«Димка Боровик, которого мы похоронили, светлейший был человек. Сказать, что «золотой», — мало. Сколько в нем было веры, что мы делаем правое дело. Мы с ним полтора месяца сидели под этим мостом, нося одни трусы и одну майку на каждого. И когда мы пришли в этот гребаный штаб в Дмитровке, а там сидят эти жирные свиньи, и мы видим, что они все одеты в новую британскую форму и куча всего на складе. Я когда там набрал маек и трусов на взвод, мне завсклада говорит: «Положи обратно, потому что я это покупал за свои деньги». И как на это реагировать? Они там сидят в комфортных условиях, употребляют спиртные напитки, распродают награбленное и получают «участников АТО». А два писаря получили награды — за какие заслуги, я понять не могу…»
Это отрывок из рассказа Артура Автюховича, бойца 12-го (киевского) батальона территориальной обороны. Через волонтеров парень вышел на журналистов, не в силах дальше мириться с положением дел на командирском мостике батальона. Последней каплей стала потеря близкого товарища, которого отправили на выполнение задания без каски. В то время как склад был забит не только ими, но и бронежилетами. А старшие офицеры убегали с поля боя, прихватив нескольких бойцов для личной охраны, мол, «я тоже жить хочу»...
Эта история не исключение. Несмотря на войну, изменившую многих из нас, армия осталась прежней. Подтверждение тому — бойцы, попавшие в окружение под Иловайском. Многочисленные обращения командиров батальонов «Донбасс», «Днепр», «Свитязь», «Херсон» и «Миротворец», попавших в котел, к руководителям АТО о помощи, о создании коридора для тяжелораненых, не дали результата. Когда слушаешь бравые речи генералов, спикера СНБО, перед этим прочитав пост в FB Ирины, сестры Владимира Парасюка (сотник Майдана и командир четвертой роты батальона «Днепр-1». — Ред.) «Володя живой и это самое главное. Они держатся и до последнего надеются, что их не бросят. Люди, умоляю вас, нужно действовать!», создается впечатление, что все мы, украинцы, попали в такой котел. Нам приходится воевать на нескольких фронтах. И неизвестно, кто коварнее: внешний агрессор или враг внутренний — армия саботажников, предателей в Минобороны, Генштабе и СБУ.
Ситуация с ребятами, попавшими в окружение под Иловайском, стала той чертой, за которой нет возврата. Они — наш фронт, мы — их тыл. Они — наше главное оружие в этой войне. Это не просто бойцы добровольческих батальонов. Эти люди смогут после войны заложить фундамент новой Украины. К сожалению, герои умирают. Бросить их — значит перестать бороться. Уподобиться врагу — России, стране, где человеческая жизнь — просто разменная монета. В соцсетях разлетелся призыв о пикетировании Генштаба. «Прошу и требую от вас, чтобы мы показали себя цивилизованными, но твердыми украинцами, а не брутальными москалями. Обойдемся без битья стекол, развешивания генералов на люстрах и тому подобных шалостей. Нельзя, чтобы нас представили кучкой маргиналов... Специально пришлю вам в помощь человек десять выздоравливающих для поддержания порядка, в том числе ремнем по заднице провокаторам. Вместе — у нас все получится», — написал накануне пикета на своей странице в FB Семен Семенченко, командир батальона «Донбасс», находящийся после ранения в госпитале.
На Воздухофлотский проспект, 6 (по этому адресу находится здание Минобороны) первыми пришли матери и родственники бойцов, попавших в окружение. К ним шли и шли люди — все, кто не мог остаться в стороне. Подтянулись и провокаторы в балаклавах, первые попытки которых превратить пикет в разъяренную толпу были умело пресечены. С. Семенченко выдвинул требования к Минобороны, которые транслировали перед собравшимися и были переданы в Генштаб: «Я хочу, чтобы была оказана помощь солдатам в Иловайске: у них не безразмерный боекомплект и продовольствие. Все разговоры о том, что это невозможно, — ложь. Второе: нужно принять меры для организации нормального взаимодействия различных родов войск — авиации, танков, артиллерии, пехоты, ВСУ и т. д. Это взаимодействие — ниже всякой критики. Не можете — идите на х...р, ставьте полковников! Это жизни наших бойцов, солдат, а сейчас — это судьба всей Украины. Третье: немедленно выдать тяжелое вооружение в нужном количестве добровольческим батальонам, которые готовы воевать. Время бит закончилось в марте, время автоматов — в июле, сейчас время танков, противотанковых комплексов, ПЗРК... Пусть воюют те, кто готов умирать за родину. Люди старше 30–40 лет, которые готовы сделать этот выбор. Оставьте пацанов, оставьте не готовых людей. Посмотрите, скоро по всей Украине будут проходить бунты солдатских матерей! Украину есть кому защищать. Да, добровольцы — сложные люди, им не просто повесить лапшу на уши и бросить умирать, с ними нужно работать. Для этого нужны новые силы в Генштаб и Минобороны. Мы ведем войну. Если хотим победить, нужно это осознать. Как говорил Сталин, у виновников катастроф на фронте, окружения наших бойцов есть имя, фамилия и отчество. Давно пора разделить должность начальника Генштаба и руководителя АТО. Я рассчитываю, что всенародно признанный президент услышит голос народа в этой ситуации и примет верное решение. Надеюсь, что мои побратимы будут спасены. Надеюсь, что мы выиграем эту войну».
