На что ныне похожа нынешняя верхушка Партии регионов – так это на гору Олимп, место проживания греческих богов. И дело тут даже не в том, что и те, и другие, в отличие от простых смертных, обладают какими-никакими способами повлиять на окружающую их действительность. И те, и другие в отношениях между себе подобными не могут обойтись без постоянных интриг, стычек, а порой и мордобоев – как будто не о богах говорим, а о вздорной семье в коммуналке на окраине Афин в разгар мирового экономического кризиса.

Объединяет эти конструкции, в частности, и наличие на их верхушке Лидера – то ли Зевса-Вседержителя, то ли Виктора Януковича. Все соратники считают себя его подданными, уповают на него как на верховного арбитра, стараются не вовлекать его в свои дрязги, но в то же время прилагают всех усилий для того, чтобы заручиться его поддержкой в подковерных схватках. А так – конфликтуют друг с другом все. Свидетелями части таких стычек становится весь честной народ, сведения о других доносятся к нам лишь в виде легенд, песен и сказаний. «Главком» попытался систематизировать данные обо всех или почти всех более и менее известных, тайных и явных, масштабных и эпизодических конфликтах на вершине регионального Олимпа.

Конфликты мировоззрений

Время от времени над бело-голубым Олимпом собираются тучи, и его обитатели погружаются в тяжкие раздумья, пытаясь дать ответ на вопрос, способный определить судьбу их политсилы на дальнейший достаточно продолжительный период времени. В закрытых внутрипартийных дискуссиях по этому поводу, как правило, принимают участие исключительно «титаны» – аксакалы, степень влияния которых на партию сложно переоценить. Широкая же общественность может лишь догадываться о том, что происходит там, за грозовыми тучами, только из количества молний, извергаемых на землю в виде радикальных заявлений дежурных партийных спикеров. До сих пор заканчивались эти катаклизмы одинаково: тучи над Олимпом расступались, и из-за него появлялось солнце в виде лика Лидера, возвещающего о единственно правильном решении, принятом им по результатам партийной дискуссии. Хор приспешников тут же солидаризировался с Лидером и приступал к восхвалению его мудрости.

К примеру, весной и летом 2007 года именно таким образом Партия регионов принимала решение об участии или неучастии в объявленных Виктором Ющенко досрочных выборах Верховной Рады. Пока на бело-голубых Майданах раздавались призывы «региональных ястребов» во главе с самим Януковичем не признавать «мертворожденный указ Президента» и стоять за Раду до последнего, «голуби» во главе с Ринатом Ахметовым и Борисом Колесниковым вели напряженные переговоры с представителями Банковой о создании коалиции в следующем созыве парламента. Напряжение в отношениях между «крыльями» Партии регионов достигло такого предела, что в прессу просочились даже слухи о создании при участии Ахметова новой политсилы, которую должна была возглавить его соратница Раиса Богатырева.

Когда главу регионалов таки удалось «уломать» на согласие вступить в кампанию, риторика партийных спикеров изменилась до неузнаваемости – теперь все они восхищались благородством Януковича, пожертвовавшего своим креслом ради спасения единства страны и недопущения гражданского конфликта.

Итоги той кампании стали для регионалов неутешительными – во власть они так и не попали, а сторонники сближения с Ющенко попали в партийную опалу. Сначала вскоре после выборов политсовет Партии регионов, несмотря на яростное сопротивление влиятельнейшей Донецкой парторганизации во главе с Борисом Колесниковым, показательно исключил из рядов регионалов Раису Богатыреву, ставшую партийным эмиссаром во власти, согласившись на кресло секретаря Совбеза. Источники «Главкома» утверждают, что именно неудовлетворительные по факту результаты кампании-2007 стали не последней причиной того, что формальная должность главы избирательного штаба кандидата в Президенты (которая, по сути, стала пропуском в премьерское кресло) Янукович отдал не Колесникову, а Николаю Азарову…

Еще одним «моментом истины» для Партии регионов стали попытки создать в Верховной Раде нынешнего созыва «широчайшую коалицию» с Блоком Юлии Тимошенко. Когда в одночасье все «региональные» «говорящие головы» вдруг начали рассуждать о благости объединения двух ведущих политических сил страны и изменения ними Конституции ради сохранения в государстве стабильности, а также борьбы с экономическим кризисом, никто и не догадывался о накале схватки между сторонниками и противниками ПРиБЮТ внутри «бело-голубой» партии.

