Законопроект народных депутатов о том, что каждое заседание Верховной Рады следует начинать с молитвы «Отче наш», произвел ошеломляющее впечатление даже на видавших виды завсегдатаев социальных сетей.
Жестокая фрустрация. С одной стороны, вышучивать название молитвы даже в наше либеральное время — это как-то не очень. А до высоких журналистских стандартов «Шарли Хебдо» мы еще не доросли.
С другой, — не осталось в лексиконе уже никаких нехороших терминов, определений и метафор (включая обсценную лексику), которыми бы еще не называли народных избранников. Язык стремительно обогащается неологизмами, но за безумной реальностью все равно не поспевает. И ошеломление длится, как непрекращающийся вдох без выдоха.
Чтобы несколько разбавить киевоцентрический пафос вышеизложенных абзацев и показать масштаб явления, заметим, что сотрудники горсовета и мэр Покровска Донецкой области за бюджетные средства регулярно посещают платные тренинги личностного роста (любви, богатства и влияния) Ицхака Пинтосевича, где исполняют поднимающий настроение танец «Тунак-тунак». Визуально это напоминает разгон туч руками под крики муэдзина — можете погуглить, не пожалеете. Помельче, чем «Отче наш» в Раде, но тоже доставляет радость.
Наши гуманитарные стоны по этому поводу ничтожны. Состояние недоумения по поводу происходящего разделяет очень незначительный процент сорока-сколько-там-миллионного украинского народа. Наблюдатель абстрагируется от сети коммуникаций с того момента, как начинает ее описывать.
Остальная часть граждан в этом состоянии недоумения живет все время, и даже не подозревает об этом. Существует соответствие между внутренними механизмами духовной деятельности отдельного человека и внутренними механизмами коллективной деятельности социальной группы. Группа, обобщенно называемая «электоратом» (ибо предполагается, что они в состоянии делать разумный выбор), пребывает в комфортном состоянии умопомрачения. Потому что ум сегодня не является критически необходимым фактором для достижения успеха.
Справедливости ради нужно сказать, что в современном мире вообще мало людей имеют структурированную картину мира с определенной шкалой ценностей. Под влиянием средств массовой коммуникации происходит процесс мутации традиционной культуры в «мозаичную».
Суть старой культуры — гуманитарной — состояла в установлении основ. То есть набора основных серьезных предметов и тем для размышлений, которые и назывались основополагающими. Это предполагало строгую иерархию и дисциплину ума людей, которая сотни лет страшно раздражала интеллектуальных люмпенов. Благодаря гуманитарной культуре любое восприятие соотносилось с определенной сетью знания, обладающей четко выраженной иерархией. А там, где иерархия — есть и низы. Есть сеть маршрутов мысли со своими узловыми точками, но возникает и растет количество желающих проехаться по этой сети на халяву, а то и вовсе срезав повороты.
Термин «гуманитарный» возник в XVII–XVIII веках. Речь шла об эмоционально открытом образованном человеке, обладающем обширными познаниями почти во всех сферах человеческой деятельности и глубиной мыслительной культуры.
В многовековой жестокой конкуренции веры и знания церковь нашла компромисс, выполнив в определенные периоды истории миссию сохранения культуры, а также предложив в высшей степени умозрительную, но целостную структуру описания мира с ответами на ключевые вопросы бытия. То, что сегодня мы вульгарно называем «духовностью», есть органическая потребность человека в вере, весьма прагматично использованная различными организациями и учреждениями вроде церквей, сект и разных аферистов помельче.
Гуманитарная концепция безнадежно устарела. Она еще продолжает существовать, благодаря различным консервантам культуры, останавливающим время. Если их — критическая масса, они останавливают развитие страны. Прогресс не всегда позитивен, а простой на пути к катаклизму не всегда пагубен. Но факт то, что в Украине существует минимум две массовых культуры — официально-минкультовско-гуманитарная и повседневная, бытовая, «мозаичная».
Современный человек познает окружающий мир по законам случая — в процессе проб и ошибок. Необходимые причинно-следственные связи он постигает в силу случайностей и превратностей личной судьбы. Сначала чистая рандомизация, статистика. Лишь после накопления определенного объема информации в ней начинают обнаруживаться скрытые закономерности, и случайное оказывается существенным.
