Не так давно Президент Украины подписал изменения в Закон «О волонтерской деятельности». Этот закон в свое время вызвал неоднозначную реакцию как среди волонтерских организаций, так и среди лиц, которые считали волонтерскую деятельность формой досуга и не видели необходимости в ее официальной регистрации. В качестве примера они приводили деятельность организации по оказанию помощи онкобольным детям «Жить завтра», которая объединяет единомышленников из всех регионов Украины посредством форумов или социальных сетей.
Противники Закона утверждают, что теперь тем, кто действительно занимается волонтерской деятельностью, установили дополнительные препятствия. Сторонники же полагают, что теперь будет намного легче защищаться от мошенников, которые под видом волонтерской деятельности собирают немалые суммы и тратят их явно не на те нужды, на которые собирали. И очередных изменений, которые внесены в Закон, многие ждали, а многие боялись. Попробуем разобраться, как они скажутся на волонтерской деятельности в Украине.
Волонтеры по-новому
В первую очередь, изменения коснулись самого понятия «волонтер». В старой редакции Закона волонтер определялся как «совершеннолетнее лицо, гражданин Украины, иностранец или лицо без гражданства, осуществляющее волонтерскую деятельность на законных основаниях». Лица в возрасте с 16 до 18 лет ранее могли осуществлять волонтерскую деятельность только с письменного согласия одного из родителей.
Эта норма вызвала бурное обсуждение. В частности, поднимается вопрос детских волонтерских организаций. В пример приводят достаточно популярную организацию «Дети помогают детям». Противники такого ограничения по возрасту в качестве своих аргументов указывали, что волонтерская деятельность – это не что иное, как добровольная форма организации досуга. В какой-то степени это звучит несколько цинично, но некоторая доля здравого смысла в этих возражениях есть.
Новая редакция Закона снизила возраст, с которого можно заниматься волонтерской деятельностью, до 14 лет. Но указание на то, что в таком случае должно быть письменное разрешение на занятие такой деятельностью со стороны родителей (или хотя бы одного из них) или опекуна, осталось. С одной стороны, это ограничение весьма разумно. В ряде случаев волонтерская деятельность сопряжена с определенными трудностями и психологическими нагрузками. Еще одним важным соображением в пользу того, что разрешение на занятие волонтерской деятельностью для несовершеннолетних должно все-таки быть, является то, что такая деятельность теперь осуществляется только в рамках волонтерских организаций, а письменное разрешение родителей или лиц, которые их заменяют, на членство несовершеннолетнего в общественной организации просто необходимо.
Также в новой редакции Закона «О волонтерской деятельности» содержится важное уточнение о том, что лица от 14 до 18 лет, занимающиеся такой деятельностью, не могут осуществлять ее в больницах, поликлиниках, диспансерах и других медицинских учреждениях. Предвосхищая возмущение сторонников волонтерства как свободного проявления помощи со стороны волонтера в адрес любого, кто, по его мнению, в ней нуждается, следует отметить, что помощь в медицинских заведениях по уходу за тяжелобольными сопряжена с психологическими нагрузками, которые подростку выдержать очень тяжело. Несмотря на возражения, что «подростки бывают разные», и кто-то может с этими нагрузками вполне справляться, данное законодательное ограничение выглядит разумным и обоснованным.
К тому же, обязательное разрешение на занятие волонтерской деятельностью для несовершеннолетних со стороны родителей и запрет на некоторые виды волонтерской деятельности для тех, кто не достиг 18 лет, имеет еще одну положительную сторону. Это означает, что теперь мошенническим организациям, которые занимаются выманиванием средств у людей под видом волонтерской деятельности, вовлечь подростка будет намного сложнее. Процедура может выглядеть так: заметив на улице подростка, который собирает средства для той или иной волонтерской организации, сотрудник милиции может спросить у него фамилию, имя, отчество, название организации и ее контактный телефон. А потом можно просто проверить, состоит ли подросток в этой организации и есть ли у него письменное разрешение от родителей на занятие волонтерской деятельностью. Если организация никакой волонтерской помощью не занималась и не собиралась ею заниматься, налицо факт втягивания несовершеннолетних в мошенничество, т. е. в преступную деятельность. Известно ведь, что организации, которые представляются как волонтерские и даже имеют некие регистрационные документы, пользуются услугами несовершеннолетних, поскольку им лучше подают, чем взрослым.