С военным руководством Генштаба удалось встретиться родственникам заблокированных добровольцев. Их заверили, что подмога под Иловайск уже идет, и попросили не звонить на передовую бойцам несколько дней, ведь радиосигнал могут засечь. Кроме того, по словам участников инициативной группы (оперативно созданной из мужчин, имеющих военный опыт), побывавших на переговорах в Генштабе, был разработан план по выводу из Иловайска бойцов сил АТО, попавших в окружение. Инициативная группа подчеркнула, что ответственным за выполнение данного плана является лично начальник Генерального штаба Минобороны Виктор Муженко. В случае провала операции активисты будут добиваться привлечения его к уголовной ответственности.
К сожалению, на следующий день, при попытке самостоятельного выхода из окружения, так и не дождавшись помощи, колонна украинских военных (все батальоны и усиление ВСУ) попала в засаду. С. Семенченко на своей странице в FB написал: «Сейчас заняли круговую оборону и ведут бой. Нужна срочная помощь. ...Я на этой чертовой койке ничего сделать не могу, только обрывать телефоны и молиться, чтобы лучшие сыны Украины выжили в этой кровавой карусели...» Командир добровольческого батальона «Донбасс» отметил, что местонахождение колонны известно в Генштабе и возможности для оказания помощи есть.
Ситуация с бойцами под Иловайском, прямое военное вторжение войск РФ, подогреваемые участившимися вбросами «всепропало» в информационное пространство, сеют панику. У многих наших соотечественников вдруг открылись глаза, и они наконец-то осознали, что в стране — не АТО на отдельно взятой территории, а война. Хотя, как писал кто-то в соцсетях: «А до этого мы с марсианами воевали?» Путин просто вытащил свой последний козырный туз, ведь проекты ДНР и ЛНР выдохлись. На самом деле, цель Путина — не оккупация, а создание хаоса в Украине на много лет. Нельзя забывать, что один из основных составляющих гибридной войны — война информационная. В бой идут уже не только тролли, но профессиональные провокаторы. Это заметно по трем схожим параметрам: все они имеют новые и практически чистые профили, но местом жительства отмечают украинские города. Их полные имена — это примитивные производные, как, например, Иван Сергеев или Сергей Иванов. Они производят синхронный вброс по какой-то теме, вне зависимости от содержания поста, под которым комментируют. Цель — расшатать и дестабилизировать ситуацию, посеять панику. С такими провокаторами лучше не вступать в полемику, ведь таким образом вы помогаете им выполнять поставленную задачу.
Кстати, по информации источника, заслуживающего доверия, только с 22 по 25 августа в FB было зарегистрировано 820 новых профилей. Все профили были зарегистрированы с 10 разных IP-адресов. Все айпишники привязаны к некоему ООО «Агентство интернет-исследований» которое находится в Ольгино (один из районов Санкт-Петербурга). А вот в профиле указывается, что их владельцы якобы жители Киева, Львова и Харькова. Профили пустые — ни фотографий, ни друзей. Администрация FB пока их не блокирует, но внесла в список повышенного внимания и мониторинга. Предполагается, что готовится некий массивный информационный вброс.
Да, у нас есть закономерные вопросы к руководству государства, Минобороны и Генштаба. Нет политической воли у тех, у кого она должна присутствовать по определению. Но регулярно крича, что нас слили, мы играем, скорее, на руку врагу. Да, у нас война. Необходимо это осознать и принять. Нужно понимать, что в состоянии страха, паники наше сознание «выключается», нашим поведением управляют инстинкты, и мы не можем принимать адекватные логически выверенные решения. Напуганными людьми легче управлять. Никогда не сдавайся, и ты увидишь, как сдаются другие.
