После обуздания и фактической дискредитации «Правого сектора» об угрозе для власти Петра Порошенко со стороны частных армий олигархов и добровольческих батальонов стали говорить несколько меньше. Однако ближайшее окружение президента, в первую очередь глава СБУ Василий Грицак и генпрокурор Юрий Луценко, продолжают подпитывать страхи Порошенко относительно третьего Майдана и возможного вооруженного переворота. По имеющейся информации, президент довольно серьезно воспринимает угрозу захвата власти силовым путем со стороны политических оппонентов.

В частных беседах иностранные дипломаты отмечают, что Петр Порошенко в разговорах с западными политиками продолжает повторять, что постмайданной архитектуре угрожают оголтелые радикалы и представители добровольческих батальонов, имеющие боевой опыт и доступ к незаконному оружию на черном рынке. Если учесть ухудшение социально-экономической ситуации, кабальные тарифы и прогнозируемый затяжной парламентский кризис, то вполне вероятно, что разговоры о возможном силовом захвате власти имеют основания, а возможная эскалация боевых действий на Донбассе лишь повышает такие риски.

Текущая ситуация на линии соприкосновения, а также подпитка Россией незаконных ДНР/ЛНР техникой и живой силой свидетельствуют о том, что Кремль намерен принудить Киев выполнять Минские соглашения, исходя из собственных интересов. А это возможно только при изменении позиции Запада в результате геополитического консенсуса с Кремлем. Или же в случае нанесения тяжелого поражения ВСУ пророссийскими боевиками с последующим установлением контроля над административными границами Луганской и Донецкой областей. Это в свою очередь может привести к большим волнениям и вызвать негодование в обществе, с непредсказуемыми последствиями. Однако вполне ясно, что в случае начала массовых волнений в Киеве и других городах Украины заставить армию и Нацгвардию развернуть штыки против своих граждан будет практически невозможно.

После турецких событий различные эксперты, комментаторы и политики стали указывать на то, что в Украине уже созданы все условия для изменения власти силовым путем. Если коротко, то сегодня в нашей стране возникла классическая революционная ситуация. Низы уже объективно не в состоянии продолжать жить по-старому, а правящий класс настолько вошел во вкус жизни по-новому, что просто не заинтересован выполнять требования Евромайдана.

Другими словами, надвигающиеся изменения неизбежны, но их форма до сих пор не определена и во многом будет зависеть не только от конъюнктуры, но и лидеров. В случае силового сценария новые предводители, скорее всего, просто захватят власть под прикрытием лозунгов борьбы с коррупцией, олигархатом или же просто под предлогом достижения мира в стране.

До недавнего времени обсуждения вероятности силового захвата власти носили закрытый, аналитический характер и в СМИ практически не проявлялись. Однако в конце июля народный депутат от БПП Сергей Лещенко взорвал информационное пространство страны своим заявлением о том, что глава МВД Арсен Аваков обладает всеми силовыми инструментами, чтобы осуществить государственный переворот. В свою очередь внефракционный депутат Владимир Парасюк заявил, что реальной силой, способной захватить власть в стране, является парамилитарная структура «Азов» во главе с народным депутатом Андреем Билецким.

Политический альянс Аваков-Билецкий

В экспертном сообществе активно циркулирует информация, что уличную поддержку потенциальному бунту могут обеспечить в «Азове», а силовую и легальную – структуры МВД Арсена Авакова. По отдельности эти группы влияния не могут повоздействовать на развитие ситуации в стране, но вот в синергии – вполне.

То, что Арсен Аваков наглухо замкнул на себе все управление в МВД, очень раздражает ближайшее окружение президента и самого Петра Алексеевича. Банковая никак не может повлиять на кадровые решения и политику самого влиятельного силового ведомства. Тем более что последние инициативы Авакова, направленные на сокращение количества генералитета, в президентской канцелярии сочли попыткой цементирования влияния Авакова в МВД. На Банковой поползли слухи, что он хочет создать лояльную генеральскую вертикаль для «дальнейших политических маневров», под которыми подразумевают также силовой сценарий захвата власти. Согласно плану, который министр представил у себя в Facebook, по всем военизированным и правоохранительным формированиям, входящим в сферу управления МВД, предлагается провести сокращение около сотни генеральских должностей - со 194 до 95.

