Волонтерство стало частью мировоззрения украинцев. Однако законодательно масштабное волонтерское движение «легализировано» только в начале года. Как поддержать организационно и мотивационно волонтерство, чтобы обеспечить волонтерскую традицию для будущих поколений украинцев? Лучшие мировые практики дают ответ на этот вопрос.
После Революции достоинства фокус целей сместился с материальных на нематериальные. В первую очередь это отразилось в беспрецедентном волонтерском движении. Согласно соцопросам, более 80% граждан считают волонтерское движение обязательной составляющей развития гражданского общества, при этом почти четверть украинцев были или являются волонтерами. То есть волонтерство уже стало частью культуры и мировоззрения украинской нации.
Однако эта волна гражданской активности, которая родилась почти спонтанно, нуждается в направлении, лучшей организации и мотивационном поощрении. Прежде всего речь идет о повышении волонтерской мобильности граждан и развертывании опыта разноплановой волонтерской деятельности, в частности среди молодежи.
С марта 2015 г. волонтерство «официально легализировано», поскольку вступил в силу новый Закон «О волонтерской деятельности» (№1408). Это был лишь первый шаг парламента навстречу волонтерам и волонтерскому движению. Впереди — законодательная имплементация лучшего мирового опыта, который поможет нарастить практики миллионов украинских волонтеров.
Усиление мотивации быть волонтером
«Более 100 млн чел. в Европе являются волонтерами, трое из каждых десяти европейцев утверждают, что участвуют в работе на добровольных началах, и почти 80% европейских граждан считают, что волонтерская деятельность является важной частью демократической жизни в Европе. Поэтому инвестиции в волонтерскую деятельность являются инвестициями в социальную сплоченность общества». (Европейская хартия прав и обязанностей волонтеров)
Государство обязано стимулировать людей приобщаться к общественной активности. Например, в Германии действует государственная программа поддержки волонтеров: активисты получают определенные льготы и платят меньше налогов. В США преимущественно именно волонтеры строят социальное жилье, доступное для социально уязвимой молодежи.
В ЕС и США у волонтеров есть ряд преимуществ при трудоустройстве, главным образом благодаря своему опыту бескорыстного труда. В частности, во многих европейских и американских организациях для трудоустройства, поступления или успешного окончания престижного высшего учебного заведения необходимо иметь определенное количество отработанных в качестве волонтера часов (волонтерских кредитов). Указанный в резюме волонтерский опыт всегда положительно выделяет кандидата среди остальных.
Наши соседи, в частности Молдова, уже давно воплотили эту норму на законодательном уровне: там при равном количестве баллов по результатам ВНО преимущество отдается абитуриентам с опытом волонтерской работы.
В Европейском Союзе есть четкое понимание, что волонтерство повышает конкурентоспособность и дает возможность карьерного роста. Такая норма может заработать и в Украине, поскольку содержится в зарегистрированном в парламенте законопроекте «О молодежи» (№3621), согласно которому волонтерство трактуется вторичной занятостью молодежи, а полученные волонтером навыки рассматриваются как важная составляющая профессиональной ориентации и развития молодежи.
На практике это означает, что в соответствующем приказе Госстата об учетных карточках государственных органов и органов местного самоуправления после раздела «высшее образование» должен появиться раздел «неформальное образование», а после раздела «трудовая деятельность» волонтер сможет задекларировать свой опыт и в графе «волонтерская деятельность». Это серьезный мотивационный стимул для волонтеров и активных граждан получить фактические преференции при устройстве на работу в органы государственной власти, а также в среднем и крупном бизнесе, который тоже ведет соответствующий кадровый учет.
Социальная защита волонтеров
В Украине волонтерская деятельность трактуется совершенно бескорыстной, т.е. не предусматривающей никакого возможного финансового вознаграждения. Между тем в Европейском Союзе после многих лет дискуссии на этот вопрос уже давно дан ответ.
Например, волонтеры Европейской волонтерской службы во время долгосрочного волонтерства в другой стране не просто получают почти 30 евро в день на карманные расходы, — они об этих средствах даже не обязаны подавать отчет (подсчитано, что, так или иначе, волонтер тратит эти средства на питание и другие минимальные бытовые нужды).
В Румынии закон относительно безработицы подчеркивает, что минимальное вознаграждение за волонтерство не является непосредственной причиной для потери социальных выплат (например, выплаты на случай безработицы и других выплат лицу, застрахованному в системе социального медицинского страхования и системе социального страхования).
В Польше, согласно закону о налоге на доходы физических лиц, объем всех выплат, полученных волонтерами в связи с их волонтерской работой, освобождается от налога с доходов. Такими выплатами являются, например: затраты на питание; затраты на рабочие поездки; суточные и другие необходимые затраты, которые понес волонтер, предоставляя услуги; затраты на обучение волонтера в области услуг, предоставляемых волонтером; затраты на страхование гражданской ответственности; медицинское страхование; страхование от несчастного случая и т.п.
