают уезжать к "бандеровцам", а не в удушающие "братские" объятия РФ. Но разве это помеха настоящему пропагандисту, поднаторевшему в создании искусственной реальности? Если действительность не совпадает с картинкой — меняй действительность! А конвенции, милосердие, моральные принципы — разговоры "для бедных".
В обратную сторону по организованным коридорам идет анонсированная российскими властями "гуманитарная помощь". Вчера вечером к уже привычным грузовикам с боевиками и легкой бронетехнике добавились три танка. Колонна прошла от Снежного до Макеевки, потом повернула на объездную дорогу вокруг Донецка, после чего ее след был потерян.
По одной информации, два танка были подбиты. По другой — сломались и находятся близ Артемовска.
В тех районах Донецкой и Луганской областей, где мне довелось побывать, пока нет ни малейших следов как организованного коридора для беженцев, так и объявленной операции по восстановлению контроля на границе. Есть только неподтвержденные пока сообщения о столкновениях.
Украинские подразделения, взяв паузу на севере и западе Донецкой области, продвигаются с юга. Ранним пятничным утром 13 июня был окончательно зачищен от сепаратистов Мариуполь, где уже давно установилось странное "двоевластие": внешний периметр и аэропорт под контролем Украины, в самом городе — не пойми что и опорные базы террористов.
Гордиев узел разрублен — командование спецбатальонов "Днепр" и "Азов", а также министр МВД Арсен Аваков сообщили об успешном завершении операции, в ходе которой двое украинских бойцов были ранены. Потери боевиков пока подсчитываются.
На данный момент известно, что уничтожен один БТР, убиты пятеро главарей террористов и около шестидесяти боевиков задержаны. Успех операции, по отзывам информированных источников, предопределила качественно проведенная разведка: бойцы "Днепра", переодевшись в гражданскую одежду, заранее вычислили места базирования террористов и персональный состав группировки из 170 вооруженных сепаратистов.
Операция началась с рассветом, около пяти утра, и к полудню, в основном, была завершена. Силы АТО ведут поиск тех, кто успел разбежаться. Но, похоже, как организованная сила сторонники ДНР в городе больше не существуют.
Предполагается, что после завершения зачистки Мариуполя именно сюда перебазируется руководство и основные департаменты областной власти.
Тем временем в Донецке, куда продолжают прибывать разношерстные отряды боевиков, продолжаются "разборки" среди руководителей самопровозглашенной республики. Ночью 12 июня в центре города прогремел сильный взрыв, пострадали семь человек, в том числе личные телохранители бывшего МММщика, ныне большого политика Дениса Пушилина. Трое раненых к утру скончались в больницах.
Что случилось здесь, пока не ясно. На данный момент одинаково вероятны как спланированное покушение, так и обычное разгильдяйство плохо обученных "ополченцев", подорвавшихся на ранее украденном с шахтных складов аммоните.