В новом тексте Закона «О волонтерской деятельности» содержится еще одно важное ограничение для несовершеннолетних – это п. 8 и 9, ч. 3 ст. 1, касающиеся предоставления волонтерской помощи Вооруженным Силам Украины, другим воинским формированиям, правоохранительным органам, органам государственной власти во время действия особого периода, правовых режимов чрезвычайного или военного положения, проведения антитеррористической операции и предоставление волонтерской помощи по иным направлениям, которые не запрещены законодательством.
Если с п. 8 ч. 3 ст. 1, т. е. с оказанием помощи Вооруженным Силам во время чрезвычайных ситуаций не возникает никаких вопросов, то п. 9 оставляет большое поле для разночтений. Ведь подростка можно привлекать к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера (что может негативно сказаться на его здоровье), но к более безобидным видам волонтерской помощи, согласно все тому же п. 9, его привлекать почему-то нельзя. Это ограничение похоже на нарушение прав несовершеннолетних.
Сложно спорить с тем, что законодатель постарался максимально оградить подростков от нагрузок, которые могут повредить их психическому или физическому развитию, но все же подобный запрет вызывает массу вопросов. Ведь в ч. 3 ст. 1 Закона содержатся и другие виды волонтерской деятельности, занятие которыми повредило бы подростку, и тех, которые дают большую почву для мошенничества и втягивания детей в преступную деятельность, но, тем не менее, их нет в перечне занятий, которые для несовершеннолетних запрещены. Также вызывает вопросы следующий момент: будут ли информировать родителей о том, какой деятельностью занимается их ребенок, и в какой форме должно проходить это информирование. Здесь многое зависит от порядочности самой организации.
Волонтер и волонтерская организация
Без изменений осталось определение волонтерской организации – таковой считается юридическое лицо, которое осуществляет свою деятельность без получения прибыли и получило статус волонтерской организации согласно требованиям законодательства Украины. Это определение, которое содержал старый текст Закона. А новый определяет волонтерскую организацию опосредованно. В частности, в нем указано, что привлекать волонтеров к волонтерской деятельности могут только те организации, которые являются неприбыльными. Никаких указаний на обязательную регистрацию этой организации как волонтерской в Законе нет.
Рассмотрим подробнее ст. 5 Закона Украины «О волонтерской деятельности», поскольку она, по большому счету, единственная, в которой прописаны права и обязанности волонтерской организации. Согласно этой статье, организации и учреждения, которые привлекают волонтеров, имеют следующие права:
осуществлять свою деятельность с составлением договора об осуществлении волонтерской деятельности с волонтером или без составления такого договора в порядке, который определяется законодательством Украины;
получать средства и имущество для осуществления волонтерской деятельности;
самостоятельно определять направления волонтерской деятельности;
выдавать волонтерам удостоверения, которые удостоверяют их личность и вид волонтерской деятельности в рамках организации;
возмещать волонтерам траты, связанные с предоставлением ими волонтерской помощи;
страховать жизнь и здоровье волонтеров на время осуществления ими волонтерской деятельности;
привлекать к сотрудничеству иностранцев и лиц без гражданства для осуществления волонтерской деятельности на территории Украины, направлять граждан Украины за рубеж для осуществления волонтерской деятельности и др.
Обязанностей у этих организаций по сравнению с правами очень мало. Они должны обеспечивать волонтерам безопасные для жизни и здоровья условия осуществления волонтерской деятельности, проводить подготовку волонтеров, предоставлять волонтерам достоверную информацию о сути и особенностях осуществления волонтерской деятельности, обеспечивать свободный доступ к информации, которая касается волонтерской деятельности.