Поэтому все возмещения затрат волонтера, которые он несет в связи с волонтерской деятельностью, должны освобождаться от уплаты налога с доходов. Волонтеры должны быть освобождены от НДС, поскольку это чаще всего не даст никакого дополнительного дохода в бюджет, а, скорее, создаст административную нагрузку, непосильную для волонтера.
Кроме того, в рекомендациях ООН Volunteerism and Legislation: a Guidance Note четко определено, что национальное законодательство обязано установить, какие виды компенсаций имеют право обосновано получать волонтеры и при этом не рассматриваться как «наемные работники» в области трудового права. Следует прямо предусмотреть, что действие положений о минимальной заработной плате не распространяется на волонтеров. Законодательство в сфере социального обеспечения должно создать условия, которые позволят участникам заниматься волонтерской деятельностью, не теряя при этом своих льгот.
Корпоративное волонтерство
Еще одной важной формой стимулирования волонтерства на Западе является т.н. корпоративное волонтерство. С 70-х прошлого века крупнейшие мировые компании начали стратегически планировать свое участие в решении общественных вопросов. Одним из способов этой активности стало стимулирование привлечения своих работников к волонтерской деятельности — от выделения отдельных дней в рабочем графике для совместного труда в пользу общины до специальных волонтерских отпусков (каждый работник может взять для осуществления волонтерской деятельности определенное количество дней отпуска как за свой счет, так и за счет предприятия).
В Украине тоже растет понимание потенциала корпоративного волонтерства среди бизнеса. В частности, 64% топ-менеджеров украинских компаний рассматривают «социальную ответственность» как ответственность бизнеса перед обществом. Соответствующее поощрение также необходимо закрепить в национальном законодательстве. Никаких льгот компаниям сейчас не нужно — достаточно лишь создать законодательную возможность для трудоустроенных волонтеров легально совмещать свою вторичную (волонтерскую) и основную занятость.
Европейская хартия прав и обязанностей волонтеров четко гласит: «Доступ к волонтерской деятельности и возможность занимать активную гражданскую позицию являются правами, а не привилегиями». А рекомендация агентства ООН по волонтерству, изложенная в Volunteerism and Legislation: a Guidance Note, отмечает: «Трудовое законодательство должно поощрять и способствовать участию наемных работников в волонтерской деятельности».
В ближайшее время соответствующие законопроекты будут внесены в украинский парламент.
Неформальное образование и волонтерская мобильность
Одной из проблем, отмеченных украинскими волонтерами, является недостаточность соответствующих знаний для своей работы и реализации проектов.В Европе давно поняли важность образования для волонтеров и образования, предоставляемого волонтерами.
Например, в Германии существует Академия волонтерства — учебное заведение, где готовят специалистов для работы с волонтерами. То есть существует понимание, что менеджер волонтерских программ — это профессия. Кроме того, в ряде стран демократического мира все желающие могут пройти бесплатные тренинги по волонтерству, а также ряду других сфер и получить важные навыки. Решить этот вопрос в Украине поможет признание государством неформального образования. Соответствующий законопроект (№2121) уже давно согласован всеми комитетами, а также поддержан гражданским обществом. Он поможет «легализировать» работу тысяч людей и ряда общественных организаций, которые бесплатно проводят тренинги, семинары, лекции и т.п. Таким образом, неформальное образование очень тесно связано с волонтерством в вопросе становления гражданского общества.
В этом контексте также давно назрел вопрос ратификации Украиной «Европейской конвенции о поощрении безграничной долгосрочной волонтерской службы для молодых лиц». Кроме ряда стран Европейского Союза, ее ратифицировали даже Азербайджан и Армения еще в 2001 и 2005 гг. Этим документом Совет Европы отметил необходимость развития и продвижения международной долгосрочной волонтерской службы молодежи.Документ устанавливает правовую основу для транснационального волонтерства и готовит почву для предоставления молодым волонтерам Европы соответствующего юридического статуса. Конвенция, фактически, легализирует международное европейское волонтерство для молодежи на общих правилах с типовыми соглашениями и единым режимом приема волонтеров. Депутатский запрос о необходимости ратификации указанной Конвенции уже подан в Кабинет министров Украины.
В свою очередь, Конвенция будет способствовать усилению сотрудничества Украины с European Voluntary Service (EVS), который функционирует в рамках образовательной программы ЕС Erasmus+. Такие программы — это окно возможностей для тысяч молодых украинцев как относительно участия в волонтерских проектах ЕС, так и по части привлечения дополнительных ресурсов.
Волонтеры на самом деле не нуждаются в особой помощи от государства, ибо такую помощь оказывают сами, а порой даже заменяют государственные учреждения там, где они не справляются.
Именно так было в Донбассе, особенно в первые месяцы российской агрессии против Украины, когда государственная система оказалась почти беспомощной перед нашествием врага. Волонтерское движение здесь сработало мгновенно.
Поэтому речь идет о создании законодательных возможностей и мотиваций для людей доброй воли, которые, занимаясь благим делом, формируют настоящую украинскую нацию. «Не спрашивай, что Украина сделала для тебя. Спроси себя, что ты сделал для Украины» — именно по этому принципу действуют волонтеры. Это и означает — быть Гражданином.