Главный борец за формализацию собственности мимоходом потряс рынок откатов с информатизации органов власти. Концепция государственной политики в сфере построения информационного общества, поданная им 12.10.2010 года Премьеру, вызвала гевалт среди «проклятых расхитителей социалистической собственности» еще до её официальной публикации.
Первым звоночком стало совместное заявление УСПП и ИнАУ от 22.10.2010 года. Текст его свободен от ссылок на источники и лишен фактажа. Наше внимание обратил истеричный тон заявления, выходящий за рамки обычной неадекватности ИнАУ. Как говорится, «Когда вы не понимаете, о чем с вами говорят – с вами говорят о деньгах. Причем, скорее всего о ваших». Опрос наших экспертов показал, что около 15 миллиардов бюджетных гривен уже растворилось в эфире «информатизации».
На самом же деле, это лишь примерная оценка - никто в Украине не может точно сказать, было ли этих миллиардов всего 15. Общей суммы затрат украинского государства за 12 лет не знает вообще никто. Даже в «абсолютных гривнах», при том, что курс за эти годы много раз менялся. А сколько миллионов долларов «бескорыстной» международной помощи канули в Лету чьих-то карманов, оставив за собой лишь весомый след во внешнем государственном долге?
Как выяснилось, истинный масштаб этой дыры в бездонной бочке госбюджета можно установить только путем сведения воедино архивов трех независимых государственных органов – ГлавКРУ, Счетной палаты ВРУ и Генпрокуратуры. Однако, этого никто до сих пор еще не делал – не родился еще в Украине тот Геракл, которому под силу расчистить эти авгиевы конюшни. Да и, положа руку на сердце, за 12 лет никому в украинском правительстве это просто не было выгодно. Выгодно было молча участвовать.
Воровали «на информатизации» просто до примитивности, с особым цинизмом, даже не пытаясь замести следы. Все всё знали, и никто ни от кого не прятался. За 2009-2010 годы только открыто на своем официальном сайте Счетная палата ВРУ опубликовала поразительные факты: «Проведено аудит використання бюджетних коштів, виділених Верховному Суду України», «За великі гроші - в кам'яний вік», «Відкритість судової влади дається важко і дорого»и другие. А сколько документов Счетной палаты попали прямиком в корзины ГлавКРУ и Генпрокуратуры, минуя открытую публикацию?
Для тех, кому лень читать – немного деталей. Этой проблеме были посвящены подзабытые уже указыПрезидента Украиныот31.07.2000 № 928 “Про заходи щодо розвитку національної складової глобальної інформаційної мережі Інтернет та забезпечення широкого доступу до цієї мережі в Україні”и от 17.05.2001№ 325 “Про підготовку пропозицій щодо забезпечення гласності та відкритості діяльності органів державної влади”.Секретариат Кабинета Министров выступил торговым агентом некоего ЗАО «Софтлайн», выдав ему «эксклюзивчик» на все запланированные работы. «Софтлайн» централизованно обилетил веб-порталами более 60 органов госвласти. Секретариат Кабмина отдал «Софтлайну» еще и системы документооборота. Результат – еще более 50 органов госвласти посажены на ту же иглу. Кто получил комиссионное вознаграждение – история умалчивает, но г-н Бондарь чувствует себя хорошо.
Самое интересное, что условия договоров не предполагали передачи заказчику (государству) имущественных прав на созданные и внедренные системы. Они не куплены, а… арендованы. В результате, казна ежегодно перечисляет «Софтлайну» миллионы гривен не только за техническое сопровождение систем, но и в виде «роялти» за право использования. По сути, компания «Софтлайн», среди владельцев которой – иностранные граждане, не только сдала Украине в аренду критичные для государства компьютерные программы, но и получила доступ ко всему документообороту правительства. Удивительно, как «компетентные органы» до сих пор не усмотрели здесь угрозы национальной безопастности Украины.
Подсадив госорганы на иглу, «Софтлайн» теперь без затей выдаивает бюджетные деньги. Принцип тот же, что у торговца наркотиками – первая доза бесплатно, но куда ты денешься потом?! Обратиться к другому дилеру, простите, подрядчику – невозможно, так как решения лицензионно закрыты. Поэтому качество услуг по сопровождению ранее установленных систем плавно достигает уровня грунтовых вод.
Ничуть не менее интересно и плодотворное сотрудничество Министерства юстиции с компанией «Арт-Мастер». Специально для слива денег создано госпредприятие «Информационный центр», и все реестры и базы нотариальной системы, судебных решений и прочие – платно обилечивают граждан Украины на каждом шагу, при этом полученные средства пролетают мимо бюджета прямиком в карманы «бизнесменов». Естественно, и в виде роялти тоже. Минюст жалуется, что судам не хватает денег на бумагу и скрепки, в то время, как только из бюджета «на реестр» слито 65 млн. гривен. Реестр не работает, а деньги идут!
Эти факты – лишь экскремент одинокого баклана на верхушке надводной части айсберга. Каждый шеф каждого органа государственной власти тщательно растит персональный айсберг и прикармливает собственных «бакланов». 10 дней, которые потрясли этих прожорливых, но недальновидных птиц, приключились с 12 по 22 октября.
12 октября министр экономики Василий Цушко официально, в полном соответствии с Регламентом Кабмина, направил Премьер-министру политическое предложение, к которому прилагался проект Концепции государственной политики в сфере развития информационного общества. Секретариат Кабмина подкормил бакланов копией скандального документа раньше, чем текст попал к адресату! Вожаки бакланьих стай (ассоциаций) – УСПП (И. М. Петухов), АПИТУ (Ю. И. Пероганич) и «ИТ-Украины» (И. В. Лисицкий, где «Софтлайн» - главный действительный член) прочли Концепцию раньше самого Премьера.
Опуская громоздкости официального текста, суть Концепции сводится к следующему. Как истинный социалист, Цушко решил не просто формализовать айсберги, но и объединить их в единое национальное ледовое поле. А попутно, чтобы два раза не вставать, провести инвентаризацию бакланов. Чтобы гадили не как попало, а строем, согласно стандарту ISO9000/9001.
Разумное объяснение этой неожиданной социалистической активности просматривается только одно. Раз уж Минэкономики обязано контролировать все государственные расходы, то министр-социалист эти расходы счел социалистической собственностью. Соответственно, денежные потоки надо социалистически централизовать, а бакланов возглавить и контролировать.
Почему так срочно? Политический график этой страны на ближайший месяц задан жестко: неделя до выборов, потом выборы. К 3 ноября станут понятны результаты, а значит – и действительный вес всех политических сил. Тут же начнется сессия Верховной Рады, где первый и главный вопрос – Налоговый кодекс. На Налоговый кодекс завязан следующий пункт повестки дня – бюджет 2011 года. До (или без) Налогового кодекса бюджет никто рассматривать не станет – его доходная часть намертво завязана именно на будущие налоги. Потому все спешат вскочить в быстролетящий поезд дерибана-2011.
Как в детской загадке – «кто сильнее, слон или кит?» - участников рынка дерибана сейчас интересует вопрос: чем же закончится борьба Цушко с другими тяжеловесами за денежные потоки «на информатизацию»? Как минимум, в этой вотчине просматриваются интересы еще и В. П. Семиноженко, и шефа Госспецсвязи Л. И. Нетудыхаты, и шефа Главгосслужбы Т. Мотренко. Если же Цушко возьмет верх – будет ли он строить имеющихся бакланов, или у него наготове припрятан отдельный даже не баклан, а целый фламинго, розово-лесбиянского цвета флага Соцпартии? Париж стоит мессы, миллиарды стоят борьбы!