История с арестом бывшего губернатора Харьковской области и лидера местной областной организации «Батькивщины» Арсена Авакова обрастает слухами и легендами. Сначала СМИ сообщили, что Аваков задержан в Риме. Но в самом «Интерполе» не спешили подтверждать скандальную информацию. Позже ситуация все-таки прояснилась: Аваков задержан и прокуратура уже взялась за подготовку его экстрадиции на родину. Если, конечно, экс-губернатор не поступит благоразумно и не попросит политического убежища. Как в свое время сделали Богдан Данилишин, Михаил Поживанов и прочие опальные, но дальновидные чиновники.
Судя по всему, Арсен Аваков последует примеру коллег. На примере Юлии Тимошенко и Юрия Луценко украинская власть лишила оппозицию последних иллюзий по поводу своей гуманности. Теперь ни у кого не должно остаться сомнений, что у оппозиционера, которого власть посчитает неугодным, есть два пути: либо находиться в Украине под постоянной угрозой тюремного заключения или, по крайней мере, преследования правоохранительных органов, либо – чемодан, вокзал, Европа. Политическая эмиграция – несомненно, лучшее из двух зол, и власть сделает все, чтобы довести эту аксиому до особо непонятливых оппонентов. Желательно – до парламентских выборов.
Ведь, по сути, политическая эмиграция – это самый оптимальный способ надолго (если не навсегда) исключить человека из активной политической жизни. Примером тому может послужить Беларусь, откуда уже вытолкали в эмиграцию всех, кто хоть как-то мог влиять на ситуацию в стране. Теперь тамошняя оппозиция реально не может бороться с режимом Лукашенко.
Эксперты, опрошенные «Комментариями», считают, что на примере Авакова остальным оппозиционерам прозрачно намекнули, что будет с теми, кого власть считает опасным и неудобным конкурентом. Теперь он в очень невыгодном положении: вернется – сядет, останется за границей – о нем постепенно забудут.
Эта история должна бы натолкнуть на размышления других рейтинговых политиков, а также спонсоров оппозиционных партий. И пусть не обольщаются те оппозиционеры, которые сейчас защищены депутатским мандатом или планируют заиметь оные после октябрьских выборов. Не зря ведь «регионалы» начали так активно муссировать вопрос депутатской неприкосновенности. Конечно, пока что снятие неприкосновенности выглядит как фантастический сценарий: в самой Партии регионов признают, что даже простое большинство под этот вопрос «наскрести» будет трудно, что уж говорить о конституционном. Но, судя по тому, как в 2010 году формировалась коалиция и решались другие важные вопросы, для «регионалов» нет понятий «невозможно» или «незаконно». Есть другой постулат: «если нельзя, но очень хочется, то можно». Посему страх перед отменой неприкосновенности сделает вопрос политической эмиграции особенно острым - лучше в Раду не потыкаться, а быстро сложить чемоданы. Ведь найти управу можно на каждого, особенно если встанет вопрос мести – либо за нанесенные политические обиды, либо за спонсорство обидчиков.
Украинские оппозиционеры давно уже усвоили поговорку «от тюрьмы да от сумы не зарекайся». Об этом им напоминает и главная узница страны – Юлия Тимошенко. В последнем письме, посвященном выборам в Обухове, она недвусмысленно намекает: если не объединимся, будем перестукиваться. Перефразируя меткое выражение Юлии Владимировны, можно сказать: если не объединитесь, будете, как белорусские оппозиционеры, жить заграницей, гадая на кофейной гуще, когда эта власть сама сдастся…