Война развязана. Вторжение на территорию Донбасса состоялось и идёт уже долгое время.
Одни не могут иначе, другие – остановиться. Одним удобно делать на войне политику, другим – строить экономику.
Одни это начали, другие – дали начать.
Ценность жизни, ценность законов и прав человека, ценность мира, открытого общества и всеобщего блага – всё приносится в жертву.
Война – это массовые преступления, нарушения прав человека, убийства, пытки и похищения, ограничения и запреты.
И на всё это тратятся огромные деньги, отбираемые у мирных людей, у детей, у больниц, школ, дорог, благоустройства, инфраструктуры.
И мы погружаемся в эту войну все. Требуем расстрелов, смертных казней, убийств, допросов с пристрастиями. Многие из нас искренне думают, что таким путем война закончится быстрее. На самом деле так она не закончится никогда. Это аксиома.
Но эта война – еще и новая. Другая. В ней не с кем вести переговоры. С Путиным их вести бессмысленно в силу отсутствия его способности нести прямую ответственность за свои поступки. А с его полевыми командирами террористических отрядов переговоры бесполезны, поскольку они не способны представлять целостную политическую волю своей стороны. Нет у них никакой субъектности, даже если ее завтра признает хоть кто-нибудь. Злые умыслы переполняют номинальных лидеров, они не способны самоопределиться в реальной оценке собственного значения. Каждому из них нужна некая эфемерная полная победа над выдуманным врагом. Свой феодальный «русский мир» с неписанными законами и негласной зависимостью от Кремля.
Итак, мир с каждым днем безвозвратно дает себя втягивать в водоворот войны.
Нам, Украинской стороне, нужно побеждать каждый день не только на фронте, но и в тылу – в логистике, обеспечении, кадрах, подготовке, вооружении, реформах. Но и этого особо не происходит.
Украина с каждым днем превращается всё больше в боевой полигон, где имеют смысл исключительно интересы войны, а интересы мира приносятся в сознательную жертву.
Политическое руководство почти не занимается реальными реформами, конкурирует между собой за проценты личного влияния на электорат и тратит множество средств впустую.
Последствия известны. Бракованные бронежилеты, разворованная на заводах бронетанковая техника, заказы на российские КАМАЗы, американские сухпайки с непонятной судьбой, Министерство обороны, наполненное вражескими агентами и предателями, и диверсионные группы сепаратистов, которыми насыщены вполне мирные еще регионы.
Гражданское общество пока не способно давить на правительство каждый день. Нет организаций, ежедневно занимающихся масштабными и содержательными акциями общественного влияния, которые могли бы координироваться между собой. Низовая самоорганизация способствовала созданию целого ряда добровольческих батальонов, но не привела к реальному общественному контролю за государственными процессами.
Гражданское общество оказалось неспособным требовать конкретных изменений у всех элементов политической власти в каждом конкретном случае. Отдельные гражданские кампании с элементами успешного начала, оказались разрозненными. «Реанімаційний пакет реформ», «Нова країна», «Новий громадянин», «Чесно», «hromadske.tv» – все эти и многие другие общественные инициативы не объединяются полноценно между собой вокруг понятной системы изменений. Системы, вокруг которой было бы способно объединиться всё общество. С которой могли бы согласиться лидеры добровольческих батальонов, различные средства массовой информации и экспертные профильные общественные организации.
Что делать? Надо каким-то образом начать эту низовую самоорганизацию. Воспроизвести некий понятный порядок действия на локальных уровнях.
Думаю, что для начала стоит собрать заинтересованный актив и набросать хотя бы какой-нибудь понятный план первоочередных действий.
По ощущениям, 30-40 человек для развертывания такого плана самоорганизации для любого среднего города будет достаточно.
Что придется запланировать?
Кто-то конкретный должен будет сделать массу важных действий. С масштабными задачами способен справиться только организованный коллектив. У которого будет обеспечены логистика, деловодство, информационная политика, закупки, распределена ответственность и запланированы краткосрочные результаты.
Если такие объединения появятся во многих городах – они смогут стать реальной основой для дальнейших изменений.
Какие приоритеты у этих объединений? Те, о которых ранее уже все было неоднократно сказано:
- помощь армии и добровольческим батальонам;
- общественный контроль расходования бюджетных средств;
- акции общественного лоббирования необходимых реформ;
- информирование граждан о возможностях личного участия в самоорганизации, коллективной безопасности и общественного контроля.
Дойти нужно постараться к каждому. Во все дома, кварталы, микрорайоны и переулки.
Не стоит думать, что кто-то это сделает за нас