Если посмотреть, что успел сделать новый парламент в законодательной сфере за свою первую сессию, то КПД его будет стремиться к нулю. Впрочем, о КПД пока вряд ли кто-то серьезно думает, поскольку первые месяцы ушли на кадровый дележ и поиск политических ниш. У оппозиции пока было только одно ЧП - «тушки» Табаловы. При этом все три оппозиционные фракции пока держатся монолитом. Впервые, пожалуй, с дисциплиной у оппозиционеров ситуация обстоит даже лучше, чем у провластного большинства. Однако это не заслуга оппозиционеров, а внутривидовые проблемы провластных депутатов. Свои сбои с дисциплиной у оппозиции были при голосовании за декриминализацию статьи, по которой осуждена Тимошенко, когда 20 соратников Юлии Владимировны просто отсутствовали в зале.

Да, власть свои кадровые вопросы с горем пополам в парламенте, конечно, решила. Но то, с каким трудом это было сделано, ставит сразу несколько глобальных вопросов. Во-первых, что собой являет на сегодняшний день фракция Партии регионов. Как показало голосование в четверг за отставку Сергея Арбузова, в главной парламентской опоре «сваи» не такие уж и железобетонные. Оценивая даже беглым взглядом персон, не голосовавших за отставку главы Нацбанка, или же вообще отсутствовавших в зале, становится понятным, что все эти люди ориентированы либо на секретаря СНБО Андрея Клюева, либо входят в группу «газовиков». Почему «загуляли» именно они, в ПР, конечно, разберутся, но тенденция для власти вырисовывается неприятная. Ведь голосование за отставку «будущего премьера» Арбузова являлось исключительно техническим вопросом. А что же будет, если в парламент будут вноситься серьезные законопроекты Кабмина и Президента. Особенно если они в чем-то будут ущемлять какую-то группу влияния.

Во-вторых, как показало уже упомянутое голосование за Арбузова, внефракционные – не помощники. Точнее, как и прогнозировали «Комментарии», за каждое голосование внефракционным придется доплачивать. Конечно, можно было бы нагнуть их через бизнес, но подобная политика применяться пока не будет. Потому что «тушки» бывают всякие, почему бы оппозиции не заиметь несколько обозленных на власть «тушек». Если в прошлом парламенте у власти всегда была на подхвате депутатская группа «Реформы ради будущего», то в нынешней Раде такого объединения нет. Так же, как нет и человека-распорядителя средств, каким считался Игорь Рыбаков. Сам Рыбаков, конечно, есть. Но он явно вышел в тираж.

В-третьих, «решалой» парламентских вопросов, особенно подковерных, всегда считался Андрей Клюев, но у него начались сбои. Как оказалось, без прямого подключения Андрея Петровича в Раде не проходят элементарные вопросы, подобные отставке Арбузова или лишения депутатского мандата в связи с уходом в Кабмин Игоря Прасолова. Поэтому вполне вероятно, что первый провал «арбузовской» темы – это своеобразная демонстрация Клюевым, что именно он, а не Владимир Рыбак и тем более не Александр Ефремов, может решать вопросы по обеспечению голосов в парламенте. В связи с этим возникает еще один вопрос: как долго Владимир Рыбак продержится на своем посту. Пока что он ведет себя как добрый «старичок-боровичок»: и регламент старается не нарушать, и «борется» с «кнопкодавством» (правда, когда Владимир Васильевич призывает всех голосовать лично, в зале раздается смех), и не лишает слова оппозиционеров. Одним словом, «добрый следователь». Но, видимо, уже через некоторое время Рыбак может добровольно уступить место спикера «злому следователю». Если, конечно, будет принято решение довести парламент до роспуска.

В итоге, ситуация с дисциплиной во фракции ПР доходит даже до курьезов. Оказалось, что восемь «регионалов», в том числе и Нестор Шуфрич, поддержавших декриминализацию Тимошенко, ставят главу фракции в известность о своих намерениях пойти против общепартийной позиции по осужденной экс-премьерше. Оказывается, это делать можно, надо только Ефремову сказать. Казалось бы, абсурд. Однако нынешняя фракция Партия регионов все больше становится похожа на «Нашу Украину», которая держалась лишь на том, что Ющенко был президентом. Но уже никто не мог понять ни логики его кадровой политики, ни перспектив своего будущего…