Как противостоять кремлевской политике насаждения управляемого хаоса? Главный принцип: «Все то, что выгодно Кремлю, — плохо для Украины». Валерий Пекар, общественный деятель, преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы, советует:
«1. Единение страны. Никаких попыток разделить народ по какому-либо принципу. Никаких обобщений поступков отдельных людей на весь их город или регион. Пресекать любые разговоры типа «а давайте их отделим, все равно они не наши». Там много и наших, и не наших. Наших больше. Людьми не разбрасываются.
2. Никакой ненависти или мести по отношению к большим группам наших соотечественников: ненависть порождает ненависть, месть порождает месть. Преступления и ошибки совершают отдельные люди, а не народы и не города. Каждый город населен разными людьми: патриотами, преступниками, волонтерами, сепаратистами, колеблющимися, непонятливыми, инфантильными и так далее.
3. Максимальная поддержка — армии и добровольческим батальонам. Они защищают вас и ваших близких от ползущего хаоса — а значит, мы все должны их морально и материально поддержать. Защитников не выбирают, защитников благодарят. Героев воспевают. Семьям героев помогают, кто чем может.
4. Никакой паники и истерики. Паника и истерика — это именно то, что желает получить Кремль, ибо с этого начинается хаос. Трижды подумайте, прежде чем распространять текст типа «все пропало, нас сливают». В свое время в Автомайдане было простое правило: «Не видел сам — молчи. Считаешь опасным — пойди и проверь сам». Информационная среда вокруг нас полна фейков.
5. Максимальное выдавливание из власти коррупционеров и сепаратистов. Государство не способно самоочиститься, поэтому ему придется помочь. Нам не нужен большой Майдан, но нам понадобятся сотни маленьких майданов по всей Украине. Мы должны быть готовы устраивать невыносимые условия существования каждому вору и сепаратисту, каждому вражескому агенту и шпиону.
5.1. Особо обращаюсь к жителям освобожденных городов: вас защитили от оккупантов, но только вы сами защитите себя от возвращения тех, кто правил вами много лет и устроил вам этот ужас. Они возвращаются, чтобы продолжить. Теперь ваш ход — вы уже видели, чем это чревато. Контролируйте назначения во власть, ведь каждый пролезший сепаратист — это смерти ваших родственников и друзей. Контролируйте действия власти, ведь каждая кража бюджетных денег — это смерти в холодных квартирах зимой.
6. Никаких проявлений сепаратизма в украинских городах. Любой российский флаг должен быть немедленно снят, а повесивший его человек должен немедленно несколько раз сильно поскользнуться на банановой кожуре. Толерантность общества к безобразиям порождает ощущение вседозволенности. За первым российским флагом немедленно появляются другие, а дальше вы знаете. Российские флаги в украинских городах и украинские флаги в российских — это не одно и то же. За российскими флагами в украинские города приходит война.
7. Готовимся к партизанской войне и оккупации — именно для того, чтобы это никогда не произошло. Это произведет впечатление на нас самих (придаст уверенности, уменьшит панику). Это произведет впечатление на нашу армию и добровольческие батальоны: намного легче воевать, зная, что за спиной у тебя партизанский тыл. Это произведет впечатление на врага: опасно вторгаться в партизанский край. Это произведет впечатление на союзников.
Поэтому начинаем сейчас. Проходим военную подготовку, медицинскую подготовку. Создаем сети друзей. Кто что умеет, тот то и делает. Не дожидаясь команд. Как на Майдане. Не засвечиваем лидеров, не засвечиваем базы. Но все должны знать, что они есть, и их много. Не засвечиваемся сами. Подполья не видно, но оно на каждом шагу.
8. Осознаем, что против нашей страны ведется террористическая войне. Взрывы могут быть в любом городе, прежде считавшем себя защищенным. Мы должны стать бдительными. Мы должны научиться выявлять шпионов и диверсантов. Это не паранойя, это война. «Громадянські варти» должны быть возрождены. Создаем курсы антитеррористической безопасности и первой медицинской помощи. Привыкаем к рамкам и осмотру сумок. Стараемся научиться не паниковать и мыслить трезво в чрезвычайных ситуациях.
Мы станем сплоченным, отлично подготовленным и оснащенным народом, который просто опасно трогать. И такой народ никто не тронет, себе дороже. Классический европейский пример — Швейцария. Ну, или Запорожская Сечь».
P.S. Кстати, вы видели паникующих волонтеров? Скорее всего, нет. Вселенская усталость — да. Но не страх. Время для них бесценно, часто — это чья-то жизнь. После решения одних задач с оснащением армии, помощью раненым, переселенцам, возникают другие, которые нужно так же оперативно решать. Чтобы победить — не благодаря, а вопреки.