В итоге знания складываются из разрозненных обрывков, связанных примитивными, случайными отношениями сопряженности — по времени усвоения, по созвучию, ассоциации идей или черт знает по чему еще. Такие обрывки не образуют структуры, но обладают большой силой сцепления, которая, не хуже старых гуманитарных связей, придает сознанию современного человека определенную плотную фактуру, называющуюся в психологии паттерном поведения. Это мозаичное сознание. В нем нет «точек отсчета» — есть их имитации, поскольку этого требует официальная культура. Мало подлинно общих понятий, но зато много понятий, обладающих большим влиянием (идеи, слова, слоганы и т. п.) Эта культура больше не является продуктом образования, то есть некоего рационально организованного процесса познания. Знания там формируются в лучшем случае средствами массовой коммуникации, которые — суть отражение общественных процессов. Поэтому искать в официальной культуре какую-либо логику — совершенно бесперспективное занятие. Но можно найти диагноз.
Диагноз «мозаичная психопатия» ставится при сочетании паранойяльного расстройства с повышенной вспыльчивостью. Это еще не клиническая патология, но где-то рядом.
Ну, посудите сами. Человек считает, что он народный избранник — неприкасаемый и всемогущий — и довольно агрессивно в этом утверждается. В деталях это:
— предельная лживость;
— склонность к манипулированию окружающими;
— неадекватное восприятие мира и вера в «теорию заговора»;
— наличие сверхценных идей;
— ссылки на самого себя и завышенная самооценка;
— отсутствие сочувствия, раскаяния, переживания вины, а также неспособность извлекать пользу из негативного опыта;
— неумение реализовывать цели долгосрочного характера;
— невозможность строить отношения с людьми, отсутствие друзей и соратников;
— пренебрежение социальными нормами.
Такая личность, безусловно, производит впечатление на массы, поскольку обладает достаточной энергией. Но здесь следует напомнить, что энергия обычно выделяется при процессах гниения, горения, распада или полураспада.
Важная часть такого влияния — магическое мышление. Это совокупность верований в возможность силой мыслей влиять на реальный мир. Можно выделить три базовых верования.
1. Вера во всеобщую обусловленность и взаимосвязанность, в Замысел. Это не религиозная, а квазирелигиозная вера, потому что религии и церкви, как уже говорилось, предлагают целостное гуманитарное описание мира. Они настаивают, что хотя бы Библию нужно прочесть, и рекомендуют, как это сделать. Верящие в Замысел в лучшем случае читают Библию, как комикс, но обычно обходятся календарем церковных праздников, фазами Луны и историческими мифами.
2. Вера в объективность собственного субъективного опыта. Если я это чувствую, это — правда, если вижу — украинская правда. Здравый смысл по определению ограничен, и он хорош лишь в случае, когда помнишь о границах его применения.
3. Вера в способность мыслей непосредственно воздействовать на внешний мир. Тут необычайно широкий спектр применения — от любовной магии до «Путин, сдохни!». Человек силою мысли и регламента Верховной Рады может заставить облака пролиться дождем, деревья — плодоносить, врагов — заболеть страшной болезнью.
Кроме этого, можно назвать и производные от магического мышления современного человека. Например, вера в особую значимость символов и событий. Банан — это не просто банан, сигара — тем более. Сдуло венок, упал солдат… — нет ничего случайного, некая сила отмеряет, что должно с нами произойти, и она нам в мессенджер шлет всякий спам. Это понимать надо. Дедушка Фрейд бы прослезился и нервно закурил.
Кстати, истории должны быть красивыми, рассказанными (что очень важно) уверенно и напористо, без сомнений в собственной правоте. Такой рассказчик смотрится намного выгоднее, чем ученый, который сомневается и гарантий не дает. Лучше всего, если этот рассказчик обладает мандатом чудесного спасителя-мага. Если мажоритарный электорат не видит способов решения своих проблем, то он, в силу магического мышления, считает, что следует обратиться к людям, которые обращаются за помощью к силам, находящимся вне пределов украинского обыденного познания. Депутат Верховной Рады, безусловно, общается с высшими силами, способными изменять реальность. Депутаты помельче — и с духами помельче, но все равно шаманы, однако.
За пологом этих установок прячется весьма дикий, хаотичный и непредсказуемый мир. В котором нужно все время работать и учиться. Мир, в котором нет мгновенного всемогущества и всесильных фигур — мир ограничений и самоограничений. Зачем он нужен вообще в таком случае?
Наше национальное самосознание похоже на рыбацкий баркас, который в силу обстоятельств был взят на буксир современным военным фрегатом. Например, двухмачтовик начала ХХ века принайтовали к кораблю класса «Оливер Хазард Перри». Военный корабль до поры до времени щадил ходовые свойства парусника. Но взвились сигнальные флаги, силовая установка фрегата прибавила обороты, и у нашего баркаса начало отваливаться все, что может отвалиться. Некоторые члены команды тут же начинают молиться.
Хотя им самое время спрыгнуть.