Дурак всегда знает ответы — мудрец всегда знает вопросы.
BRUTTO, «Чайка»
Хозяин Кремля «определился» со своим участием в выборах главы РФ, которые состоятся 18 марта 2018 г. Он заявил об этом 6 декабря во время выступления на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде.
Вопрос о новой президентской каденции задал работник завода, попросив Путина сделать рабочим подарок и заверив, что все они его поддерживают. Драматургия действа за версту разила отчаянным совком, но главная идея прослеживалась довольно четко: вместо выдвижения на фоне съезда «Единой России» руководитель РФ избрал более приближенный к электорату образ, как и подобает «президенту всех россиян».
Сценарий вполне понятный, его успех, если будут сохранены нынешние тепличные условия (а они будут сохранены), неопровержим, как и реализация плана первого заместителя руководителя президентской администрации Кириенко, известного под названием «70/70» (т.е. гарантирование победы основного кандидата при явке 70% и с результатом 70% голосов). Опросы Левада-Центра дают очень близкие к этому плану 67% и 64%, соответственно. Воспринимая победу как свершившийся факт, намного интереснее поговорить о будущей работе четырехкратного президента РФ Владимира Путина. Тем более что контуры новой каденции были довольно четко очерчены на традиционной пресс-конференции, состоявшейся 14 декабря.
По традиции
Такие выступления Путина никогда не отличались конкретикой. Все же в этот раз мастер избежания неудобных вопросов превзошел себя, потому что выступал не только как президент, но и как кандидат в президенты. Это и превратило выступление в своеобразную «оду к радости». Упоминания о выигранной войне в Сирии, 75-процентный рост ВВП, 94-процентное выполнение «майских указов» и другие достижения народного хозяйства пересыпались планами на будущее: инфраструктурные и образовательные проекты, здравоохранение, повышение производительности труда и доходов населения, борьба с коррупцией. Словом, во всех сферах Путин видит неопровержимые достижения, которые следует приумножать, и он знает, как именно.
Навальный назван вторым Саакашвили, который будет бегать с площади на площадь и раскачивать ситуацию в стране, а население этого не хочет, поэтому власть совершенно не боится оппозиции и уверена в своей победе. Поскольку ситуация в России стабильная, то власть и в дальнейшем не допустит «второго издания сегодняшней Украины для России». Зал аплодирует.
Это была 13-я пресс-конференция нынешнего президента Российской Федерации, на которой он привычно чувствовал себя в
своей тарелке. Президент избегал конкретики, притворно демонстрируя, что не должен вмешиваться в дела не своего уровня и решать задачи, входящие в компетенцию руководителя субъекта Федерации. Техническим, но далеко не логичным следствием всех этих процессов становится все большая убежденность россиян в необходимости «сильной руки», которая наведет порядок, и молчаливое согласие на то, чтобы такой единоличный правитель владел довольно широкими полномочиями.
Хороший царь при плохих боярах
Назарбаев иллюстрирует пример успешного управления государством в 77 лет, Путину же в 2024-м будет только 72; он — неоспоримый кандидат от власти, но каждые новые выборы неизбежно порождают разговоры о теоретическом преемнике.
Согласно рейтингу, к такой категории условно относят Шойгу (30%) и Лаврова (27%). Часто упоминавшаяся кандидатура Медведева сомнительная — хотя бы потому, что он входит в символическую пятерку общественных и политических деятелей, которым общество доверяет меньше всего. Премьер прекрасно выполняет функцию молниеотвода: спит на официальных мероприятиях, выкидывает фортели перед пенсионерами или предпринимателями, собирая на себя немалую часть народного недовольства действиями власти. Поэтому позиции нынешнего главы правительства — довольно стабильные до момента возникновения особой потребности в ритуальном жертвоприношении.
Маховик увольнений руководителей субъектов федерации, получивший небывалый масштаб в 2017 г. (14 губернаторов лишились своих должностей, но до конца года их может стать больше), будет работать и после выборов. Обновление губернаторского корпуса будет продолжаться до тех пор, пока не будет создана надежная прослойка региональных бюрократов, которые будут выполнять главную задачу — удержание под контролем социальной напряженности. Разумеется, они будут оставаться виноватыми во всех бедах на местном и региональном уровнях, но особенно талантливым откроются продвижения по карьерной лестнице, доступ в большую политику и другие материальные или нематериальные бонусы.
Параллельно будет проводиться политика обескровления регионов и ограничение их автономии или остатков суверенитета с дальнейшей централизацией страны: союзный договор с Татарстаном так и не был пролонгирован, главой Дагестана назначен абсолютно чужой в республике 67-летний Васильев, региональные активы сосредоточиваются в руках близкого окружения Путина, региональная номенклатура подчищается путем замены ставленниками Москвы в рамках курса на национализацию элит.
Кошка. Вид сзади
Конституционной монархией Россия не станет, демократией быть не может, единственный остающийся курс — усиление нынешнего автократического режима с опцией очередной пролонгации собственного правления.
В середине ноября депутат Госдумы и кинорежиссер Владимир Бортко внес на рассмотрение депутатов законопроект «О конституционном собрании», тем самым сделав возможным старт конституционного процесса. За прописыванием «государственных ценностей», превалированием национального законодательства над международным и т.п. кроется попытка обновления положений о полномочиях президента. По новой Конституции, В.Путин сможет спокойно оставаться у власти и после 2024 г.