Вопрос, который волнует большинство граждан, желающих выделить средства на волонтерскую деятельность: «Как опознать мошенника?» Исходя из анализа прав и обязанностей организаций, которые могут привлекать волонтеров к своей деятельности, видим, что четких гарантий на сегодня у граждан нет. Никто не говорит, что такая организация должна быть определенным образом зарегистрирована как волонтерская, никто не вменяет такой организации в обязанность страховать жизнь и здоровье волонтеров в случае, если они оказывают волонтерскую помощь Вооруженным Силам во время чрезвычайного положения. Никто не выдвигает четких требований к такой организации, кроме одного – она должна быть неприбыльной. В таких условиях отличить мошенника от честного волонтера затруднительно.
Организации имеют право компенсировать расходы, связанные с осуществлением волонтерской деятельности, но никто не гарантирует, что она будет это делать. Ответственность таких организаций определена очень размыто – согласно действующему законодательству, они обязаны возместить прямые убытки, связанные с их деятельностью, только в случае одностороннего расторжения договора. Как видно из самого текста нормы, волонтер может расторгнуть договор, и убытки ему должны быть возмещены. Но если мы обращаемся к перечню прав такой организации, то видим, что заключение договора об осуществлении волонтерской деятельности с гражданином Украины, иностранцем или лицом без гражданства – это право организации, но никак не обязанность. Такие формулировки дают широкие возможности для мошенничества не только в виде нецелевого расходования полученных средств, но и в виде возможностей обмануть волонтера, который без заключения соответствующего договора осуществлял волонтерскую деятельность и понес убытки.
Несомненно, указание на то, какой должна быть волонтерская организация и на каких началах она должна осуществлять свою деятельность – это позитивная норма, но в том виде, в каком она существует на сегодняшний день, полноценно защитить граждан от риска стать жертвами мошенников она не может, и потому нуждается в доработке.
Гарантии для волонтеров, находящихся в зоне боевых действий
Положительным моментом можно считать то, что в Законе появились гарантии для лиц, которые осуществляют волонтерскую деятельность в зоне боевых действий. Так, согласно последним изменениям от 5 марта 2015 г., установлено, что в случае смерти волонтера, который осуществлял волонтерскую деятельность в районе проведения антитеррористической операции, боевых действий и вооруженных конфликтов, семье погибшего, его родителям и лицам, которые находятся у него на содержании, выплачивается денежная компенсация в размере 500 прожиточных минимумов, которые установлены законодательством для трудоспособных лиц.
В случае установления инвалидности волонтера вследствие ранения или контузии, травмы либо увечья, если оно получено во время осуществления волонтерской помощи в районе проведения антитеррористической операции, боевых действия или вооруженного конфликта, ему выплачивается одноразовая денежная помощь в следующих размерах в зависимости от степени утраты трудоспособности:
в случае установления инвалидности I группы – 250 прожиточных минимумов, которые установлены для трудоспособных лиц;
в случае установления инвалидности II группы – 200 прожиточных минимумов;
в случае установления инвалидности III группы – 150 прожиточных минимумов.
Сейчас прожиточный минимум составляет 1176 грн.
Как видим, государство, несмотря на то, что не вменило в обязанность организации страховать лиц, которые от ее имени осуществляют волонтерскую деятельность, предусмотрело вопрос компенсаций хотя бы тем лицам, которые получили во время осуществления такой деятельности инвалидность. Однако вопрос компенсаций для тех волонтеров, которые получили инвалидность или погибли (в таком случае компенсация полагается их семьям) при ликвидации последствий техногенных или природных катастроф, остается открытым.
Несмотря на всю значимость подобной нормы в новой редакции Закона, нельзя не отметить, что она носит злободневный характер и не учитывает иные ситуации, в которых волонтер может лишиться жизни или получить инвалидность. Поэтому эта норма, в частности ст. 6 Закона «О волонтерской деятельности», также нуждается в доработке. Как минимум, необходимо расширить список ситуаций, в которых волонтер может погибнуть или получить увечье, которое влечет за собой потерю трудоспособности.
Подводя итоги, можно с уверенностью заявить, что несмотря не некоторые недостатки этого Закона, для регулирования волонтерской деятельности в Украине уже сделано достаточно много. И внушают оптимизм заявления, что это только начало, а в впереди будет много нормативных актов, которые помогут привести волонтерскую деятельность в Украине к европейскому уровню.