Вместе с тем Аваков и Билецкий отрицают и считают надуманными обвинения в том, что они рассматривают военный переворот как способ получения власти. Андрей Билецкий заявил, что «Азов» будет бороться за власть исключительно с помощью инструментов выборов, а не силы. Однако крайне самостоятельные действия Арсена Авакова на посту министра и вызывающие поведение «Азова» с его маршами и радикальными заявлениями будоражат президента и дают все основания для других силовых структур, в частности СБУ – действовать жестко и на опережение. Как пример можно привести операцию СБУ с последующим расстрелом «азовцев», которые принимали участие в нападении на инкассаторский автомобиль под Запорожьем.

Поэтому не исключено, что тема возможного военного переворота будет использована президентом в целях политической конкуренции как предлог не только для начала «зачистки» «Азова», но и для усмирения политических амбиций самого Авакова. Кстати, стоит напомнить, что Петр Алексеевич на встрече с военными в городе Броды на прошлой неделе впервые заговорил о возможности военного положения. До этого о военном положении постоянно говорили только Александр Турчинов и другие представители так называемой «партии войны».

Надежда Савченко – «чужая среди своих»

Надежда Савченко в случае неуправляемых уличных протестов может существенно повлиять на баланс сил. В отличии от Авакова-Билецкого, которые действуют рационально и прагматично, Савченко является игроком импульсивным, нерациональным и взрывным. Как сформулировал проблему один из наших собеседников в Администрации президента, «все будет завесить от ситуации». Савченко может возглавить любой протест. Условно говоря, сесть на БТР и поехать на Банковую. Тем более она чувствует поддержку общества. Эта поддержка и медиаузнаваемость были созданы во многом благодаря власти, которая теперь пожинает плоды своей непродуманной информационной пропаганды».

Еще со времен Евромайдана Савченко показала себя уличным игроком, который не боится идти в гущу событий. После обмена «пленница Путина» стала себя позиционировать индивидуальным политическим игроком. Тезисы, которые продвигает Савченко в СМИ, являются достаточно спорными и попадают под шквал критики, однако в целом общество воспринимает ее как национального лидера с самым большим уровнем доверия. Пока она не располагает большими ресурсами, однако представляет большой интерес для различных политических инвесторов, которые попытаются разыграть свою карту.

Будет ли это «партия войны» или примирения и прагматики, а может антиолигархическое движение с последующим перезапуском страны и новой Конституцией – покажет время. Но в любом случае карта Савченко будет еще разыграна, и это понимают все сидящие на Печерских холмах.

Реванш политических эмигрантов

Многие с опаской смотрят на восток, где все еще демонстрируют свои амбиции бежавшие с Януковичем «семейные» чиновники. Как не вспомнить недавнее интервью экс-министра внутренних дел времен Януковича Виталия Захарченко, в котором беглый силовик заявил, что наведение конституционного порядка в Украине возможно только с помощью силового сценария. По ходу интервью становится ясно, что Захарченко говорит о невозможности изменить власть в Украине путем прямых демократических выборов.

Если принять во внимание тот факт, что чиновники времен Януковича до сих пор имеют огромное влияние на политическое пространство страны с помощью финансов, банков, СМИ и залегших на дно кадров в структурах власти, данный сценарий также нельзя исключать. Тем более что определенную активность в Украине проявляют структуры, приближенные к Арбузову, Клименко, Азарову и другим видным функционерам времен Януковича.

В любом случае, если кто-то попытается организовать в Украине антиолигархический переворот во имя реформ, то для этого нужно иметь как минимум четыре составляющие: харизматического лидера, силовые ресурсы, поддержку улицы и внешних игроков. Никто из выше перечисленных политиков таким похвастаться не может, поэтому они понимают, что попытка силового переворота при нынешних раскладах сил и текущей ситуации в стране равна самоубийству. Если, конечно, в игру не вмешается Его Величество Случай, и не произойдёт что-то такое, что взбудоражит общество, как это случилось, например, после разгона студентов во время Майдана в 2013 году.