В ближайшее время финансовое состояние донецкого миллиардера резко улучшится. Этой перспективой он обязан правительству, санкционировавшему расчеты с тепловой генерацией за электроэнергию, произведенную в зоне АТО.

Запретный расчет

Первые проблемы у теплоэнергетиков начались полгода назад, когда государство отказалось перечислять им деньги за электроэнергию, произведенную на неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей. Логика правительства была проста: местные потребители перестали платить по счетам поставщикам тока (облэнерго), из-за чего их основному контрагенту — ГП «Энергорынок» стало нечем рассчитываться с донбасской генерацией.

Финансовая блокада была организована быстро: 18 февраля 2015 года Министерство энергетики и угольной промышленности издало приказ №100, которым был утвержден реестр из предприятий, производящих энергию в зоне АТО. На его основании Нацкомиссия по регулированию электроэнергии (НКРЭКУ) начала выдавать запреты на расчеты с соответствующими компаниями. Однако такая постановка вопроса не устроила их бенефициаров. Главным среди них был Ринат Ахметов, к сфере влияния которого относятся две компании с мощностями в неподконтрольной части востока Украины — «Донбассэнерго» (Старобешевская ТЭС) и «Востокэнерго» (Зуевская ТЭС). Противопоставить что либо государственной машине донецкий бизнесмен не мог. Во-первых, потому что к тому времени он уже утратил административный ресурс. Во-вторых, почву из-под его ног выбивала грамотная стратегия противников. Речь о том, что НКРЭКУ блокировала финансовые расчеты с тепловиками точечно. К примеру, запрет на перевод денег в марте 2015 года регулятор установил постановлением №870, а апрельские трансферы были заблокированы постановлением №1173.

Таким образом, нацкомиссия не давала шансов юристам тепловиков ввязываться в бесконечные споры о законности принятых решений. Но энергетикам все же удалось найти выход из сложившейся ситуации. Это стало понятно после череды сентябрьских и октябрьских судебных решений, которыми служители Фемиды обязывали «Энергорынок» выплачивать деньги генерации. Так, по данным «k:», одно только «Донбассэнерго» добилось нескольких решений Хозяйственного суда Киева, в соответствии с которыми государство обязано перечислить ему порядка 350 млн. грн. за ток, произведенный старобешевской станцией.

Широкие жесты

В обращении к служителям Фемиды юристы «Донбассэнерго» сосредоточивали внимание на том, что мораторий на оплату электроэнергии нарушает условия ДЧОРЕ (Договора между членами оптового рынка электроэнергии), в рамках которого и функционирует вся отрасль. Но решающее значение для суда имело другое обстоятельство.

Речь идет о постановлении Кабмина №263, которым Министерству энергетики и НКРЭКУ было поручено разработать механизм накопления запасов угля для прохождения осенне-зимнего периода. В нем среди прочего правительство прямым текстом указывает на то, что закупка черного золота должна осуществляться «с использованием средств, начисленных, но не выплаченных «Энергорынком» производителям энергии, расположенным на не контролированной территории». «Предусмотренное постановлением №263 положение, по сути, является указанием на перечисление спорной сумы», — говорится в мотивировочной части судебных решений.

Таким образом, руками Кабмина был открыт канал для перекачивания денег от государства к энергокомпаниям. Объемы этих поступлений доподлинно неизвестны, но порядок цифр понять можно, отталкиваясь от обратного: каждый месяц сумма долга за электроэнергию в зоне АТО росла на 700–800 млн. грн. Соответственно, примерно такие же деньги от «Энергорынка» недополучали тепловики.

Критики власти считают, что столь широкий жест Арсения Яценюка является наглядным подтверждением налаженных отношений с Ринатом Ахметовым. Но даже если это и не так, рассчитывать на то, что все эти средства пойдут на закупку угля, наивно. Хотя бы потому, что ТЭС и так было за что наращивать свои резервы — одним из основных источников являлись кредиты госбанков, выданные по щадящим условиям. Благодаря этим вливаниям запасы угля на складах тепловых электростанций сейчас составляют уже 2,1 млн. т, превышая прошлогодние показатели.