Контрабандисты используют даже грудных детей. Вот он едет, у него все заднее сиденье загружено, плюс полный багажник, и на крыше еще полно всего, днище машины проседает. Зато «с младенцем». Ведь по рекомендациям ОБСЕ у нас создана на пропускных пунктах «вторая очередь» для машин с беременными, больными, детьми. И его обязаны через эту очередь скорее пропустить. А он четыре раза в день так проезжает.

Волонтер Алексей Липириди: контрабандисты в АТО используют даже младенцев. Прибыль огромна, бутылка пива может стоить 100 грн 

Алексей известен читателям по февральскому интервью, в котором рассказал, как из директора автобазы сделался курьером, доставляющим бойцам на передовую все необходимое. Сейчас он вошел в одну из новосозданных мобильных групп по борьбе с контрабандой в АТО. Ниже - его рассказ о том, кто и как ловит контрабандистов, сколько стоит пропустить фуру «контрабаса» к террористам и чем плохи рекомендации ОБСЕ.

Идея мобильных групп была обсуждена неделю назад (интервью записано 23 июля. - Авт.) на встрече у президента, в которой участвовали и волонтеры, и представители заинтересованных госструктур. От волонтеров изначально были Георгий Тука (ныне - глава Луганской военно-гражданской администрации. - Авт.), Роман Доник, Юрий Бирюков и Павел Кащук. Потом был приказ АТЦ, распоряжения по соответствующим ведомствам. В итоге с прошлого понедельника на разграничительной линии начали работать семь таких групп.

Каждая группа имеет свою территорию и свою базу, но все они взаимосвязаны, и все - взаимозаменяемы. В их состав входят представители Фискальной службы, СБУ, пограничников, Военной службы правопорядка и волонтеры. Последних немного - по одному-два человека на группу. Каждой группой руководит старший офицер СБУ, скажем так, выше майора. Спецлужба осуществляет и общую координацию. Всего в каждой группе 20-25 человек. Часть из них - группа поддержки, то есть, военные, а конкретно - десантники. Они имеют тяжелое стрелковое оружие и бронетехнику.

К сожалению, это нужно в первую очередь против «своих». Ведь мы останавливаем контрабанду на нашей территории, где ее «крышуют» наши же армейцы, силовики, бойцы добровольческих батальонов. Все они, разумеется, вооружены. Вот почему в составе групп - десантура с «броней».

У групп уже были конфликты с представителями наших же силовых структур, когда мобильные группы задерживали транспорт для проверки груза и документов, а кто-то их пытался освободить. Приходилось побряцать оружием. К счастью, до перестрелок пока не доходило. Наша поддержка достаточно хорошо вооружена, хотя подробностей открыть я не могу.

Что мы делаем? Ездим по полям, по посадкам - и ловим транспорт, который перевозит грузы через линию соприкосновения в обход официальных пунктов пропуска и по поддельным документам. Ну вот пример: едет, якобы не на ту сторону, а по нашей территории, но почему-то по полям, фура. По документам - с «молочкой». Проверили - а за «молочкой», глубже в кузове, спрятана куча спиртного. Или еще случай: везут сыр, 500 килограммов. И по накладным выходит, что этот сыр стоит 2 гривни килограмм. Две тонны курятины - по 15 гривен килограмм, согласно накладным. Ну понятно же, что эти накладные - липовые, и понятно, куда на самом деле все эти фуры собрались.

Волонтер Родион Шовкошитный буквально сегодня описывал случай: 21 фура, целая колонна, задержана ночью с алкоголем, сигаретами и т. д., причем не на дороге, а в полях. Она задержана одной из наших групп. К сожалению, по одной фуре потом попал «блуждающий танк», она сгорела. Жертв не было.

Кто-то говорит, что на самом деле ее сожгли борцы с контрабандой. Ну, все так думают. Но это же фронт. Любая колонна вызывает определенный интерес с той стороны. Они же не знают, что там. В том случае, о котором я говорю, обстрел зафиксирован, он проходит по сводкам... В общем, все может случиться, так что лучше контрабандистам не ездить.

Наша задача - предотвратить транспортировку и максимально надежно задокументировать нарушение. Чтобы не было так, как повсеместно происходило ранее, когда местные суды отпускали задержанные машины вместе с грузом, поскольку те, видите ли, задержаны с процессуальными нарушениями. У наших групп есть специалисты и все полномочия. Далее дела передаются по инстанции.