В конечном итоге, коалиционное соглашение, парафированное обоими лидерами, и готовый к регистрации согласованный проект правок в Основной Закон так и не увидели свет. Именно осенью 2008 года, говорят ныне регионалы, впервые всерьез заявила о себе как о самостоятельном субъекте внутрипартийной жизни группа влияния, ориентирующаяся на Дмитрия Фирташа. Именно эта группа, по сути, выиграла тот конфликт, убедив Януковича, вопреки позиции той же «группы Ахметова» и Виктора Медведчука, являвшегося коммуникатором между переговорщиками, отказаться от альянса с БЮТ и выдвигаться на всенародные президентские выборы. И сейчас пожинает плоды этого решения лидера регионалов, получив после президентских выборов, пожалуй, самое широкое представительство в органах государственной власти из всех представленных в Партии регионалов групп.

Что может стать поводом для следующего мировоззренческого конфликта внутри региональных рядов? Потенциально им могло бы стать намерение президентских юристов совершить «откат политреформы». В частности, то, что заявления Александра Лавриновича и Александра Ефремова о желательности пересмотра изменений в Конституцию в интервью «Главкому» дезавуировал Ярослав Сухой, могло бы свидетельствовать о том, что в рядах регионалов, по крайней мере, существуют различные точки зрения на решение этого принципиального для развития политической ситуации в стране вопроса. Однако вчерашняя новость о том, что под конституционным представлением об отмене закона №2222 подписались 252 депутата, засвидетельствовала, что ревизию политреформы поддерживает подавляющее большинство регионалов.

Впрочем, даже признание неконституционности изменений в Конституцию-2004 открывает перед партией новые потенциальные конфликтные лакуны. Если из решения КС будет вытекать необходимость его утверждения парламентом (об этом заявлял Литвин), то согласятся ли безоговорочно все регионалы урезать полномочия парламента, то есть, свои собственные? Если, опять же, цитируя спикера, отмена политреформы повлечет за собой перенос парламентских выборов на весну 2011 года, то в стане ПР наверняка возникнут несколько новых эпицентров конфликта – как и перед каждой кампанией, борьба за формирование избирательных списков обещает изрядно «потрепать» партийные ряды.

Все на новенького!

Следующий тип конфликтов можно легко объяснить с точки зрения теории корпоративного менеджмента. Вот представим себе, что Зевс приводит на Олимп, в уже устоявшуюся «тусовку» богов, нового члена и велит своим подданным возлюбить его как самого себя. И вроде бы все с этим новым богом в порядке – и происхождение благородное, и признаки бессмертия налицо, но общего языка с олимпийцами найти он не может, и они так и норовят выпихнуть его с вершины…

Классический пример того, как чужеродное тело, не выдержав «лихої долі», покидает ряды Партии регионов, является Тарас Чорновил. Открытых конфликтов за время пребывания в партии у него не было (разве что с Сергеем Левочкиным он не поладил – однако об этом кадре мы поговорим позже). Благодаря тому, что в непростой для Лидера момент – в третьем туре президентских выборов-2004 – Тарас Вячеславович согласился возглавить его избирательный штаб, он обладал почетным местом в партийной иерархии (и третье место избирательного списка на выборах-2007 – лучшее тому подтверждение), он признает сам: «своим» в региональной среде ему стать так и не удалось.

Зато благодаря интервью Тараса Чорновила, данных им уже после выхода из партийных рядов, мы имеем более четкое представление о «региональной» кухне. В частности, о том, что такой же «чужой среди своих» в нынешней ПР является не кто иной, как Анна Герман. Чорновил описывает ее место в партийной иерархии так: «Никаким авторитетом она не пользуется. Большинство людей в Партии регионов очень хорошо понимают, что никакого влияния она не имеет… Политического влияния она иметь не будет никогда – все понимают ее значение и роль – как пресс-секретарши и не больше. Но мелкий бизнес в Партии регионов, конечно, ее безумно боится, потому что у них доступа к телу нет, а у нее есть. Наябедничать, донести она может. Но она может манипулировать только низовым аппаратом. На остальных у нее влияния нет. Это демонстративное заглядывание в рот, я думаю, когда-нибудь надоест Януковичу».