Продолжить новшества можно закручиванием гаек. Давно утвердив «закон Яровой», введя перечень иностранных агентов с расширением за счет зарубежных СМИ, Госдума планирует рассмотреть законопроекты о патриотическом воспитании россиян, внешнем вмешательстве, нежелательной деятельности и нежелательном сотрудничестве. Дальше зачищается информационное пространство, преследуются представители оппозиции, сужается свобода вероисповеданий, ведутся разговоры о «царе-фаерволе», который будет цензуровать российский сегмент Интернета и изолирует его от глобального пространства.
Все это сопровождается отказом России от международных обязательств: прекращением уплаты членских взносов и угрозами выхода из Совета Европы, возможным отказом от сотрудничества с Европейским судом по правам человека, угрозами денонсации договоров, ухудшением отношений с другими странами Европы с закрытием их представительств, расширением практики лишения гражданства и т.п. На этом фоне довольно сомнительным кажется «окно возможностей» для повышения сговорчивости Путина после выборов, на которую так надеются в Европе и США.
Путин всегда был последовательным политиком. Он может менять отдельные нормы и целые нормативные акты, тасовать людей на должностях, отрицать собственные слова и манипулировать деталями. Однако магистральные векторы не подвергаются пересмотру: российская нация, «русский мир», восстановление имперского величия. Вероятно, более последовательным в этом плане был только Сталин, чей образ активно «рекультивируется» в современной России. Так или иначе, нет никаких оснований ждать изменения курса России относительно Украины: неоднократно до аннексии Крыма и постоянно после 2014 г. в официальных речах российского правителя звучат тезисы об одном народе, условности украинской независимости, объединении усилий двух крупнейших православных государств и другие манипуляции на почве искажения истории.
Сохранение пояса нестабильности, в котором российское влияние сдерживает НАТО от расширения дальше на Восток, будет оставаться главным приоритетом внешней политики режима. Собственно, угроза традиционно формирует очень выгодный фон для усиления власти в России, поэтому война в Донбассе и далее будет тем «полем чудес», с которого Путин время от времени пожинает политические бонусы в виде консолидации общества для защиты Отчизны или фильтрования прослойки несогласных из-за снабжения живой силы в т.н. «ЛНР»/»ДНР». Приоритетное направление сохранят и усилия, направленные на усиление военно-политической составляющей сотрудничества с отдельными странами в рамках ШОС или БРИКС, углубление интеграции и расширение Евразийского союза.
После объявления победы в войне в Сирии Путину нужна новая. Желательно, маленькая, быстрая, яркая, и такая, где бы Россия не выступала «единолично». Как и в истории с Ближним Востоком, может быть избран вариант, накатанный другими, — Путин не против вписаться в войну США против «Талибана», «Аль-Каиды» и Союза исламского джихада в Афганистане. Ведь тамошние террористы угрожают России, другим республикам бывшего СССР, а легитимное правительство нуждается в международной поддержке. Буквально несколькими предложениями очерчена и защитная роль Кремля на страже безопасности «младших братьев», и подтверждено реноме самого «Путина-мочить-террористов».
Краб всея Руси
В феврале 2008 г. В.Путин сказал, что ему не стыдно перед гражданами, которые дважды за него голосовали, избирая на пост президента Российской Федерации, — все эти годы он, «как раб на галерах, работал с полной отдачей сил». В ходе перепечатываний в какой-то момент случилась ошибка, и «раб» стал «крабом», что создало смешной мем и обогатило Путина еще одним прозвищем.
Возвращение к «рабскому» дискурсу очевидно и в 2018 г. В который раз провозглашено проведение экономических реформ и нивелирования зависимости от доходов, полученных от добычи нефти и газа, за счет развития ІТ-сектора, цифровой экономики, интернет-проектов. О своем благоволении к высоким технологиям Путин неоднократно заявлял на последнем Всемирном фестивале молодежи и студентов (14–22 октября 2017 г., г. Сочи) и других молодежных форумах. Главными приоритетами новой президентской каденции также названо улучшение демографии, решение социальных проблем, поддержка материнства и детства, повышение доступности жилья и заработных плат. Типичный программный набор отца нации, который знает, чего хотят люди.
Рейтинг Путина основывается прежде всего на стратегии «достигай и добивайся»: врагов он жалит под боком (война против «бандеровцев-фашистов» и террористов) и далеко за океаном (вмешательство в выборы в США), а об экономических достижениях в разных сферах народного хозяйства ежедневно трубят карманные СМИ. Логично, что такая успешная модель ведения внутренней и внешней политики сохранится в мейнстриме и после марта 2018 г. Разве что с незначительными корректировками на злобу дня.
Россия Путина даже без Путина
18 лет правления страной сформировали Путину репутацию незаменимого, а полученные опыт, знания и навыки преподносятся как народное достояние. Жажда власти и личное обогащение трактуются как незначительная деформация на ниве смиренного служения во благо народа и отчизны; общество готово принять предложенный им курс во внешней и внутренней политике как единственно возможный. Не факт, что эта каденция станет последней, но потенциальный преемник однозначно унаследует народную поддержку Путина. Сентябрьский эксперимент Левада-Центра об «Андрее Семенова» ярко это подтверждает: исследователи придумали несуществующего кандидата, которого якобы поддерживает Путин, и фантом мгновенно набрал 18%.
Период 2018–2024 гг. может быть использован бессменным кремлевским руководителем для продолжения консолидации режима, превращения страны в осажденную крепость, усиление связей с Китаем и странами Африки или/и Латинской Америки, экспериментов над преданностью общества, но магистральное направление останется. Оно довольно простое для понимания: будущее России — это будущее с Путиным. Ну или с тем, на кого укажет Путин. Если условия не изменятся, установка будет работать надежно, но постепенно превратит Россию в страну застывшего вчера.