Естественно, мы не ездим наугад. Расставлены люди, собираются данные. Как только мы получаем сигнал, что где-то движется что-то подозрительное - выезжаем на перехват. За несколько первых дней предварительные результаты неплохи. Грузы останавливаются десятками фур и сотнями тонн. Ну а каковы будут окончательные решения, говорить пока рано. Кстати, сегодня, на круглом столе, организованном группой «Депутатский контроль», я просил народных депутатов направить депутатские запросы в суды и органы прокуратуры в зоне АТО и о количестве дел по контрабандистам, и о количестве фур, возвращенных судами их якобы законным владельцам.

Пока еще есть некоторые несостыковки чисто материального характера. На том же круглом столе я озвучивал проблему: для мобильных групп не предусмотрели достаточно горючего. Если у десантуры топливо есть (у них поставки по своей линии), то пограничники-фискалы-СБУ ездят на том, что изыскивают волонтеры. Начштаба АТЦ СБУ Геннадий Кузнецов записал мое замечание, надеюсь, ситуацию вскоре исправят.

Тот факт, что мобильные группы состоят из представителей разных ведомств, не только позволяет использовать полномочия всех этих ведомств одновременно. Это еще и содействует тому, что они не коррумпированы. Людям было бы сложно договориться, что, вот, мы поймали два грузовика, давайте отпустим их за двести тысяч гривен. Кстати, это не самая высокая цена: в зависимости от груза, фура «стоит» от ста до четырехсот тысяч. Потому что прибыль контрабандистов все равно огромна: я слышал, что бутылка пива на территориях «республик» может стоить 100 грн, бутылка кока-колы - 60 грн.

Кстати, есть люди, которые говорят о недопустимости «блокады». Так вот, мне сложно себе представить, что фуры с водкой или пивом - это гуманитарный груз для мирных жителей.

Я, правда, не считаю, что передвижение через линию соприкосновения нужно закрыть вообще. Для мирных жителей право пересекать ее должно остаться. У людей бывают разные обстоятельства жизни. Другое дело - контрабанда. Гуманитарные грузы должны пропускаться, но контрабанда проходить не должна. А чтобы контрабанду не прикрывали «гуманитаркой» - как происходит сплошь и рядом - должны быть документальные подтверждения того, где этот груз разгружен и кому пошел. И, конечно, алкоголь, сигареты, металлические чушки и т. п. никаким гуманитарным грузом быть не могут, ни при каких документах. Вы это кушать не будете.

Сепаратисты, насколько я понимаю, пока в растерянности от наших мобильных групп. Есть информация, что цена провоза сильно выросла, а контрабандисты стараются кататься меньше. Понятно, всех мы не переловим, но поток контрабанды можно уменьшить.

В стратегическом смысле правильно было бы укрепить это все законодательными актами. Например, у нас есть официально определенные пункты пропуска, дороги к ним, и есть официальное время пропуска (исключительно в светлое время суток). Так вот, хорошо бы издать закон о том, что посторонние грузовые транспортные средства и грузы, обнаруженные в зоне АТО вне «официальных» дорог или в запрещенное время, должны изыматься. Машины - в пользу армии, грузы - хоть в пользу армии, хоть в пользу местного мирного населения, или, допустим, детских домов.

Должна соблюдаться норма груза при пересечении контрольного пункта. Для легкового автомобиля - 50 кг. И это должен быть товар немассовый. Если ты закупился на украинском базаре продуктами для семьи - это одно дело. Но если «мирный житель» везет 20 фонариков, то ясно, что не для личного пользования. Здесь тоже нужны бы законодательные новации - но, увы, у нас парламент во время войны спокойно ушел в отпуск…

А тем временем контрабандисты используют даже грудных детей. Вот он едет, у него все заднее сиденье загружено, плюс полный багажник, и на крыше еще полно всего, днище машины проседает. Зато «с младенцем». Ведь по рекомендациям ОБСЕ у нас создана на пропускных пунктах «вторая очередь» для машин с беременными, больными, детьми. И его обязаны через эту очередь скорее пропустить. А он четыре раза в день так проезжает.

Ребята уже просто записывают время и номера, чтобы хоть как-то их тормозить. Но этого недостаточно, конечно.