Следует сказать, что и поныне, не будучи членом Партии регионов и не имея формального отношения к медиа-сопровождению деятельности Виктора Януковича, Чорновил не перестает «доставать» Анну Герман. Последний подобный случай – негативная oцeнка Чорновилом комментария Герман по поводу задержания украинскими пограничниками немецкого эксперта Нико Ланге: «До ее заявления эта ситуация рассматривалась, как ошибка, после – как государственная политика. Лучше было молчать».

Мнение о том, что у Анны Николаевны вообще мало доброжелателей в партийных рядах, и ее пребывание на властном Олимпе целиком и полностью зависит от воли лично Виктора Януковича, подтвердить комментариями кого-либо из регионалов довольно тяжело: в этой партии формально своих без указания свыше, как правило, «не мочат». Кажется, единственный из более-менее видных партийцев, кто до поры до времени позволял себе говорить о Герман не в комплиментарной форме, – это секретарь Донецкого горсовета Николай Левченко, за спиной которого грозно маячит тень Бориса Колесникова. Как-то по итогам заочной перепалки с Герман по поводу роли и места украинского языка в современной Украине Левченко заявил: «Анна Герман запуталась и ошиблась, в какой она партии состоит и кого она представляет».

Еще один кадр, который нынче может ощутить все прелести пребывания в недружественной атмосфере, – это вице-премьер правительства Азарова Сергей Тигипко. Да, он не имеет формального отношения к Партии регионов, возглавляя собственную политсилу. Однако, учитывая появляющиеся с разной степени регулярности слухи о том, что именно Сергея Леонидовича группа товарищей готовит на преемника на посту главы «регионалов», относиться к нему в этом контексте нужно очень и очень серьезно.

По правде говоря, едва ли не единственный, кто не скрывает своего достаточно презрительного отношения к Тигипко, – это его коллега по правительству, еще один вице-премьер-«реформатор» Борис Колесников. Еще в конце прошлого года, оценивая вероятность ведения переговоров своей политической командой с Сергеем Тигипко, он вспомнил, как в 2004 году он, будучи главой избирательного штаба Януковича, попросту сбежал из страны. «Мужчина хотя бы мужчиной должен быть», – сказал тогда Колесников. И добавил: «Тигипко должен заставить с собой считаться. Он должен убедить, что он экономически эффективен. Из опыта 2004 года не убедил он нас».

Источники «Главкома» свидетельствуют: на закрытых заседаниях правительства предложения Тигипко нередко предаются обструкции со стороны Бориса Колесникова и Николая Азарова – и это при том, что отношения между двумя последними партийцами радужными тоже назвать нельзя. Говорят, что на Кабмине доходит даже до того, что коллеги открыто выражают сомнения в компетентности Тигипко как экономиста.

Эту же линию поведения на днях продолжил – но уже открыто – глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский, обвинив Тигипко в «воровстве» разработанного в недрах своего ведоства законопроекта о сокращении видов деятельности, подлежащих лицензированию. Учитывая, что нынешнее появление Бродского во власти, по слухам, пролоббировал все тот же Борис Колесников, определенные выводы сделать можно…

Предвестником еще одного подобного конфликта, на данный момент прямого отношения к сугубо партийным делам, не имеющего, можно считать резкую реакцию одного из «региональных» штабных юристов Валерия Бондыка на назначение в Администрацию Президента недавнего идеологического соперника регионалов Андрея Портнова. «Отдельные партийцы спрашивают у меня: как можно было назначать человека, не имеющего отношения к политическим достижениям партии, к победе на выборах и так далее?» – заявлял тогда Бондык, относящийся в силу своего ЦВК-овского прошлого и нынешнего пребывания в составе комитета по вопросам правосудия к условной «группе Кивалова». Ирония судьбы состоит в том, что как раз Сергей Кивалов фактически является соавтором концепции судебной реформы, которую по своим должностным обязанностям продвигает с Банковой Портнов…

С одной стороны, понять Бондыка можно: воспринять назначение на высокую должность человека, который столь долго был с тобой по разные стороны баррикад, которому, в конце концов, ты осенью 2008 года проиграл схватку за назначение досрочных парламентских выборов, нелегко. С другой стороны, его громкое заявление свидетельствует о том, что старые, идейные «региональные» кадры зачастую бывают не готовы к тому, что во власть (а в перспективе – и в партию, почему бы и нет?) могут влиться кадры, представляющие новое поколение политиков. Они менее озабочены идеологически, зато активно продвигают, используя рычаги влияния, предоставляемые партиями, свои инициативы вне зависимости от того, к какому политическому лагерю они в данный момент принадлежат. И это обстоятельство регионалам стоит учесть в преддверии местных выборов, на которых, по данных «Главкома», партия займется активной вербовкой в свои ряды представителей пока что аполитичных и околополитических элит в тех регионах, где качество этих самых рядов оставляет желать лучшего.

Отдельно о Левочкине…

Отдельного рассмотрения, без сомнения, заслуживают многочисленные распри, ассоциируемые в сфере партии с ее могущественной внутренней группой – «группой Фирташа» – и ее ярким олицетворением, нынешним главой Администрации Президента Сергеем Левочкиным. Именно он стал самым влиятельным неофитом, приведенным в ряды партии Януковичем, сумевшим сколотить внутри ПР собственную группу влияния и замахнуться на кажущуюся еще столь недавно нереальной цель – конкурировать за влияние на принятие решений с самими творцами партии: «старыми» и «новыми» донецкими.

«Левочкина никто не любит», – этой фразой, оброненной одним из влиятельных регионалов в кулуарах парламента, можно исчерпывающе пояснить диспозиции Сергея Владимировича в партийной среде. Число недовольных громадным влиянием Левочкина на Януковича депутатов (причем, по словам того же Чорновила, имеющее совершенно непонятное происхождение) достигает десятков человек.

Это недовольство время от времени выливается наружу в виде недвусмысленных намеков в интервью отнюдь не последних регионалов. Многим памятны нелицеприятные высказывания в адрес Левочкина со стороны Бориса Колесникова («Чиновник, причем мелкий, который ездит на бронированном «Мерседесе», ценою в полмиллиона долларов, имеет десяток охранников, а перед обществом не сможет задекларировать даже законную покупку автомобиля «Жигули». Кому-кому говорить о коррупции, только не Сергею Левочкину). Нестора Шуфрича (напомним, что еще задолго до интервью «Сегодня» и «Украинской правде», данных после своей отставки, Нестор Иванович называл Левочкина «мусором в большом, крепком и светлом доме, называемом Партией регионов»). Того же Тараса Чорновила («Собственно говоря, что такое Левочкин? Это «гэ» на палочке. Ноль без палочки, когда нет палочки. Но такой палочкой является Фирташ. Поэтому Левочкин не является нулем. А когда Янукович оказался не лидером, а марионеткой, позором для партии - Фирташ дергает, а Левочкин подает ему те шнурочки - то все начинают думать, кто же управляет партией»).

А сколько претензий в его адрес осталось невысказанными? Именно Левочкина за глаза обвиняют в вытеснении из Киевской городской и областной парторганизаций Василия Горбаля и Василия Грицака. Поговаривают, что и проблемы у горбалевского «Укргазбанка» появились не без участия «группы Фирташа». Свой зуб на Левочкина имеют братья Клюевы (как-то в одном из интервью Сергей Владимирович выразился о них так: «предателями их назвать язык не поворачивается. Вот слово "барыги" подходит»).

В политикуме множатся слухи о вялотекущем конфликте Левочкина с куратором медиа-направления в Администрации Президента Анной Герман: глава АП вроде как всячески ограничивает влияние своей подчиненной на главу государства и препятствует реализации ее инициатив. Хотя последняя эту информацию опровергает, многие посчитали ее оценку нынешнего шефа, озвученную во время инаугурации Виктора Януковича (мол, люблю я «этого элегантного молодого человека» – но работать буду напрямую с Президентом), слегка снисходительной…

В начале прошлого года в интернете активно обсуждались слухи о том, что Левочкина и Бойко – ключевых членов «группы Фирташа» в ПР исключат из партийных рядов. В феврале 2009-го на заседании фракции регионалов вроде даже состоялось трехчасовое обсуждение деструктивной роли Сергея Владимировича в партийной жизни. Но тогда для Левочкина все обошлось.

Оценить нынешние позиции Сергея Левочкина в столь закрытой структуре, как Партия регионов довольно сложно. Однако обращает на себя заявление Нестора Шуфрича, убежденного, что «вопросы возникающие у нас из-за Левочкина, будут в ближайшее время урегулированы». Если Нестор Иванович прав, то Партию регионов ожидают действительно серьезные пертурбации: группа Фирташа уже давно превратилась в системообразующий для ПР фактор, и попытки, даже нерезультативные, уменьшить ее влияние на партийную жизнь могут привести к самым неожиданным последствиям как для самой партии, так и для украинского политикума в целом.